Решение о включении спорного периода в специальный стаж



Дело №2-1374/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 мая 2011г. Восточный районный суд г.Бийска Алтайского края в составе:

председательствующего Кузнецовой С.Г.,

при секретаре Скорых Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карташовой Е.Н. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бийске и Бийском районе о включении спорного периода в специальный стаж,

УСТАНОВИЛ:

Карташова Е.Н. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Бийске и Бийском районе о включении спорного периода в специальный стаж, признании права на указанную пенсию и назначении данной пенсии.

В обоснование иска указывает на то, что имеет педагогический стаж работы более 25 лет и в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста. При обращении в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе (далее - Пенсионный фонд) в назначении ей пенсии на льготных условиях было отказано. Ответчиком не был включен в специальный стаж период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве лаборанта в Бийском лесхоз-техникуме, поскольку наименование должности не соответствует Спискам.

С данным отказом она не согласна, т.к. в спорный период времени выполняла педагогические функции, данное обстоятельство подтверждается приказами по лесхоз-техникуму о закреплении педагогической нагрузки.

Истец просила признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости, включить спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж и обязать ответчика назначить ей данную пенсию со дня обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ

В дальнейшем истец уточнила исковые требовании: просит обязать ответчика включить истцу в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании истец Карташова Е.Н. и ее представитель Никитеева Н.И. заявленные требования с учетом их уточнения поддержали. Дополнительно пояснили, что подсчет стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, может определяться как по нормам, действующим в момент назначения пенсии, так и по ранее действовавшим нормам, в том числе в период приобретения стажа. В рассматриваемый период действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 17 декабря 1959г. №1397 Согласно п.2 Положения в стаж педагогической работы засчитывалась работа в техникумах и других средних специальных учреждениях. До принятия постановления Правительства от 22 сентября 1999г. в педагогический стаж засчитывалась педагогическая работа, независимо от выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки). Такого условия как занятие штатной должности преподавателя для зачета какого-либо периода в педагогический стаж для назначения пенсии законодательство не содержало. В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. №781, периоды выполнявшейся работы до ДД.ММ.ГГГГ засчитываются в льготный стаж независимо от выполнения нормы рабочего времени (педагогической или иной нагрузки).

Кроме того, Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04 сентября 1964г. №398/п-18, установлена ставка заработной платы преподавателям средних специальных учебных заведений в среднем 720 часов в год. В примечании к п.12-1 данной Инструкции указано, что не включается в педагогической стаж время преподавательской работы менее 180 часов в год, выполняемой работниками помимо основной работы.

Аналогичное положение содержится в п.8 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985г. №94, согласно которой работникам предприятий, учреждений, организаций время педагогической работы помимо основной на условиях почасовой оплаты включается в педагогический стаж, если ее объем (в одном или нескольких учреждениях) составляет не менее 180 часов в учебном году.

Истец вырабатывала больше, чем 180 часов в учебный год. Соответственно, данный период подлежит включению в специальный стаж.

Представитель ответчика Еркина Т.О. с иском не согласилась. Полагает, что истец не приобрела право на досрочную трудовую пенсию по старости по п/п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку в спорный период занимала должность лаборанта, не указанную в Списках, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости. Спорный период мог бы быть зачтен ей в специальный стаж по постановлению Правительства РФ №1067 от 22 сентября 1999г. при условии выполнения нормы рабочего времени, установленного объема преподавательской работы, т.е. 720 часов в год. Поскольку подтверждение выполнения такой нагрузки истцом не представлено, то данный период не может быть включен в специальный стаж. С учетом этого ей был установлен специальный стаж только в размере 18 лет 5 месяцев 22 дня, что не давало ей право на льготное пенсионное обеспечение. Инструкции, на которые ссылается истец, не имеют отношения к вопросам назначения пенсии, т.к. регулируют размер и порядок оплаты труда педагогических работников, исходя из выслуги лет. В приказах работодателя нет наименования должности, по которой истец осуществляла педагогическую деятельность. Поскольку не все педагоги имеют право на льготное пенсионное обеспечение, то отсутствие указания должности также является основанием для отказа во включении спорного периода в специальный стаж.

Третье лицо - Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Бийский лесхоз-техникум» о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежаще, представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав истца, ее представителя, представителя ответчика, заслушав свидетеля С., изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с п\п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (в редакции от 30 декабря 2008г. №319-ФЗ; ранее - п\п.10 п.1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 названного Закона, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от из возраста.

В судебном заседании установлено, что Карташова Е.Н. обратилась в Пенсионный фонд за назначением досрочно трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ

Согласно Решению ГУ - УПФР в г.Бийске и Бийском районе от ДД.ММ.ГГГГ № Карташовой Е.Н. было отказано в назначении льготной пенсии по причине отсутствия необходимого педагогического стажа.

Ответчиком установлен специальный стаж работы истца в размере 18 лет 5 месяцев 22 дня, что не давало ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. При этом в специальный трудовой стаж не был включен период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве лаборанта в Бийском лесхоз-техникуме, поскольку наименование должности не соответствует Спискам.

При оценке доводов сторон суд исходит из следующего.

Пунктом 2 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

При определении права на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, используются за все периоды работы «Списки» и «Правила», утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. №781, либо в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 29 января 2004г. №2-П следующие нормативно- правовые акты:

1) за период работы до 01 ноября 1999 года - «Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №463;

2) за период с 01 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года - «Список должностей и учреждений и Правила исчисления сроков выслуги», утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067;

3) за период работы после 12 ноября 2002 года - «Список должностей и учреждений и Правила исчисления сроков выслуги», утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781;

4) Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года №516.

Кроме того, используется Разъяснение Министерства труда РФ от 22 мая 1996г. №5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 Закона РСФСР «О государственных пенсиях» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и пенсию за выслугу лет.

Указанные Списки содержат перечни наименований должностей и наименований учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости. Списки и Правила применяются во взаимосвязи и взаимозависимости.

Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991г. №463 и постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. №781, предусматривают включение в специальный педагогический стаж периодов работы с занятием штатных должностей, указанных в Списках.

Пунктом 1.10 Списка от 29 октября 2002г. к числу общеобразовательных учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии, отнесены техникумы всех наименований. К должностям, работа в которых засчитывается в специальный стаж, отнесена должность преподавателя.

В названных Списках действительно отсутствует такое наименование должности как лаборант.

Однако, постановлением Правительства РФ №197 от 04 апреля 2003г. «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» определена специфика правового регулирования таких работников. А в соответствии с п.4 постановления Минтруда России от 30 июня 2003г. №41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» определены виды работ, которые нельзя рассматривать как совместительство. К таким работам относится педагогическая работа в одном и том же учреждении среднего профессионального образования, выполняемая административными, техническими и иными категориями работников. Соответственно, поскольку данная работа не является совместительством, то при ее выполнении не требуется заключение отдельного трудового договора и внесения соответствующей записи в трудовую книжку. За рамки трудового договора выведена литературная, научная и иная творческая деятельность без занятия штатной должности, медицинская, техническая, бухгалтерская и иная экспертиза с разовой оплатой труда, педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год, осуществление иной разнообразной по характеру деятельности по оказанию образовательных, консультационных, экскурсионных услуг и др.

В судебном заседании из пояснений истца и материалов дела (трудовой книжки истца, справок работодателя, приказов за 1988-1994г.г.) установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Карташова Е.Н. работала в качестве лаборанта в Бийском лесхоз-техникуме, а также осуществляла работу, связанную с образовательным процессом, но не входящую в круг ее основных обязанностей, а именно - выполняла функции преподавателя без занятия штатной должности. Из приказов работодателя усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ за Карташовой Е.Н. была закреплена педагогическая нагрузка в размере 150 часов, на 1988-1989 учебный год - в количестве 390 часов, на 1989-1990 учебный год - 432 часа, на 1990-1991 учебный год - 480 часов, на 1991-1992 учебный год - 360 часов, на 1992-1993 учебный год - 360 часов. Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 30 мая следующего года.

В соответствии с п.2 Приказа Минобрнауки РФ от 24 декабря 2010г. №2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы в размере 720 часов в год. Аналогичные нормы действовали во время работы истца в спорный период (Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденная постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04 сентября 1964г. №398/п-18; Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденная приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985г. №94). Согласно примечанию к п.12-1 Инструкции 1964г., п.8 Инструкции 1985г. работникам предприятий, учреждений, организаций время педагогической работы помимо основной на условиях почасовой оплаты включается в педагогический стаж, если ее объем (в одном или нескольких учреждениях) составляет не менее 180 часов в учебном году.

В судебном заседании установлено, что в спорный период времени истец вырабатывала больше, чем 180 часов в учебный год. Данное обстоятельство подтверждается приказами работодателя.

Кроме того, согласно п.2 Постановления СМ РСФСР от 06 сентября 1991г. №463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Из абзаца первого пункта 1 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999г. №1067), который вводится в действие с 01 сентября 2000г., следует, что работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком от 22 сентября 1999г. №1067, включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

В соответствии с разъяснениям Минтруда РФ от 24 августа 2000г. №9 «О порядке применения постановления Правительства РФ от 20 марта 2000г. №240 «О внесении дополнения в постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999г. №1067» (утв. постановлением Минтруда РФ от 24 августа 2000г. №61) при назначении пенсий за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью положение, установленное абзацем первым пункта 1 Правил, применяется с 01 сентября 2000г.

Для включения в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, периодов работы с 01 ноября 1999г. до 01 сентября 2000г. необходимо занятие штатной должности, предусмотренной Списком (педагогическая или учебная нагрузка, преподавательская работа в должности, не предусмотренная Списком (работа без занятия штатной должности) во внимание не принимается). При этом соблюдение условия выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), установленного объема преподавательской работы не требуется.

Согласно п.4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. №781), периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что периоды, выполнявшейся до 01 ноября 1999г. работы в должностях (в том числе без занятия штатной должности) в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).

Периоды работы с 01 ноября 1999г. до 01 сентября 2000г. засчитываются в стаж при условии занятия штатной должности, предусмотренной Списком независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), начиная с 01 сентября 2000г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных Правилами (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. №781).

Таким образом, независимо от занятия штатной должности и нагрузки период работы истца в качестве лаборанта в Бийском лесхоз-техникуме, осуществлявшего педагогическую деятельность, подлежат включению в специальный стаж истца.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении №11-П от 03 июня 2004г., а также в ряде его определений, статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель не принял мер для создания правовой определенности, в результате чего педагогические работники не могли предвидеть в дальнейшем возможного исключения из педагогического стажа периодов работы.

Исходя из материалов дела, пояснений свидетеля Е. истец в спорный период осуществляла именно педагогическую деятельность.

Доводы представителя ответчика о том, что в приказах работодателя отсутствует указание на наименование должности, в которой истец осуществляла педагогическую деятельность, не могут быть приняты во внимание, поскольку в приказах работодателя имеется указание на характер работы истца. Так, согласно приказу № от ДД.ММ.ГГГГ за Карташовой Е.Н. закреплена педагогическая нагрузка - <данные изъяты>; приказом №-а от ДД.ММ.ГГГГ закреплена педагогическая нагрузка за преподавателями, в частности за Карташовой Е.Н. - <данные изъяты>; приказом № от ДД.ММ.ГГГГ закреплена педагогическая нагрузка за преподавателями, в частности за Карташовой Е.Н. - <данные изъяты>; приказом №б от ДД.ММ.ГГГГ - в соответствии с учебным планом закреплена нагрузка за преподавателями, в частности за Карташовой Е.Н. - <данные изъяты> дробление практики, озеленение; приказом № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с учебным планом закреплена педагогическая нагрузка за преподавателями, в частности за Карташовой Е.Н. - <данные изъяты>; приказом № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с учебным планом закреплена педагогическая нагрузка за преподавателями, в частности за Карташовой Е.Н. - <данные изъяты>.

Из названных приказов следует, что Карташова Е.Н. помимо функций лаборанта в спорный период осуществляла педагогическую деятельность по должности преподавателя техникума.

Исходя из правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в постановлении №11-П от 03 июня 2004г., различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для этих целей правовые средства соизмеримы им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо всего прочего, запрет на введение таких различий в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

В судебном заседании было исследовано пенсионное дело Г., которая в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также работала в Бийском лесхозе-техникуме лаборантом с закреплением педагогической нагрузке в количестве 48 часов в месяц. Данный период был включен Пенсионным фондом в ее педагогический стаж, пенсия назначена ДД.ММ.ГГГГ по выслуге лет. В дальнейшем на основании заявления Г. ей был осуществлен перерасчет пенсии по старости на общих основаниях, как более выгодный для нее вариант.

Отказ Пенсионного фонда во включении в специальный педагогический стаж Карташовой Е.Н. спорного периода работы, имевшего место в тот же промежуток времени, в том же учреждении и в той же должности, что и у Г., не согласуется с принципами правовой определенности и связанной с ней предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.

При таких обстоятельствах отсутствие записей в трудовой книжке истца о работе в качестве преподавателя не может влиять на пенсионные права истца, поскольку факт выполнения истцом педагогической работы в судебном заседании нашел свое подтверждение.

Таким образом, в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, следует включить период работы Карташовой Е.Н. в Бийском лесхоз-техникуме в качестве лаборанта, в течение которого она осуществляла педагогическую деятельность. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из приведенных выше приказов, такая деятельность ею осуществлялась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением ДД, ДД и ДД.ММ.ГГГГ, когда имели место прогулы согласно справке работодателя № от ДД.ММ.ГГГГ), т.е. 5 лет 5 месяцев 27 дней (5 лет 6 месяцев - 3 дня).

Соответственно, данный период подлежит включению в специальный стаж. В удовлетворении остальной части уточненных исковых требований истцу следует отказать.

В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу истца государственная пошлина в возврат в размере Хруб.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Карташовой Е.Н. удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе» включить Карташовой Е.Н. в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (за исключением ДД, ДД и ДД.ММ.ГГГГ) в качестве лаборанта в Бийском лесхоз-техникуме, осуществлявшего педагогическую деятельность.

В удовлетворении остальной части исковых требований Карташовой Е.Н. отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Бийске и Бийском районе в пользу Карташовой Е.Н. государственную пошлину в возврат в размере Хруб.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г.Бийска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Кузнецова С.Г.

Справка: решение на 17.05.2011г. в законную силу не вступило.