Решение о признании права на получение субсидии



Дело №2-1352/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июня 2011г. Восточный районный суд г.Бийска Алтайского края в составе:

председательствующего Кузнецовой С.Г.,

при секретаре                   Леонтьевой Н.А.,

с участием помощника прокурора г.Бийска Мельниковой М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Бийска в интересах Рябова М.В. к Администрации г.Бийска, Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края о признании права на получение субсидии, возложении обязанности включить в список на получение субсидии на строительство или приобретение жилья,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Бийска обратился в суд в интересах Рябова М.В. с иском к Администрации г.Бийска, Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края о признании права на получение субсидии, возложении обязанности включить в список на получение субсидии на строительство или приобретение жилья.

В обоснование иска указывает на то, что Рябов М.В. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Администрации г.Бийска от ДД.ММ.ГГГГ он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список детей-сирот, как не имеющий собственного жилья. Отделом по распределению жилья Администрации г.Бийска в Управление по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края была направлена анкета и учетное дело для включения истца в краевой банк данных на получение безвозмездной субсидии. Однако, по представленной Администрацией г.Бийска информации Рябов М.В. не был включен Управлением по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края в сводный общекраевой список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, на получение субсидии на строительство или приобретение жилья. Предусмотренных законом оснований для отказа в признании за Рябовым М.В. права на получение жилищной субсидии не имеется.

Данные действия Управления по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края прокурор считает незаконными, нарушающими права Рябова М.В. на получение субсидии в соответствии с ФЗ №159-ФЗ от 21 декабря 1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Указывает, что родители Рябова умерли. При установлении опеки над Рябовым право пользования каким-либо жильем за ним не сохранялось.

Прокурор просит признать за Рябовым М.В. право на получение субсидии на строительство или приобретение жилья; признать незаконными действия Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края в части невключения Рябова М.В. в сводный общекраевой список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, на получение субсидии на строительство или приобретение жилья и обязать названного ответчика включить Рябова М.В. в указанный список; обязать Администрацию г.Бийска поставить Рябова М.В. в очередь для получения субсидии с ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании участвующий в деле помощник прокурора г.Бийска Мельникова М.Б. заявленные требования поддержала, дала аналогичные пояснения.

Материальный истец Рябов М.В. о месте и времени рассмотрения дела извещен по месту жительства, в судебное заседание не явился. По представленной участвующим в деле прокурором информации Рябов М.В. в настоящее время находится на учебной сессии в г.Барнауле. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие Рябова М.В.

Представитель ответчика - Администрации г.Бийска Карюгина Л.В. вышеуказанные фактические обстоятельства дела не отрицала. Согласилась с тем, что Рябов М.В. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем имеет право на получение субсидии на строительство или приобретение жилья. Однако, с требованиями в части возложения на Администрацию г.Бийска обязанности поставить Рябова М.В. в очередь для получения субсидии с ДД.ММ.ГГГГ не согласилась. Пояснила, что Рябов М.В. уже принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, причем не с указанной прокурором даты, а с ДД.ММ.ГГГГ (даты подачи им заявления в Администрацию г.Бийска), документы в отношении него для предоставления ему субсидии были направлены Администрацией г.Бийска в адрес Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края, на котором и лежит обязанность по включению названной категории граждан в сводный общекраевой список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, на получение субсидии на строительство или приобретение жилья. В данной части исковых требований просит отказать в удовлетворении иска.

Ответчик - Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежаще, представитель в судебное заседание не явился.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края.

Выслушав участвующего в деле прокурора, представителя ответчика Администрации г.Бийска и изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с положениями Закона РФ от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами государственной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичная норма содержится в п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ.

Контроль распределения и использования субсидий на строительство или приобретение жилья осуществляется органами местного самоуправления. При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъекта РФ.

В соответствии со ст.1 ФЗ №159-ФЗ от 21 декабря 1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к названной категории лиц относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно ст.8 названного Федерального закона дополнительные гарантии на имущество и жилое помещение для названной категории лиц устанавливаются законодательством субъектов РФ.

Статьей 4 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004г. №72-PC «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.

В соответствии со ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе как граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и осуществляется органами местного самоуправления.

Согласно постановлению Администрации Алтайского края от 15 января 2008г. №8 «Об утверждении положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам РФ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края» орган местного самоуправления в дальнейшем направляет в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи заявку на предоставление субсидии, заключение, анкету лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для создания банка данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании установлено, что постановлением администрации Восточного района г.Бийска Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Рябовым М.В. была установлена опека. <данные изъяты>

При установлении опеки над Рябовым М.В. право пользования каким-либо жильем за ней не сохранялось. Данное обстоятельство усматривается из текста вышеуказанного распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ Доказательств обратного суду не представлено.

Согласно материалам дела Рябов М.В. не имеет жилья на праве собственности либо социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ Рябов М.В. обратился в Администрацию г.Бийска с заявлением о принятии его на учет для получения жилья. Постановлением Администрации г.Бийска от ДД.ММ.ГГГГ Рябов М.В. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список детей-сирот, как не имеющий собственного жилья. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ отдел по распределению жилья Администрации г.Бийска направил в Управление по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края анкету и учетное дело для включения Рябова М.В. в краевой банк данных на получение безвозмездной субсидии.

Однако, Управлением по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края Рябов М.В. не был включен в сводный общекраевой список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, на получение субсидии на строительство или приобретение жилья, хотя прямого отказа со стороны названного учреждения не было.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ отдел по распределению жилья Администрации г.Бийска вновь направил в Управление по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края сведения о лицах, не включенных в общекраевой список, в том числе о Рябове М.В., и просил пересмотреть учетные дела и анкеты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для внесения сведений в краевой банк данных для получения безвозмездной субсидии, а в случае отказа просил направить письменные разъяснения причины отказа по каждому делу со ссылкой на нормативные документы.

Согласно пояснениям представителя Администрации г.Бийска ответа на данное письмо не поступило.

Из представленной Управлением по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края выписки из реестра на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Рябов В.М. в число названных лиц не включен.

В судебном заседании судьей был сделан звонок в Управление по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края, из сообщения старшего инспектора Управления установлено, что на данный момент Рябов М.В. в общекраевом списке также не значится.

В судебном заседании установлено, что в представленных ранее в Управление документах имелись сведения об установлении опеки над Рябовым М.В., о его родителях, об отсутствии у него жилья на праве собственности или социального найма либо закрепленного за ней жилья и пр.

В судебном заседании установлено, что с момента установления над Рябовым М.В. опеки он проживал в семье опекуна; право пользования каким-либо жилым помещением за ним не было сохранено. Согласно материалам дела жилья на праве собственности либо социального найма Рябов М.В. не имеет.

При таких обстоятельствах следует признать, что Рябов М.В. имеет право на получение субсидии на строительство или приобретение жилья как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С учетом изложенного, действия Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края в части невключения Рябова М.В. в сводный общекраевой список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, на получение субсидии на строительство или приобретение жилья, следует признать незаконными и обязать названного ответчика включить Рябова М.В. в указанный список с ДД.ММ.ГГГГ (даты подачи заявления о постановке на учет для получения жилья).

В части исковых требований к Администрации г.Бийска по включению Рябова М.В. в очередь для получения субсидии с ДД.ММ.ГГГГ суд полагает необходимым отказать в удовлетворении требования, поскольку в полномочия названного ответчика указанные действия не входят.

Таким образом, исковые требования прокурора г.Бийска, предъявленные в интересах Рябова М.В., подлежат удовлетворению в части.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Бийска в интересах Рябова М.В. удовлетворить частично.

Признать право Рябова М.В. на получение субсидии на строительство или приобретение жилья.

Признать незаконными действия Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края в части невключения Рябова М.В. в сводный общекраевой список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, на получение субсидии на строительство или приобретение жилья.

Обязать Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края включить Рябова М.В. в сводный общекраевой список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, на получение субсидии на строительство или приобретение жилья с ДД.ММ.ГГГГ

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору г.Бийска отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г.Бийска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Кузнецова С.Г.

Справка: решение на 14.06.2011г. в законную силу не вступило.