Дело № 2-1080/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 марта 2011 года Восточный районный суд г. Бийска в составе:
председательствующего: Иванниковой О.И.,
при секретаре: Максимовой Н.С.,
с участием помощника прокурора г. Бийска: Мельниковой М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Чиликина В.Я. к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Чиликина В.Я. с иском к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации» (далее по тексту - ГУ - АРО ФСС РФ), филиалу N Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - филиал N ГУ - АРО ФСС РФ) о возложении обязанности предоставить Чиликину В.Я. путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год за счет средств федерального бюджета.
В обоснование исковых требований истец указал, что в прокуратуру <адрес> поступило обращение Чиликина В.Я. о непредоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение. В результате проведенной проверки установлено, что Чиликину В.Я. в силу ст. 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии со ст. 6.2. указанного закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Согласно п. 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от дата N , с заявлением на предоставление путевки гражданин должен обратиться в исполнительный орган ФСС РФ по месту жительства до 01 декабря текущего года.
дата истец обратился в филиал N ГУ - АРО ФСС РФ с заявлением на предоставление направления на санаторно-курортное лечение, однако в 2010 году путевкой обеспечен не был в связи с их отсутствием путевок. Путевка не выдана истцу до настоящего времени.
В исковом заявлении прокурор <адрес> указывает, что необеспечение Чиликина В.Я. путевкой на санаторно-курортное лечение произошло по причинам, от него не зависящим, в том числе, вследствие недостаточного финансирования Фонда социального страхования РФ.
В силу ст.ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, его право на санаторно-курортное лечение законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование набора социальных услуг.
По мнению прокурора <адрес>, закон также не ограничивает право истца на обеспечение санаторно-курортным лечением в текущем году окончанием года, поскольку право истца осталось нереализованным из-за бездействия государственных органов и не ставит возможность получения путевки за текущий год в зависимость от того, собирается ли он воспользоваться санаторно-курортным лечением в следующем году.
Просит обязать ГУ - Алтайское региональное отделение фонда социального страхования РФ предоставить Чиликину В.Я. путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Мельникова М.Б. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Истец Чиликин В.Я. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Самушкина Г.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. В обоснование возражений ссылалась на то, что финансирование расходов на предоставление гражданам-получателям социальных услуг путевок на санаторно-курортное лечение обеспечивается не бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации, а федеральным бюджетом. Поэтому обеспечить граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, путевками на санаторно-курортное лечение за пределами выделенных из федерального бюджета средств либо за счет каких-либо иных средств (в том числе средств обязательного социального страхования) не представляется возможным в соответствии с действующим законодательством.
По этой причине обеспечить истца путевкой в 2010 году согласно поданному в филиал N ГУ - АРО ФСС РФ дата заявлению до истечения календарного года невозможно, так как путевки выделялись в недостаточном количестве гражданам, которые обратились с соответствующими заявлениями ранее.
Кроме того, просит учесть, что ст. 6.3. Федерального закона № 178-ФЗ определено, что периодом предоставления гражданам набора социальных услуг является календарный год.
Возможность переноса неполученного гражданином за истекший год санаторно-курортного лечения на последующие периоды законом не предусмотрена.
По указанным основаниям просила отказать в удовлетворении требований стороны истца в полном объеме.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд находит исковое заявление прокурора <адрес> подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Спорные отношения регулируются следующими нормами.
Федеральным законом от дата № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», регламентирующим правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, инвалиды.
П. 1 ч. 1 ст. 6.2 вышеуказанного Федерального закона предусматривает предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в качестве составной части набора социальных услуг.
Согласно ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельными категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от дата N (далее по тексту - Порядок в соответствующем падеже), путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
В силу п. 3.7 Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 01 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
Удовлетворяя требования истца, суд исходит из того, что материальный истец Чиликин В.Я. является инвалидом, что подтверждается копией справки МСЭ.
Чиликин В.Я. своевременно - дата обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку для получении путевки формы N /у-04 от дата N о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, однако путевка на санаторно-курортное лечение в 2010 году ему ответчиком - ГУ - АРО ФСС РФ необоснованно не была предоставлена.
Право на обращение с данным заявлением, а также право на получение путевки в 2010 году ответчиком не оспаривалось, однако представитель ответчика ссылался на недостаточное финансирование из федерального бюджета, которое не позволило предоставить путевки на санаторно-курортное лечение всем лицам, обратившимся с соответствующим заявлением.
В соответствии с п. 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N «О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и установлении платы за предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категориям граждан» средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение направляются санаторно-курортным учреждениям, отобранным по конкурсу, проводимому Фондом социального страхования Российской Федерации и включенным в перечень, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а выдача гражданам путевок осуществляется Фондом социального страхования.
Средства Фонда социального страхования РФ на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, предусмотренные в бюджете Фонда на очередной финансовый год, распределяются по исполнительным органам Фонда.
Исполнительные органы Фонда социального страхования РФ предоставляют в Фонд бюджетную заявку на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В нормативно-правовых актах, в том числе в Федеральном законе от дата № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», отсутствуют прямые указания об ограничении обязательств Фонда социального страхования РФ по предоставлению путевок гражданам объемом средств, перечисляемых Фонду социального страхования из федерального бюджета.
В этой связи доводы представителя ответчика о том, что обязательства Фонда ограничены объемом средств, перечисленных Фонду из федерального бюджета, в связи с чем, у Фонда отсутствует возможность удовлетворить потребность всех нуждающихся в лечении в 2010 году, не могут быть приняты во внимание судом, и не являются основанием для отказа в праве на судебную защиту.
Суд соглашается с доводами стороны истца о том, что реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставиться в зависимость от финансирования. Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Доводы ответчика о том, что ежегодное обеспечение граждан санаторно-курортным лечением не предусмотрено и возможность предоставления путевки за прошлое время отсутствует, являются необоснованными, поскольку право на санаторно-курортное лечение у Чиликина В.Я. в 2010 году не прекращается с истечением календарного года в случае, если необеспечение его путевкой произошло по причинам, от него не зависящим, и его право осталось нереализованным из-за бездействия государственных органов. Закон также не ограничивает право на обеспечение санаторно-курортным лечением в текущем году окончанием года и не ставит возможность получения путевки за текущий год в зависимость от того, собирается ли гражданин воспользоваться санаторно-курортным лечением в следующем году.
Согласно справке для получения путевки от дата N формы N /у-04 истец по-прежнему нуждается в санаторно-курортном лечении.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора <адрес> в интересах Чиликина В.Я. к ГУ - АРО ФСС РФ являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ч.3 ст.55 ГК РФ филиал осуществляет свою деятельность от имени общества, которое несет ответственность за их деятельность. Филиал не является юридическим лицом.
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является юридическое лицо ГУ - АРО ФСС РФ, которое и несет ответственность за деятельность своего филиала - филиал N ГУ - АРО ФСС РФ.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Прокурор в соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины.
В связи с удовлетворением исковых требований с ответчика ГУ - АРО ФСС РФ в доход бюджета городского округа муниципального образования <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере . рублей в размере, установленном пп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковые требования прокурора <адрес> в интересах Чиликина В.Я. к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение фонда социального страхования РФ о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Возложить на Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации обязанность предоставить Чиликину В.Я. путевку на санаторно-курортное лечение за 2010 год за счет средств федерального бюджета.
Взыскать с Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации государственную пошлину в размере . рублей в доход бюджета городского округа муниципального образования <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г. Бийска.
Судья О.И. Иванникова