Дело 2- 212/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации р.п. Воскресенское 8 августа 2011 года Воскресенский районный суд Нижегородской области в составе судьи Куликовой Л.Г. при секретаре Гусевой Т.И., с участием представителя истца Обуховой Т.В., представителей ответчиков Солодовой С.Н., Ульмова Н.И., представителей третьих лиц Шубина В.Л., В.Л., Яндыганова В.С., Пискунова В.П., Бирюкова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Нахратовского сельсовета Воскресенского района Нижегородской области, администрации Воскресенского района Нижегородской области о прекращении эксплуатации свалки отходов производства и потребления и восстановлении нарушенных земель, УСТАНОВИЛ: Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор обратился с данным иском в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ. В обосновании иска указывает следующее. Проведенной в мае текущего года проверкой исполнения природоохранного законодательства установлено, что на территории администрации Нахратовского сельсовета Воскресенского района Нижегородской области, на земельном участке, относящемся к землям сельскохозяйственного назначения, имеется несанкционированная свалка отходов производства и потребления населения, предприятий и организаций <адрес> и других близлежащих населенных пунктов. Площадь земельного участка, занятого свалкой, составляет около 2,0 га. Администрацией Нахратовского сельсовета необходимой разрешительной документации на размещение свалки отходов производства и потребления в данном месте не оформлено, до настоящего времени земельный участок под свалку в установленном порядке не выделен. В соответствии со ст. 12 ЗК РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иной деятельности. Целями охраны земель являются: -предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; -обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным воздействием хозяйственной деятельности. В соответствии со ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей. В соответствии с п. 3.1 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков. Согласно ст. 6 вышеуказанного федерального закона, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту. Разрешительная документация на безопасную экологическую деятельность данной свалки отсутствует, не разработаны нормативы образования отходов и не согласованы лимиты на их размещение, лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов отсутствует, санитарно-эпидемиологическое заключение также отсутствует, свалка не огорожена, не осуществляется надлежащий контроль за количеством и составом принимаемых отходов, имеется свободный доступ посторонних лиц на территорию свалки. На основании ст. 12 Федерального закона РФ от 24.06.1998г №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Данная свалка не оснащена необходимыми сооружениями, предотвращающими распространение загрязняющих веществ в окружающую среду. Гидроизоляция основания свалки, водоотводные каналы для сбора и последующей утилизации фильтрата отсутствуют. Указанное является нарушением требований природоохранного законодательства, соблюдение которых гарантирует реализацию прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, предусмотренное ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». На основании ст. ст. 29 и 32 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обеспечивается выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и землеустройства с учетом экологических и иных условий использования соответствующей территории в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных действующим законодательством. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию в специальных хранилищах, в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду. Согласно ст. 9 Федерального закона РФ от 24.06.1998г №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и п. 74 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 11 Федерального закона РФ от 24.06.1998г №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Кроме того, в нарушение Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»: не обеспечено поступление изолирующего материала; не организован надлежащий контроль за поступлением отходов на свалку и учет отходов по классам опасности, отсутствует согласованный план природоохранных и оздоровительных мероприятий и т.п. В соответствии с п.2.6. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Санитарно-защитная зона (СЗЗ) отделяет территорию промышленной площадки от жилой застройки с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками. Границей жилой застройки является линия, ограничивающая размещение жилых зданий, строений, наземных сооружений и отстоящая от красной линии на расстояние, которое определяется градостроительными нормативами. Красная линия отделяет территорию улично-дорожной сети от остальной территории города. Санитарно-защитная зона для данной свалки составляет 500 м, ее проект не разработан. Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей СЗЗ осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящими нормами и правилами. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам. Не исполняются и другие требования Федерального закона «Об отходах производства и потребления», СанПина 1.1.1200-03, а именно: не проводятся микробиологические исследования почв, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха; отсутствует проект мониторинга свалки и контрольные скважины. Согласно ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствие с требованиями в области охраны окружающей среды. Однако до сих пор исчерпывающих мер на размещение и экологически безопасную эксплуатацию свалки твердых бытовых и промышленных отходов в вышеуказанном месте не принято. Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 02 ноября 1996 года, предусмотрена организация работ на полигоне, которая определяется технологической схемой эксплуатации полигона, разрабатываемой в составе проекта. Технологическая схема представляет собой генплан полигона, определяющий с учетом сезона года последовательность выполнения работ, размещения площадей для складирования ТБО и разработки изолирующего грунта. Учет принимаемых твердых бытовых отходов ведется по объему, отметка о принятом количестве ТБО делается в Журнале регистрации ТБО. Пунктами 2.1, 2.8., 2.10-2.14 Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления, введенных в действие письмом Минприроды РФ от 21.07.94 г. N01-15/29-2115, для эксплуатирующих объекты размещения отходов организаций предусмотрены следующие обязанности: принимать надлежащие, обеспечивающие охрану окружающей среды и сбережение природных ресурсов, меры по обращению с отходами; соблюдать действующие экологические, санитарно-эпидемиологические и технологические нормы и правила при обращении с отходами; обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке; оформлять разрешения на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном; размещать отходы только при наличии у природопользователя соответствующего разрешения, которое выдается территориальным органом Минприроды России и согласовывается с территориальными органами Госсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России, Роскомнедр, Роскомвода, а также с организациями, на территории которых планируется размещение отходов; осуществлять выбор места для строительства объекта по размещению отходов по решению органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по согласованию со специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды на основе специально выполненных геологических, инженерно-геологических и гидрологических исследований; обустраивать и эксплуатировать объекты для размещения отходов в соответствии с проектами, прошедшими государственную и геологическую экологическую экспертизу, соответствующим экологическим, строительным и санитарным нормам и правилам; осуществлять строительство и эксплуатацию подземных сооружений для захоронения отходов производства в соответствии с лицензией, выдаваемой территориальным органом Роскомнедр по согласованию с территориальными органами Минприроды России, Госсанэпиднадзора России, Госгортехнадзора России, Роскомвода; размещать отходы I, II, III, а при необходимости и IV классов опасности только на полигонах по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов, обустроенных в соответствии со СНиП 2.01.28-85. «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию»; не допускать размещение опасных отходов на территории в границах и менее 3 км от границ городов и населенных пунктов Основным документом планирования работ является график эксплуатации, составляемый на год. Планируется помесячно: количество принимаемых ТБО с указанием номера карт, на которые складируются отходы, разработка грунта для изоляции ТБО. Организация работ на полигоне должна обеспечивать охрану окружающей среды и т.п. Однако при эксплуатации свалки отходов производства и потребления администрации Нахратовского сельсовета проведение указанных профилактических мер и работ не осуществляется, складирование ТБО осуществляется беспорядочно, не контролируется класс опасности принимаемых отходов, не проводится послойное уплотнение изолирующим слоем, не установлены мерные столбы (реперы) для контроля высоты отсыпаемого слоя ТБО, не осуществляются контрольные анализы грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха и радиационный дозиметрический контроль. Таким образом, складирование отходов на данной свалке не только не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность, под которой согласно ст. ст.1 закона Нижегородской области «Об экологической безопасности» от 10.09.1996 г. N45-З следует понимать состояние, характеризующееся наличием или вероятностью возникновения антропогенных или природных явлений и процессов, способных вызвать изменения окружающей природной среды, угрожающие жизненно важным интересам личности и общества. При этом под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Статьей 4 названного Закона предписано, что любая деятельность может осуществляться только при обязательном проведении необходимых профилактических мер по обеспечению экологической безопасности, к числу которых согласно ст.6 Закона относятся наличие утвержденной в установленном порядке разрешительной документации, наличие государственной лицензии на осуществление экологически опасных видов деятельности. При таких обстоятельствах данная свалка является экологически опасным объектом. В соответствии с п.14 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.2 ст. 8 Закона РФ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Администрацией Воскресенского района игнорируются требования санитарного и природоохранного законодательства, на протяжении ряда лет свалка является несанкционированной, не принимается мер по предупреждению последствий чрезвычайных ситуаций на территории района. Ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 16.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организацию и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Однако администрацией Нахратовского сельсовета не принимается должных мер по соблюдению санитарного и природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности при эксплуатации свалки и игнорируется проведение предупредительных мер к возможным неблагоприятным воздействиям на окружающую природную среду. В соответствии со ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РФ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. У граждан должна быть гарантия, что в результате хозяйственной деятельности данного объекта не будет загрязненного воздуха, антисанитарного состояния территории свалки и её санитарно-защитной зоны, эксплуатация свалки отходов производства и потребления не создаст опасность причинения вреда в будущем. На основании ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В соответствии со ст.80 Закона РФ «Об охране окружающей среды» требования о прекращении деятельности юридических и физических лиц осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды рассматриваются судом. В соответствии с ч. 1 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений. В судебном заседании прокурор Обухова Т.В. поддержала иск по тем же основаниям. Представители третьих лиц на стороне истца: Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Яндыганов В.С., Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Пискунов В.П., Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Нижегородской области Бирюков А.В. иск поддержали, ссылаясь на нарушение ответчиками действующего законодательства. Представитель администрации Нахратовского сельсовета Воскресенского района Солодова С.Н. иск не признала. Считает, что ответственность за эту свалку должен нести СПК «Нахратовский», на землях которого эта свалка расположена, а также администрация р.п. Воскресенское, жители которой вывозят туда бытовые отходы. Представитель СПК «Нахратовский» Шубин В.Л. с доводами Солодовой С.Н. не согласен. Пояснил, что земли, на которых расположена указанная свалка, относятся к невостребованным земельным долям и СПК не принадлежат. Представитель администрации Воскресенского муниципального района Ульмов Н.И. иск признал, просил об установлении срока исполнения решения суда до 31.12.2013г., ссылаясь на то, что для прекращения эксплуатации свалки и восстановления нарушенных земель требуются средства, они могут быть предусмотрены в бюджете только на следующий 2012 год. Прокурор Обухова Т.В. не возражала на установление указанного срока для восстановления нарушенных земель. Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему. Факты нарушения природоохранного законодательства нашли подтверждение в актах осмотра данной свалки, фотоснимках и других представленных материалах дела. В судебном заседании установлено, что несанкционированная свалка действует на территории Нахратовской сельской администрации. С учетом приведенных в исковом заявлении положений Федерального закона № 131-ФЗ от 16.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» суд считает, что сельская и районная администрация являются надлежащими ответчиками по делу. Иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению. С учетом того, что для исполнения решения суда необходимо определенное время и соответствующее финансирование, суд считает возможным определить сроки исполнения решения суда поэтапно: до 01.10.2011г. - по прекращению эксплуатации свалки, до 31.12.2013г. - по восстановлению (рекультивации) нарушенных земель. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198, 206 ГПК РФ, РЕШИЛ: Иск Нижегородского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить. Обязать администрацию Нахратовского сельсовета прекратить эксплуатацию несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенную на землях сельскохозяйственного назначения в 150 м южнее <адрес> и провести работы по восстановлению нарушенных земель, на которых расположена свалка, в соответствии с разработанным и утвержденным в установленном законом порядке проектом восстановления (рекультивации) земель. Обязать администрацию Воскресенского района Нижегородской области организовать работы по восстановлению нарушенных земель, на которых расположена указанная свалка, в соответствии с разработанным и утвержденным в установленном законом порядке проектом восстановления (рекультивации) земель. Установить следующие сроки исполнения данного решения суда: до 01.10.2011г. - по прекращению эксплуатации свалки, до 31.12.2012г. - по разработке и утверждению проекта восстановления нарушенных земель, до 31.12.2013 года по восстановлению (рекультивации) нарушенных земель. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия, через Воскресенский районный суд Нижегородской области. Судья