П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Бийск, ул. Ленина, 149 дата
Судья Восточного районного суда г. Бийска Алтайского края Иванникова О.И., с участием представителя закрытого акционерного общества «Алтайвитамины» Нонко Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении закрытого акционерного общества «Алтайвитамины» (далее по тексту - ЗАО «Алтайвитамины»), привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протоколу об административном правонарушении от дата № №, составленному госинспектором РФ по охране природы на территории Алтайского края и Республики Алтай А.С. Алтуховой, при проведении плановой комплексной проверки соблюдения ЗАО «Алтайвитамины» требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды было установлено, что указанным обществом были нарушены требования ст.ст.11,18 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от дата №.
Так, согласно абз. 3 ст. 11 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. В соответствии с ч. 3 ст. 18 указанного законодательного акта индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Указанным юридическим лицом разработан проект, который согласован с Управлением Ростехнадзора по Алтайскому краю дата, получены лимиты на размещение отходов №, срок действия которых определен периодом с дата до дата. Указанные лимиты выданы на размещение отходов I-V классов опасности.
ЗАО «Алтайвитамины»разработан новый проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, дата заключен договор с обществом с ограниченной ответственностью «Алтайпроект» на оформление и согласование проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. ЗАО «Алтайвитамины» неоднократно подавались заявления об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Южно-Сибирское управление Ростехнадзора, однако в установлении лимитов было отказано в связи с несоответствием проекта НООРЛ требованиям Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Ростехнадзора от дата №, а именно:
-не в полном объеме представлен раздел «Сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы», не по всем видам выпускаемых лекарственных средств представлены материальные балансы, не представлены блок-схемы основных технологических процессов, полный перечень производимой продукции и перечень используемого сырья с описанием тары, в которой поступает сырье;
-имеется ссылка на аккумуляторы свинцовые отработанные неразборные со слитым электролитом, но в данном проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее по тексту - ПНООЛР) не представлен расчет нормативов образования данного вида отхода;
-норматив образования отхода (мусора) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами принимается на основании среднестатистических данных предприятия за последние 3 года (15,000 т/год), необходимо обосновать необходимость в проведении расчетов по удельным показателям образования отходов по аптекам №, №;
расчеты нормативов для каждого вида отхода оформляют в отдельном подразделе (отходы, содержащие цветные металлы);
при расчете отходов хим. лаборатории учтены только спирт изопропиловый и метанол, необходимо обосновать отсутствие других химических препаратов и представить перечень реактивов, применяемых в лаборатории;
при расчете отхода, содержащего цветные металлы, обосновать, что безвозвратные потери это и есть деформированные тубы с остатками лекарственных препаратов;
деформированные тубы с остатками лекарственных средств нельзя отнести к отходам, содержащим цветные металлы (по компонентному составу металл 100 %);
отсутствует таблица 2.9 «Характеристика пылеулавливающих и газоочистных установок (ПГУ) и оборудования»;
-в разделе «Приложение» не представлены копии договоров передачи отдельных видов для использования, транспортировки или размещения специализированным лицензированным организациям с приложением копий лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I-IV классов опасности;
-в разделе «Приложение» не представлен документ, подтверждающий факт дарения социальным учреждениям лекарств, срок годности которых истекает.
Проект с устраненными замечаниями направлен повторно на утверждение лимитов, однако на момент проведения проверки лимиты не установлены.
Таким образом, ЗАО «Алтайвитамины» с дата осуществляется деятельность в отсутствие лимитов на размещение отходов, что свидетельствует о нарушении норм, установленных ст.ст. 11,18 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от дата №.
В судебном заседании представитель ЗАО «Алтайвитамины» Нонко Н.М., действующий на основании доверенности, вину в совершении административного правонарушения не признал. Ссылался на то, что ЗАО «Алтайвитамины» заблаговременно с дата предпринимаются все необходимые меры для получения лимитов на размещение отходов. Почти все выявленные недостатки в настоящее время устранены, за исключением заключения договора на транспортировку и утилизацию отходов I-IV классов опасности ввиду того, что на территории <адрес> организация, у которой бы имелась лицензия на транспортировку и утилизацию отходов I-IV классов опасности, отсутствует. В связи с тем, что сбор, вывоз и утилизация бытовых и промышленных отходов находятся в ведении органов местного самоуправления городских округов, ЗАО «Алтайвитамины» неоднократно обращалось в администрацию <адрес> для разрешения сложившейся ситуации, предлагая сотрудничество в подготовке решения указанной проблемы, но безрезультатно. Кроме того, ЗАО «Алтайвитамины» обращалось в Южно-Сибирское Управление Ростехнадзора с просьбой продлить действие лимитов на время завершения пересмотра проекта НООЛР, в чем было отказано ввиду того, что продление лимитов на размещение отходов законодательством РФ не предусмотрено. Просит учесть то обстоятельство, что с дата в связи с отсутствием лимитов на размещение отходов ЗАО «Алтайвитамины» в силу требований постановления Правительства РФ от дата № «Об утверждении порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия» производит плату за сверхлимитное загрязнение окружающей среды в пятикратном размере. В настоящее время ООО «Алтайпроект» оформило ПНООРЛ, который находится на согласовании в Южно-Сибирском управлении Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору.
Просит прекратить производство по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия вины ЗАО «Алтайвитамины» во вменяемом ему административном правонарушении.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Рослов А.П. - начальник отдела охраны труда ЗАО «Алтайвитамины» - также пояснил, что на территории г. Бийска отсутствует организация, у которой имеется лицензия на размещение отходов I-IV классов опасности, что препятствует получению лимитов на размещение указанных отходов.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ЗАО «Алтайвитамины» Нонко Н.М., свидетеля Рослова А.П., прихожу к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Алтайвитамины» о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с нижеследующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лиц, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Ст. 8.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Состав указанного административного правонарушения характеризуется следующими признаками. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предмет - отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества: бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества. Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Субъектами данного правонарушения могут быть должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица. Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.
Согласно протоколу об административном правонарушении от дата № №, составленному госинспектором РФ по охране природы на территории Алтайского края и Республики Алтай А.С. Алтуховой, при проведении плановой комплексной проверки соблюдения ЗАО «Алтайвитамины» требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды было установлено, что указанным обществом были нарушены требования ст.ст.11,18 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от дата №.
Нарушение состоит в том, что в период с дата ЗАО «Алтайвитамины» осуществляет деятельность в отсутствие лимитов на размещение отходов.
В результате проведения проверки установлено, что существенный экологический вред в результате деятельности предприятия в отсутствие лимитов на размещение отходов причинен не был.
П.п. 1 п.2 ч.1 ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
Согласно п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Суд полагает, что в рассматриваемом случае отсутствует состав административного правонарушения в виду отсутствии вины ЗАО «Алтайвитамины» во вменяемом ему административном правонарушении.
Придя к указанному выводу, суд исходил из следующего.
ЗАО «Алтайвитамины» заблаговременно с дата предпринимаются все необходимые меры для получения лимитов на размещение отходов. Об этом свидетельствует заключение ЗАО «Алтайвитамины» с ООО «Алтайпроект» дата договора на оформление и согласование ПНООЛР (л.д. 39), направление заявлений об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Южно-Сибирское управление Ростехнадзора - вх. № от дата, № от дата, № от дата. Как следует из информационного письма ООО «Алтайпроект» от дата № указанное общество оформило ПНООЛР и направило его для согласования в Южно-Сибирское управление Ростехнадзора.
Обстоятельства, связанные с неполучением ЗАО «Алтайвитамины» лимитов на размещение отходов связаны с тем, что на территории <адрес> организация, у которой бы имелась лицензия на транспортировку и утилизацию отходов I-IV классов опасности, отсутствует.
В связи с тем, что сбор, вывоз и утилизация бытовых и промышленных отходов в силу требований Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» находятся в ведении органов местного самоуправления городских округов, ЗАО «Алтайвитамины» неоднократно обращалась в администрацию г. Бийска для разрешения сложившейся ситуации, предлагая сотрудничество в подготовке решения указанной проблемы, что подтверждается копиями писем от дата №, от дата №.
С дата в связи с отсутствием лимитов на размещение отходов ЗАО «Алтайвитамины» в силу требований постановления Правительства РФ от дата № «Об утверждении порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия» производит плату за сверхлимитное загрязнение окружающей среды в пятикратном размере, что подтверждается справкой о деятельности ЗАО «Алтайвитамины» от дата (л.д. 12-24).
Поскольку у ЗАО «Алтайвитамины» отсутствовала возможность для соблюдения норм, за нарушение которых ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность, данным лицом были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, суд не усматривает вины указанного общества в совершении названного административного правонарушения, а потому производство по настоящему делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Прекратить производство по административному делу в отношении закрытого акционерного общества «Алтайвитамины», привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Восточный районный суд г. Бийска Алтайского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья О.И. Иванникова
...
...
...а