О включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности по назначению пенсии.



Дело № 2-1503/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

         16 мая 2011 года Восточный районный суд г. Бийска Алтайского края в составе:

председательствующего: Т.Ю. Балаба,

при секретаре:                   И.Е. Родионове,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зыковой Л.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе о включении периода работы в специальный стаж, возложении обязанности по назначению пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Зыкова Л.В. обратилась в суд с указанным иском.

В обоснование исковых требований истец Зыкова Л.В. указала на то, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе за назначением досрочной трудовой пенсии по старости.

Ответчиком ГУ - Управление Пенсионного фонда в г. Бийске Бийском районе не был засчитан в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в отделе спортивной медицины и реабилитации - структурном подразделении Бийского межрегионального центра «<данные изъяты> с указанием на то, что наименование учреждения не соответствует Спискам.

Считая данное решение ответчика незаконным, истец Зыкова Л.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Истец Зыкова Л.В. просила включить     период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в отделе спортивной медицины реабилитации - <данные изъяты> в специальный стаж; решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии Зыковой Л.В. отменить; установить назначение пенсии со срока подачи заявления - с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Зыкова Л.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства был извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, что суд находит возможным.

Согласно представленному суду отзыву представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе Бурнашов И.Б. просил отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме, в обоснование возражений ссылаясь на то, что у ответчика не имелось формальных оснований для включения в специальный медицинский стаж истца периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в <данные изъяты> так как наименование учреждения не соответствовало Спискам.

Выслушав истца, изучив материалы настоящего гражданского дела, гражданских дел , 2-190/2009, суд пришел к следующим выводам:

В соответствии с п/п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, осуществлявшие лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В судебном заседании установлено, что истец Зыкова Л.В. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе за назначением ей досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ, представив все необходимые документы.

Согласно решению ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу Зыковой Л.В. было отказано в назначении льготной пенсии по причине отсутствия необходимого медицинского стажа.

Как следует из материалов дела (трудовой книжки, решения ответчика, сведений о трудовом стаже истца и др.) истцу засчитаны ответчиком в специальный стаж работы 27 лет 5 месяцев 9 дней.

Не включен в специальный стаж период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в отделе спортивной медицины и реабилитации - <данные изъяты> (2 года 9 месяцев 14 дней), т.к. названные наименования учреждения не предусмотрены Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости.

В судебном заседании установлено, что на основании приказа Отдела здравоохранения исполкома Бийского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ был создан <данные изъяты> который являлся структурным подразделением городской детской больницы.

Поскольку названный Центр не являлся самостоятельным юридическим лицом, его правовое положение не было определено, то его наименование претерпевало изменения. До ноября 1995 года использовалось также рабочее наименование <данные изъяты>

В связи с окончанием строительства здания приказом Отдела здравоохранения Администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ на базе вышеуказанного структурного подразделения был открыт <данные изъяты> утверждена структура центра, включающая в себя диагностическое отделение, лабораторное отделение, отделение реабилитации и спортивной медицины, отделение технического сервиса медицины, а также структура управления центром, утверждено штатное расписание центра в количестве 262,5 должностей; для укомплектования центра сокращены штаты в других лечебных учреждениях, а сокращенные ставки введены в штатное расписание центра; предписано осуществлять повышение квалификации медицинских работников центра, осуществлять их аттестацию.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением Администрации г. Бийска было зарегистрировано <данные изъяты> и утвержден его Устав. Раздел 2 Устава предусматривает основные цели и задачи Центра, в том числе оказание высококвалифицированной консультативно-диагностической и реабилитационной помощи населению с применением высокоэффективных технологий.

На основании постановления Администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГГГ муниципальное медицинское учреждение «<данные изъяты>

На основании приказа комитета по здравоохранению Администрации г. Бийска от 22 августа 2002 года № 181 муниципальное медицинское учреждение «<данные изъяты>

В связи с передачей муниципального учреждения здравоохранения <данные изъяты> в государственную собственность Алтайского края постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ названное муниципальное учреждение переименовано в государственное учреждение здравоохранения <данные изъяты> а ДД.ММ.ГГГГ утверждена новая редакция Устава названного государственного учреждения. Разделом 2 Устава в качестве цели создания учреждения также указано оказание высококвалифицированной консультативно-диагностической и реабилитационной помощи населению с применением высокоэффективных технологий и реализация основных принципов охраны здоровья. Предметом деятельности учреждения является оказание бесплатных и платных медицинских, лечебно-оздоровительных и фармацевтических услуг,

Как усматривается из Уставов учреждения на различных этапах его существования, штатных расписаний и должностных инструкций, названное учреждение на протяжении всей его деятельности осуществляло лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Зыкова Л.В. работала в данном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в отделе спортивной медицины и реабилитации - структурном подразделении Бийского межрегионального центра «Охраны здоровья семьи».

Как пояснила истец Зыкова Л.В. в судебном заседании, в спорный период времени независимо от переименования учреждения характер его деятельности, а также должностные обязанности истца не изменялись.

При определении права на досрочную трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим медицинскую и иную деятельность по охране здоровья населения, используются за все периоды работы Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, либо, в соответствии с постановлением Конституционного суда РФ от 29 января 2004 года № 2-П следующие нормативно- правовые акты:

1) за период работы до 01 ноября 1999 года - «Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 (условно - Список № 464);

2) за период с 01 ноября 1999 года по 11 ноября 2002 года - «Список должностей и учреждений и Правила исчисления сроков выслуги», утвержденный постановлением правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 (условно - Список № 1066);

3) за период работы после 12 ноября 2002 года - «Список должностей и учреждений и Правила исчисления сроков выслуги», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (условно - Список № 781);

4) Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (условно - Правила № 781), а в части, не урегулированной указанными Правилами -

5) Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (условно - Правила № 516).

Указанные Списки содержат перечни наименований должностей и наименований учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости. Списки и правила применяются во взаимосвязи и взаимозависимости.

Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, предусмотрены наименования только должностей: врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности (п. 1); врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью (п. 2).

Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, разделом «Наименование должностей» предусмотрена должность медицинской сестры учреждения (его структурного подразделения), в п. 7 раздела «Наименование учреждений» - Центры: федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ (независимо от наименования); консультативно-диагностический центр; лечебно-диагностический; диагностический; консультативно-диагностический центр для детей; планирования семьи и репродукции.

Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, в разделе «Наименование должностей» предусмотрена должность медицинской сестры, в п. 8 раздела «Наименование учреждений» - Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в том числе - Центры федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ (независимо от наименования); консультативно-диагностический центр; лечебно-диагностический; реабилитационный; диагностический; консультативно-диагностический центр для детей; планирования семьи и репродукции.

Таким образом, за период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ можно использовать Список № 464. Поскольку данным Списком предусматривались наименования только должностей, независимо от наименования и формы собственности лечебно-профилактического и санитарно-эпидемиологического учреждения, и должность медицинской сестры названным Списком предусмотрена, то за данный период достаточно установить характер деятельности <данные изъяты>

Из имеющихся в материалах гражданских дел документов (учредительные документы, штатные расписания, должностные инструкции и др.) усматривается, что в указанный период предметом деятельности <данные изъяты> являлась лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения, в том числе, консультации, диагностика. Указанное свидетельствует о том, что в данный спорный период названное учреждение соответствовало Списку № 464, следовательно, работа истицы в указанном учреждении в должности медицинской сестры давала ей право на досрочную трудовую пенсию по старости.

В спорный период работы можно использовать также Список № 781, поскольку названным Списком предусмотрены должности медицинских сестер; наименование учреждений - Центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, различных направленностей, то, учитывая вышеизложенное, спорный период работы давал право истцу на досрочную трудовую пенсию по старости.

Для решения вопроса о праве на зачёт в стаж, необходимый для назначения истцу трудовой пенсии по старости, факт переименования учреждения и анализ предмета, целей и видов деятельности учреждения, а также должностных обязанностей истца свидетельствует о тождественности деятельности, осуществлявшейся <данные изъяты>

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 право устанавливать тождественность должностей и учреждений, предусмотренных Списками, с аналогичными должностями, учреждениями и структурными подразделениями, имевшие иные, ранее применявшиеся наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития РФ по представлению соответствующего министерства по согласованию с Пенсионным фондом РФ.

Однако указанным постановлением не определён порядок обращения с ходатайством об установлении тождественности, что предполагает неопределённую длительность данной процедуры, в связи, с чем в случае возникновения спорных вопросов о тождественности наименований решение пенсионных органов об отказе в назначении досрочных трудовых пенсий может быть обжаловано в судебном порядке.

Аналогичная правовая оценка даётся в Определении Конституционного суда РФ от 18.06.2004 года № 197-О.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что наименования учреждений <данные изъяты> тождественны наименованию <данные изъяты>

Пунктом 4 Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 (условно - Правила № 781), предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года, а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.

В судебном заседании установлено, что в спорный период продолжительность рабочего времени истца соответствовала объему полной ставки.

Таким образом, установлено как тождество наименования учреждения, так и факт работы истца в объеме полной ставки по должности медицинской сестры.

Суд полагает, что в системе ныне действующего правового регулирования пенсионного обеспечения система льготных условий для приобретения права на трудовую пенсию по старости (так же как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в прежнем пенсионном законодательстве) направлена, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях для детей, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. Учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Исходя из правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в постановлении № 11-П от 03 июня 2004 года, различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо всего прочего, запрет на введение таких различий в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Названным постановлением Конституционного суда РФ признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3), взаимосвязанные нормативные положения подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 ст.28 и пунктов 1 и 2 ст.31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливающие для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения либо творческую деятельность на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях, - в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, творческой деятельностью на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, при том, что законодательное регулирование порядка сохранения и реализации пенсионных прав, уже приобретенных указанными лицами в результате длительной профессиональной деятельности, до настоящего времени отсутствует.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ как правовом и социальном государстве, в том числе прав на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу ст.ст.1, 2, 6 (ч.2), 17 (ч.1), 18, 19, 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного законодательства. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

По смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В связи с этим суд полагает, что положения ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», вышеназванные Списки и другие нормативные документы по вопросам пенсионного обеспечения - по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм - не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не должны препятствовать гражданину осуществлять оценку приобретенных им до 1 января 2002 года (до момента вступления в силу вышеуказанного ФЗ) пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления льготного трудового стажа, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случаи несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учётом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного статьёй 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачёту в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности его, а так же тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учётом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т. п.).

Ответчиком в обоснование своей позиции по делу не представлено каких-либо доказательств, опровергающих доводы истца, в связи с чем исключение ответчиком из специального стажа истца спорного периода работы является неправомерным.

Оценивая все представленные по делу доказательства в их совокупности, суд находит заявленные истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, а указанный период - подлежащим включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, период работы Зыковой Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в отделе спортивной медицины и реабилитации - структурном подразделении <данные изъяты> подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п. 20 п. 1 ст. ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку наименование учреждения не определяет различие в условиях и характере ее профессиональной деятельности в указанных учреждениях.

На момент обращения Зыковой Л.В. в ГУ - Управление Пенсионного фонда в г. Бийске и Бийском районе - ДД.ММ.ГГГГ - ее специальный стаж составлял более 30 лет, следовательно, отказ Пенсионного фонда в назначении истцу пенсии являлся неправомерным, нарушенное право истца подлежит восстановлению.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть пенсии).

Поскольку Зыкова Л.В. обратилась за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ, то с указанной даты ей и должна быть назначена пенсия.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию в пользу истца государственная пошлина в возврат в размере <данные изъяты>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Зыковой Л.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе о включении периода работы в специальный стаж, возложении обязанности по назначению пенсии удовлетворить.

Признать решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Зыковой Л.В. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.

Возложить на ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе обязанность по включению в специальный стаж работы Зыковой Л.В. периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры в отделе спортивной медицины и реабилитации - структурном подразделении <данные изъяты>

Возложить на ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Бийске и Бийском районе обязанность по назначению Зыковой Л.В. досрочной трудовой пенсии по старости с 17.01.2011 года.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Бийске и Бийском районе в пользу Зыковой Л.В. государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 дней со дня составления судом мотивированного решения в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г. Бийска.

Председательствующий                       Т.Ю. Балаба

Решение вступило в законную силу.

.а