Дело № 2-906/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 мая 2011 года Восточный районный суд г. Бийска Алтайского края в составе: председательствующего: Т.Ю. Балаба, при секретаре: И.Е. Родионове, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казаниной Т.П. к Администрации г. Бийска, Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи Администрации Алтайского края о признании отказа в предоставлении безвозмездной субсидии незаконным, признании права на получение субсидии, УСТАНОВИЛ: Казанина Т.П. обратилась в суд с указанным иском. В обоснование исковых требований истец Казанина Т.П. указала на то, что решением Каменского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ ее мать С. была лишена в отношении истца родительских прав, а отец истца Ж.. умер ДД.ММ.ГГГГ. В 2008 году истец Казанина Т.П. обратилась в отдел по учету и распределению жилья администрации г. Бийска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и получении безвозмездной субсидии на приобретение жилья. Истец Казанина Т.П. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем администрацией г. Бийска были направлены анкета и учетное дело истца в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для включения в общекраевой список детей-сирот на получение указанной безвозмездной субсидии. В 2010 году истцом Казаниной Т.П. вновь были представлены документы, подтверждающие отсутствие у ее родителей жилья на праве собственности либо пользования на условиях социального найма. В 2010 году истцу Казаниной Т.П. исполнилось 23 года, в связи с чем включить в список претендентов на получение указанной субсидии Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи отказалось. Истец Казанина Т.П. просила признать ее нуждающейся в предоставлении безвозмездной субсидии для приобретения жилья и имеющей право на ее получение для приобретения жилья, признать отказ администрации города Бийска и Управления по образованию и делам молодежи Алтайского края в предоставлении безвозмездной субсидии для приобретения жилья незаконным, возложить на Управление по образованию и делам молодежи Алтайского края обязанность по постановке Казаниной Т.П. в очередь для получения субсидии с ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании истец Казанина Т.П. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить исковые требования в полном объеме. Представитель ответчика администрации г. Бийска Сергиенко Е.И. возражала относительно удовлетворения исковых требований, предъявленных к администрации г. Бийска, ссылаясь в обоснование возражений на то, что указанный ответчик является ненадлежащим по настоящему спору. Ответчик - Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи о времени и месте судебного разбирательства извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором содержится просьба о рассмотрении дела в его отсутствие, что суд находит возможным. В письменном отзыве представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований Казаниной Т.П. отказать в полном объеме. В обоснование возражений указывает, что согласно п. 4.2 Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам РФ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ №, лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии, стоящее в очереди на получение жилья, обращается с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления. В соответствии с п. 4.3 указанного Положения формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, осуществляется Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи. Заявка органа местного самоуправления на предоставление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляется в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших возраста 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма. Управление не уполномочено разрешать вопрос о возможности предоставления субсидии обращающимся гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и является ненадлежащим ответчиком по делу. Изучив материалы дела, выслушав пояснения участников судебного разбирательства, суд приходит к следующим выводам: В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии со ст. 4 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 года № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждения социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при отсутствии у них жилой площади выдается безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Порядок выдачи безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья устанавливается Администрацией Алтайского края. В судебном заседании установлено то обстоятельство, что решением Каменского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ мать истца Казаниной Т.П. С.. была лишена в отношении нее родительских прав, отец истца Ж.. умер ДД.ММ.ГГГГ, истец Казанина Т.П. была передана на попечение учреждений общественного воспитания. Опека и попечительство в отношении Казаниной Т.П. не устанавливалась, жилое помещение за ним не закреплялось, что подтверждается информацией Администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке Отдела опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ истец Казанина Т.П. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), и имеет право на льготы, установленные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае». ДД.ММ.ГГГГ истец Казанина Т.П. обратилась в Администрацию г. Бийска с заявлением о постановке ее на учет для получения жилой площади. На основании решения жилищной комиссии администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГГГ № Казанина Т.П. с ДД.ММ.ГГГГ была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно паспорту истец Казанина Т.П. родилась ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, на момент включения ее в льготный список очередников на получение жилья она не достигла возраста 23 лет. Согласно п. 4.2 Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам РФ из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту - Положение в соответствующем падеже), лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья и изъявившие желание ее получать, стоящее в очереди на получение жилья, обращается с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления. Казанина Т.П. обратилась в Администрацию г. Бийска с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ, предоставив перечень необходимых документов, что не оспаривается ответчиками. Как следует из сообщения отдела по учету и распределению жилья от ДД.ММ.ГГГГ анкета и личное дело Казаниной Т.П. были направлены в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи ДД.ММ.ГГГГ и получены Управлением ДД.ММ.ГГГГ, однако последним анкета Казаниной (Жуковой) Т.П. была возвращена ввиду отсутствия сведений о наличии или отсутствии жилья у родителей истца, закрепленного за истцом жилого помещения, достижения истцом возраста 23 лет. Данные обстоятельства подтверждаются также пояснениями свидетеля Т.. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 4.3 Положения формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, осуществляется Управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи. Заявка органа местного самоуправления на предоставление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляется в Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших возраста 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма. С учетом приведенных норм законодательства, регулирующего основание предоставления субсидии, суд приходит к выводу о том, что достижение истцом 23-летнего возраста не является основанием для отказа в предоставлении субсидии, так как истец Казанина Т.П. до 23 лет относилась к категории граждан, имеющих право на получение данной субсидии, и до достижения возраста 23 лет обратилась в установленном действующим законодательством РФ порядке с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и заявлением на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, при этом при подаче заявления истцом были представлены все необходимые документы. При таких обстоятельствах истец Казанина Т.П. не должна была быть лишена права на получение субсидии на приобретение жилья, которое возникло у нее с момента подачи соответствующего заявления - ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что полномочиями по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения безвозмездной субсидии на приобретение жилья наделено Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи, которое отказало истцу во включении его в сводный список граждан, имеющих право на предоставление субсидии на строительство или приобретение жилья, исковые требования к администрации г. Бийска удовлетворению не подлежат, надлежащим ответчиком по делу является Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи. Таким образом, исковые требования Казаниной Т.П. подлежат удовлетворению к Управлению Алтайского края по образованию и делам молодежи, в удовлетворении требований к ответчику Администрации г. Бийска следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Казаниной Т.П. удовлетворить частично. Признать Казанину Т.П., ДД.ММ.ГГГГ, нуждающейся в предоставлении безвозмездной субсидии для приобретения жилья и имеющей право на получение безвозмездной субсидии для приобретения жилья с ДД.ММ.ГГГГ. Признать действия Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи по отказу Казаниной Т.П. в предоставлении безвозмездной субсидии для приобретения жилья незаконными. Возложить на Управление Алтайского края по образованию и делам молодежи обязанность по постановке Казаниной Т.П. на очередь для получения безвозмездной субсидии для приобретения жилья с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи в пользу Казаниной Т.П. государственную пошлину в сумме 200 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований Казаниной Т.П. отказать. На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 дней со дня составления судом мотивированного решения в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г. Бийска. Председательствующий Т.Ю. Балаба . .а