Решение о признании незаконным решения жилищной комиссии по отказу в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, включении в состав участников программы



Дело №2-2198/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июня 2011г. Восточный районный суд г.Бийска Алтайского края в составе:

председательствующего Кузнецовой С.Г.,

при секретаре                   Леонтьевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шемпелева М.В., Шемпелевой И.Ю. к администрации г.Бийска о признании незаконным решения жилищной комиссии по отказу в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, включении в состав участников программы,

УСТАНОВИЛ:

Шемпелев М.В. и Шемпелева И.Ю. обратились в суд с данным иском. В обоснование указывают на то, что они не имеют жилья на праве собственности или социального найма; в декабре 2010г. обратились в администрацию г.Бийска с заявлением о включении молодой семьи истцов в составе двух человек в состав участников городской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Бийске». Решением жилищной комиссии при администрации города от ДД.ММ.ГГГГ семье истцов отказано в удовлетворении заявления по причине намеренного ухудшения жилищных условий.

С названным решением истцы не согласны. Указывают на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шемпелева И.Ю. состояла на регистрационном учете в жилом доме по <адрес>, 5/7 долей в праве собственности на который (Хкв.м) принадлежит ее отцу.

Шемпелев М.В. состоит на регистрационном учете по <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ Шемпелева И.Ю. также состоит на регистрационном учете в указанной квартире. Данная квартира принадлежит матери истца, общая площадь квартиры составляет Хкв.м, право пользования у Шемпелева М.В. - на Хкв.м, т.е. на двоих с супругой у них получается менее учетной нормы (Хкв.м), установленной в <адрес>.

Фактически молодая семья проживает по <адрес> на условиях найма. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки жилищных условий.

Истцы ссылаются на то, что они не являются членами семей своих родителей, в их действиях отсутствует намеренность ухудшения жилищных условий. Просят признать незаконным решение жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, которым им было отказано в признании молодой семьи истцов нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Бийске», обязать ответчика включить семью истцов в состав участников данной программы с даты обращения - ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании Шемпелев М.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, дал аналогичные показания. Дополнительно пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ у истцов родилась дочь.

Истец Шемпелева И.Ю. представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. С учетом мнения истца Шемпелева М.В. и представителя ответчика суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца Шемпелевой И.Ю.

Представитель ответчика по доверенности Сагадеева Д.С. с иском не согласилась. Указывает на то, что истица ранее была зарегистрирована в доме отца, была обеспечена жилой площадью. Истец зарегистрирован в квартире матери, является членом ее семьи, имеет право пользования данным жилым помещением, т.е. также обеспечен жильем. Ссылается на ст.53 ЖК РФ, полагает, что в действиях истцов имеется намеренность ухудшения жилищных условий в связи со сменой места регистрации и места жительства. Ребенок у истцов родился позже, на момент принятия обжалуемого решения жилищной комиссии названная комиссия исходила из состава семьи истцов два человека. С учетом изложенного просит отказать в удовлетворении исковых требований.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с п.5 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006г. №285 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11 августа 2007г. №510, от 29 декабря 2007г. № 979, от 10 апреля 2008г. №257, от 07 ноября 2008 №821, от 27 января 2009г. №36) участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29 декабря 2007г. №979, от 10 апреля 2008 №257);

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (в ред. Постановления Правительства РФ от 10 апреля 2008 №257).

В целях реализации постановления Правительства РФ от 13 мая 2006г. №285 и регламентирования порядка формирования списков молодых семей Законом Алтайского края от 02 сентября 2004г. №19-ЗC утверждена краевая целевая программа «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае» на 2004-2010 годы.

Порядок формирования списков молодых семей - участников указанной целевой краевой программы был определен постановлением Администрации Алтайского края №584 от 13 декабря 2007г. «Об утверждении порядка формирования списков молодых семей - участников программы «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае» на 2004-2010 годы.

Во исполнение и развитие федеральных и краевых законодательных актов решением Думы г.Бийска от 5 декабря 2006г. №207 была принята городская целевая программа «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в г.Бийске на 2006 - 2010 годы».

Согласно п.6 Правил применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Статьей 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях: гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23 июля 2008г. №160-ФЗ).

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч.2 ст.51 ЖК РФ).

Учетная норма в г.Бийске утверждена постановлением Администрации города от 20 апреля 2005г. №726 и составляет 9,5кв.м на одного человека.

В судебном заседании установлено, что истцы Шемпелев М.В. и Шемпелева И.Ю. состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ Указанное обстоятельство подтверждаются свидетельством о браке истцов.

ДД.ММ.ГГГГ Шемпелевы М.В. и И.Ю. обратились в Администрацию <адрес> с заявлениями о принятии семьи на учет для получения жилой площади и о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

Решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ их семья в составе двух человек не была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и не включена в списки молодых семей на участие в программе «Обеспечение жильем или улучшение жилищных условий молодых семей в Алтайском крае на период 2004-2010 годы».

Из пояснений истца и материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шемпелева И.Ю. состояла на регистрационном учете в жилом доме по <адрес>, общей площадью Хкв.м, 5/7 долей в праве собственности на который (Хкв.м) принадлежит ее отцу - Ю. Жилое помещение, принадлежащее Ю., состоит из трех комнат и кухни. В данном жилом помещении зарегистрированы: брат истицы - С., сестра истицы - К. и ее ребенок Ж.; фактически (со слов истца) кроме названных лиц проживает также супруг сестры. Родители истицы Ю. и В. проживают в другом доме, принадлежащем им на праве собственности. С учетом площади жилого помещения на каждого зарегистрированного, а также фактически проживающего (5 человек) приходилось по Хкв.м, т.е. больше учетной нормы. Снявшись с регистрационного учета из данного жилого помещения, Шемпелева И.Ю. тем самым ухудшила свои жилищные условия, т.к. утратила право пользования данным жилым помещением.

Шемпелев М.В. состоит на регистрационном учете по <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ Шемпелева И.Ю. также состоит на регистрационном учете в указанной квартире. Данная квартира является двухкомнатной, после перепланировки комнаты стали изолированными. Квартира принадлежит матери истца - Ш., общая площадь квартиры составляет Хкв.м. В данной квартире зарегистрированы собственник Ш., истцы, сестра истца - Б. Фактически в квартире проживают мать и периодически сестра.

После рождения у истцов ДД.ММ.ГГГГ ребенка - Т., ребенок также зарегистрирован по указанному адресу. Однако, данное обстоятельство судом не учитывается, т.к. отказ в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении условий был дан еще до рождения ребенка, в связи с чем судом оценивается законность действий ответчика на момент их совершения.

Установлено, что на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ квартира по <адрес> передана в единоличную собственность Ш. На момент приватизации в квартире были зарегистрированы истец и его сестра, которые отказались от участия в приватизации данного жилого помещения.

В силу положений п.1 ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Таким образом, Шемпелев М.В., имея право на участие в приватизации жилья, осознанно по своему усмотрению сделал выбор - отказался от участия в приватизации, что является его правом. Тем самым он сознательно лишил себя права собственности на долю в указанной квартире.

Согласно ч.1, 2 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

В силу указанной нормы истцы в период их регистрации и проживания с родителями являлись членами семей своих родителей.

Согласно ч.4 ст.31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

Действие положений части 4 статьи 31 не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором (Федеральный закон от 29 декабря 2004г. №189-ФЗ).

Таким образом, в силу приведенной нормы за истцом сохраняется право пользования квартирой матери.

С учетом размера общей площади квартиры Хкв.м. на каждого члена семьи Шемпелевых (мать, сын, дочь) приходилось по Хкв.м, что превышало размер учетной нормы - 9,5кв.м на одного человека. С учетом зарегистрированной в данной квартире истицы на каждого проживающего приходилось бы по Хкв.м, что также превышает учетную норму.

Истцы указывают на то, что на основании договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ фактически они проживают по <адрес>. Данное жилое помещение они снимают у бабушки истца - Н., являющейся собственником данного жилья. В данном жилом помещении зарегистрирована только Н.

Суд полагает, что, выехав на другое место жительства, истцы тем самым сознательно ухудшили свои жилищные условия. При этом суд отмечает, что сам факт проживания в снимаемом жилом помещении кроме договора ничем не подтвержден, т.к. из пояснений представителя ответчика следует, что акт проверки жилищных условий составлялся со слов истцов и по представленным ими документам, без выезда на место.

Таким образом, нуждаемость в жилом помещении формально появилась у истцов лишь после снятия истицы с регистрационного учета по прежнему месту жительства и заключения истцами договора найма другого жилого помещения.

В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Аналогичная норма содержится в ст.6 Закона Алтайского края №115-ЗС от 09 декабря 2005г. «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Согласно ст.6 Закона Алтайского края №115-ЗС от 09 декабря 2005г. «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Не считается намеренным ухудшением жилищных условий вселение в занимаемое жилое помещение членов семьи, не имеющих жилого помещения на праве собственности или по договору социального найма.

В судебном заседании установлено и не отрицается истцом, что решение о снятии истицы с регистрационного учета с прежнего места жительства было принято ими обоими сознательно, чтобы обоим супругам быть зарегистрированными по одному адресу; также сознательно заключен договор найма иного жилого помещения. То есть, истица отказалась от права пользования жилым помещением, принадлежащим отцу, а истец сначала отказался принимать участие в приватизации квартиры, а затем отказался от права пользования данным жилым помещением.

В соответствии с п.18 «а» «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» одним из оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в п.5 настоящих Правил.

Поскольку молодая семья истцов не соответствовала требованиям, указанным в п.5 настоящих Правил (по признаку отсутствия нуждаемости в жилом помещении), то отмену решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует признать обоснованной. В силу этого у истцов отсутствует право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Доводы истцов о том, что у них отсутствовало намерение ухудшить свои жилищные условия, а смена места регистрации и жительства была обусловлена семейными обстоятельствами, не могут быть приняты судом, поскольку из материалов дела усматривается, что смена места жительства и регистрации, отказ от участия в приватизации были произведены непосредственно перед обращением в администрацию г.Бийска с заявлением о признании истцов нуждающимися в жилом помещении и включении в списки молодых семей для участия в программе - то есть только в 2010г., несмотря на то, что Шемпелевы М.В. и И.Ю. состоят в браке с Хг.

С учетом изложенного суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Шемпелевых М.В. и И.Ю.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Шемпелева М.В., Шемпелевой И.Ю. к администрации г.Бийска о признании незаконным решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по отказу в признании молодой семьи истцов нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников целевой программы по обеспечению жильем, о возложении обязанности на ответчика по включению молодой семьи истцов в состав участников данной программы - отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба в алтайский краевой суд через Восточный районный суд г.Бийска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Кузнецова С.Г.

Справка: решение на 29.06.2011г. в законную силу не вступило.