Дело № 2-669/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 апреля 2011 года
Восточный районный суд г. Бийска Алтайского края в составе:
председательствующего: С.А. Сухаревой,
при секретаре: М.С. Лузгиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой ВГ к Администрации г. Бийска о признании действий незаконными, возложении обязанности внести изменения в дополнительное соглашение о предоставлении квартиры,
УСТАНОВИЛ:
Смирнова В.Г. обратилась в суд с указанным иском.
В обоснование заявленных требований ссылаются на то, что Д.М.Г. Администрацией г. Бийска на основании постановления <номер> «О заключении соглашения о предоставлении Смирновой В.Г. взамен изымаемого жилого помещения аварийного жилищного фонда иного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену» между истцом и ответчиком заключено соглашение <номер> о предоставлении взамен жилого помещения, подлежащего изъятию, иного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Д.М.Г. истцом в адрес Администрации г. Бийска направлено требование о внесении изменений в соглашение сторон, согласно которого истец требование внести изменения в соглашение, а именно: 1. абзац второй пункта 4 соглашения изложить в следующей редакции :»Вышеуказанная квартира расположена на втором этаже, имеет общую площадь 24,7 кв.м., кадастровый номер квартиры <номер> 2. четвертый абзац пункта 7 соглашения изложить в следующей редакции: «стоимость квартиры по адресу : <адрес>, составляет .......». 3. пункт 8 соглашения дополнить следующей редакцией : «Разница стоимости составляет отрицательное значение, а именно: минус ........». 4. пункт 9 соглашения изложить в следующей редакции: «На основании Постановления Администрации Алтайского края от 05.03.2009 г. «Об утверждении краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом стимулирования развития рынка жилья».
После чего Д.М.Г. между Администрацией г.Бийска, действующей от имени муниципального образования город Бийск в лице начальника отдела по учету и распределению жилой площади Администрации г.Бийска ОИИ, действующей на основании постановления Администрации г.Бийска от Д.М.Г. <номер> «О внесении изменений в постановление Администрации г.Бийска от Д.М.Г. <номер> «О заключении соглашения предоставлении Смирновой В.Г. взамен изымаемого жилого помещен аварийного жилищного фонда иного жилого помещения с зачетом стоимости в выкупную цену», с одной стороны, и Смирновой ВГ, с другой стороны, было заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в Соглашение о предоставлении взамен жилого помещения, подлежащего изъятию иного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда <номер> Д.М.Г., согласно которому внесены следующие изменения:
-в абзац 2 пункта 4 Соглашения о предоставлении в жилого помещения, подлежащего изъятию, иного жилого помещения зачетом его стоимости в выкупную цену гражданам, переселяемым аварийного жилищного фонда <номер> от Д.М.Г., заменив его «Вышеуказанная квартира расположена на 2 этаже, имеет oбщую площадь 26,2 кв.м.» словами «Вышеуказанная квартира расположен на 2 этаже, имеет общую площадь 24,7 кв.м.».
Исключить из Соглашения <номер> условия об оплате Смирновой В.Г. обязанности оплатить разницу между выкупной стоимостью квартир в размере ........, в дополнительном соглашении не было предусмотрено условие о выплате Смирновой В.Г. разницы между стоимостью указанных квартир.
На данное обстоятельство истцом было указано при подписании дополнительного соглашения, на что ей ответили, либо подписываете дополнительное соглашение в таком виде, либо жилье предоставлено не будет.
Подписав дополнительное соглашение на данных условиях, Д.М.Г. истец обратилась в МУ «Управление муниципальнымимуществом Администрации г.Бийска» с заявлением о выплате ей разницы в стоимости передаваемого имущества путем перечисления денежных средств на ее расчетный счет.
Согласно ответу начальника Управления муниципальным имуществом Администрации г.Бийска оснований для выплаты разницы в стоимости передаваемого имущества не имеется, поскольку как соглашением так и дополнительным соглашением возмещение разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения по <адрес> и предоставляемого жилого помещения по <адрес> не предусмотрено.
По результатам прокурорской проверки было установлено, что поскольку вышеуказанные соглашения не содержат условиеоб обязанности Администрации г.Бийск возместить истцу стоимость разницы в площади между изымаемой и предоставляемой квартирой, оснований для возложения на Администрацию города обязанности по возмещению данной разницы в размере ....... не имеется.
Д.М.Г. представителем истца в адрес Администрации г.Бийска было направлено заявление с просьбой внести изменения в дополнительное соглашение о внесении изменений в Соглашение о предоставлении взамен жилого помещения, подлежащего изъятию, иного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда <номер> от Д.М.Г. Д.М.Г., заключенного между Администрацией г.Бийска, действующей от имени муниципального образования город Бийск, в лице начальника отдела по учету и распределению жилой площади Администрации г.Бийска ОИИ, действующей на основании постановления Администрации г.Бийска от Д.М.Г. <номер> «О внесении изменений в постановление Администрации г.Бийска от Д.М.Г. <номер> «О заключении соглашения о предоставлении Смирновой В.Г. взамен изымаемого жилого помещения аварийного жилищного фонда иного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену», с одной стороны, и Смирновой ВГ, с другой стороны, дополнив дополнительное соглашение пунктом следующего содержания:
«Администрация г.Бийска обязуется оплатить Смирновой ВГ разницу между выкупной стоимостью квартиры по адресу: <адрес> и стоимостью квартиры по адресу: <адрес> в размере ....... путем перечисления на расчетный счет <номер>, открытый в ОАО АК СБ Бийское отделение №153 на имя Смирновой ВГ».
Однако на данное заявление Администрация г.Бийска ответила отказом, указав на то, что отсутствуют законные основания для выплаты истцу суммы в размере ........
В тоже время, согласно п. 7 ст.32 ЖК РФ при определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения...
В соответствии с п.20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» в случае
соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам ч.7 ст.32 ЖК РФ с зачетом стоимости (часть 8 ст.32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже
выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения.
Соглашением сторон выкупная стоимость квартиры по адресу: <адрес> составила ....... стоимость квартиры по адресу: <адрес> составила ........ Таким образом, разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения составляет ....... и подлежит выплате собственнику, т.е. Смирновой В.Г.
С отказом Администрации г.Бийска о внесении изменений в дополнительное соглашение истец не согласна, считает его незаконным.
На основании изложенного, просит признать незаконными действия Администрации г.Бийска в части невнесения в дополнительное соглашение от Д.М.Г. изменений в Соглашение о предоставлении взамен жилого помещения, подлежащего изъятию, иного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда <номер> от Д.М.Г., условий о выплате Смирновой ВГ разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу : <адрес>, и передаваемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Признать незаконным отказ Администрации г.Бийска от Д.М.Г. о внесении изменений в дополнительное соглашение от Д.М.Г. о внесении изменений в Соглашение о предоставлении взамен жилого помещения, подлежащего изъятию, иного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда <номер> от Д.М.Г..
Обязать Администрацию г.Бийска внести изменения
в дополнительное соглашение от Д.М.Г. о внесении
изменений в Соглашение о предоставлении взамен жилого помещения,
подлежащего изъятию, иного жилого помещения с зачетом его
стоимости в выкупную цену гражданам, переселяемым из аварийного
жилищного фонда <номер> от Д.М.Г., дополнив его пунктом
следующего содержания:
«Администрацияг.Бийска обязуется оплатитьСмирновой ВГ разницу между выкупной стоимостью квартиры по адресу: <адрес> и стоимостью квартиры по адресу <адрес> в размере ....... путем перечисления на расчетный счет <номер>, открытый в ОАО АК СБ Бийское отделение N 153 на имя Смирновой ВГ».
Истец Смирнова В.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена надлежаще, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, что суд находит возможным.
Представитель истца по доверенности Гудым О.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Администрации г. Бийска, третьего лица МУ «Управление муниципальным имуществом Администрации г. Бийска» Овчаренко И.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования истца не признала, просила отказать в их удовлетворении.
В обоснование возражений ссылалась на то, что Программа по переселению их ветхого жилья 05 марта 2009г. № 75, в Программе был закреплен исчерпывающий перечень домов. Таких домов, которые относятся к ветхому жилью, на тот момент было 35, в том числе и дом, где расположена квартира Смирновой. Во время заключения Соглашения со Смирновой действовало 2 нормативно-правовых акта. Это Программа и ст. 32 ЖК РФ.
В соответствие со ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником изымаемого жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Верховный Суд РФ в постановлении от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» указал, что, если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
У Смирновой квартира по техническому состоянию не соответствует предоставленной квартиры в новостройке, при рыночной оценке стоимость ее будет гораздо выше, чем квартиры по <адрес>. Стоимость квадратного метра в новом жилье составляет 25 450 руб. В случае со Смирновой, если бы вставал вопрос о выплате Смирновой денежной суммы, которую она указывает в исковом заявлении, то Администрация вообще не заключила Соглашение. Доплаты со стороны Администрации быть не может, это не предусмотрено ни договором сторон в Соглашении, ни законом. Просила в иске Смирновой отказать в полном объеме.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца Гудым О.В., представителя ответчика, третьего лица Овчаренко И.Г., суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
В судебном заседании из материалов дела, пояснений сторон установлено, что истцу на праве собственности принадлежала <адрес>
Данное жилое помещение было признано аварийным.
Постановлением администрации г. Бийска № 496 от 27 февраля 2010 года истцу взамен изымаемого у нее жилого помещения по <адрес>, общей площадью 25,6 кв.м., признанного аварийным и подлежащим сносу, представлено жилое помещение по <адрес>, общей площадью 26,2 кв.м.
Стоимость жилого помещения по <адрес> была определена в размере ........, стоимость жилого помещения по <адрес>- ........ При этом, стоимость предоставляемого жилого помещения зачитывалась в выкупную стоимость изымаемого жилого помещения с условием возмещения истцом администрации г. Бийска разницы между стоимостью жилых помещений в размере ........
Д.М.Г. между ответчиком администрацией г. Бийска и истцом было заключено соглашение <номер> о предоставлении взамен жилого помещения, подлежащего изъятию, иного жилого помещения, с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Истцу предоставлена рассрочка по выплате указанной денежной суммы сроком на 6 месяцев, установлен график платежей. Истцом платежи за квартиру не производились.
Д.М.Г. Смирнова В.Г. обратилась в Администрацию г. Бийска с требованием о внесении изменений в Соглашение от Д.М.Г. в связи с уточнением общей площади квартиры по <адрес>, которая при обследовании при вселении составила 27,7 кв.м. вместо указанной в Соглашении 26, 2 кв.м.
На основании данного заявления Д.М.Г. между Администрацией г. Бийска от Смирновой В.Г. заключено дополнительное соглашение, в котором установлена общая площадь квартиры по <адрес> 24,7 кв.м. соответственно, стоимость квартиры .......
Д.М.Г. Смирнова В.Г. обратилась к ответчику с заявлением о внесении изменений в дополнительное соглашение от Д.М.Г. об оплате истцу разницы в стоимости между выкупной стоимостью квартир по <адрес> в размере .......
Д.М.Г. ответом из Администрации г. Бийска истцу было отказано внести указанные ею в заявлении изменения в дополнительное соглашение.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Истец Смирнова В.Г., обращаясь в суд Д.М.Г. с требованиями о признании действий Администрации г. Бийска незаконным, после получения отказа о внесении с дополнительное соглашение изменений Д.М.Г., установленный законом срок для обращения с данными требованиями не пропустила.
В ходе реализации гл. 6.1 Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановлением администрации Алтайского края от 05 марта 2009 года № 75 была утверждена краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья» на 2009 год.
В соответствии с разделом 3 программы её участниками могут быть муниципальные образования: городской округ, муниципальный район, городское поселение, сельское поселение, которые выполнили условия, предусмотренные п. п. 5, 7-9 ч. 1 ст. 14 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также представили документы, подтверждающие их выполнение.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 20.2 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2009 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Согласно ч. 5 ст. 20.1 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» финансовая поддержка за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан предоставляется субъектам Российской Федерации на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, строительство которых не завершено и строительная готовность которых составляет не менее чем семьдесят процентов от предусмотренной проектной документацией готовности таких многоквартирных домов, в том числе в таких многоквартирных домах, строящихся (создаваемых) с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц. Ч. 7 ст. 20.1 указанного Федерального закона установлено, что приобретение вышеуказанных жилых помещений осуществляется путем предоставления субъектам Российской Федерации финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете соответствующего субъекта Российской Федерации средств на долевое финансирование переселения граждан.
В соответствии с ч. 8 ст. 20.1 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях приобретения жилых помещений, указанных в ч. 5 настоящей статьи, субъекты РФ размещают в порядке, установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», заказ на приобретение таких жилых помещений путем запроса котировок. Согласно ч. 13 ст. 20.1 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» жилые помещения, указанные в ч. 5 статьи и приобретенные в собственность субъекта Российской Федерации, подлежат передаче в порядке, установленном федеральным законом, из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность для предоставления в соответствии с жилищным законодательством гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с ч. 4 ст. 20.2 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан осуществляется в соответствии с жилищным законодательством путем предоставления органами местного самоуправления жилых помещений, приобретенных в собственность субъектами Российской Федерации в соответствии с настоящей главой и переданных в муниципальную собственность в соответствии с ч. 13 ст. 20.1 названного Федерального закона.
П. 3 ст. 2 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32 и 86 ЖК РФ.
Согласно разделу 4 краевой адресной программы способами переселения граждан из аварийного жилищного фонда являются предоставление взамен жилого помещения, подлежащего изъятию, собственнику такого помещения иного жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену (ст. 32 ЖК РФ) и предоставление жилого помещения по договору социального найма (ст. 86 ЖК РФ).
Исходя из анализа перечисленных норм, суд приходит к выводу о том, что Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не регулирует порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Ч. 4 ст. 16 указанного Федерального закона гласит: «В случае приобретения субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с настоящим Федеральным законом по цене, превышающей цену приобретения жилых помещений, рассчитанную с учетом указанной в п. 5 ч. 2 настоящей статьи предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов. В случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета».
Данная норма устанавливает порядок финансирования (возмещения) расходов в случае приобретения субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда по цене, превышающей цену приобретения жилых помещений, либо в случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, подтверждением чему является норма ч.5 ст. 16 указанного Федерального закона, согласно которой финансирование расходов, указанных в части 4 настоящей статьи, за счет средств Фонда не допускается, и их отдельный учет осуществляется в составе расходов бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и (или) бюджетов соответствующих муниципальных образований.
При таких обстоятельствах при разрешении настоящего спора необходимо руководствоваться положениями ЖК РФ и соответствующими разъяснениями Верховного Суда РФ.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Согласно п. 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее: в случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам ч. 7 ст. 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Поскольку норма и условия соглашения, заключенного между Администрацией г. Бийска и истцом Д.М.Г., а также дополнительного соглашения от Д.М.Г. оплатить разницу между выкупной стоимостью изымаемого жилого помещения и стоимостью предоставляемого жилого помещения соответствуют требованиям законодательства, соглашения о доплате Смирновой Администрацией разницы между выкупной стоимостью не заключалось, соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке, оно является законным и обоснованным.
Доводы стороны истца о том, что Администрация г. Бийска должна выплатить разницу в стоимости квартир в размере ........ из расчета стоимости квартиры по <адрес> -........, по <адрес>-......., судом во внимание не принимаются, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах исковые требования истца подлежат отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Смирновой ВГ отказать в полном объеме.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г. Бийска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
=.......
.......
Судья : С.А. Сухарева
.......
HI