Дело 2- 324/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации р.п. Воскресенское 8 декабря 2011 года Воскресенский районный суд Нижегородской области в составе судьи Куликовой Л.Г. при секретаре Гусевой Т.И., с участием прокурора Горячкиной М.А., представителей третьих лиц Кондрина В.П., Хохлышевой С.В., Охотникова И.Н., Дубовой И.Ю., Борисовой В.Б., Черняева Ю.А., Зиминой Л.А., Лепехина С.В., Шитова С.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Воскресенского района Нижегородской области к Правительству Нижегородской области о возложении обязанности включить в реестр имущества государственной собственности Нижегородской области скотомогильников, расположенных на территории Воскресенского района Нижегородской области, УСТАНОВИЛ: Прокурор Воскресенского района Нижегородской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с указанными исками (всего 22 иска). Просит обязать Правительство Нижегородской области включить в реестр имущества государственной собственности Нижегородской области скотомогильники, расположенные на территории Воскресенского муниципального района Нижегородской области В каждом исковом заявлении (с л.д. 24) требования касаются одного из 22 скотомогильников, а именно: скотомогильниках - расположенных вблизи д. Галибиха, д. Звягино, д. Докукино, д. Бесходарное (два), д. Томилиха, д. Евдокимово, д. Сысуево, №№ Н-10-16/966, Н-11-16-/967, Н-14-16/967, Н-14-16/976, Н-15-16/971, Н-16-16/972, Н-13-16/969, Н-12-16/968, Н-09-16/965 (Богородская сельская администрация); о сибиреязвенных скотомогильниках - расположенных вблизи д. Изъянка, д. Кузнец, д. Б. Поляны, №№ С-01-16/198, С-18-16/215, С-19-16/216 (Воздвиженская сельская администрация), - вблизи д. Шишенино, д. Бараново, д. Рассадино, д. Топан, №№ С-03-16/200, С-24-16/221, С-04-16/201, С-05-16/202 (Владимирская сельская администрация), - вблизи д. Орехи, д. Кузнецово, д. Елдеж, д. Якшиха №№ С-08-16/205, С-22-16/219, С-02-16/199, С-21-16/218 (Нахратовская сельская администрация), - вблизи д. Люнда, № С-06/16/203 (Егоровская сельская администрация) - вблизи д. Буслаево, № С-20-16/217 (Глуховская сельская администрация), - вблизи с. Троицкое, № С-07-16/204 (Староустинская сельская администрация). Иски мотивированы тем, что прокуратурой Воскресенского района проведена проверка надлежащего исполнения законов при эксплуатации скотомогильников. В ходе проверки по данным ГУНО «Государственное ветеринарное управление Воскресенского района» установлено нахождение на территории Воскресенского района указанных скотомогильников, которые не состоят на балансовом учете сельских администраций и не находятся на их землях. Прокурор указывает, что согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу подпункта 49 пункта ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» п.2 ст. 26.11 Федерального закона от 6.10.1999г. № 184-ФЗ в собственности субъекта РФ могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24 декабря 1993г. № 2284, приватизация скотомогильников, находившихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы, касающиеся скотомогильников (биотермических ям), законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения указанного имущества в собственности органов местного самоуправления ФЗ № 131 от 6.10.2003г. не предусматривает. Предъявленные иски прокурора согласно ст. 30 ГПК РФ подсудны Воскресенскому районному суду Нижегородской области, так как требования касаются объектов, прочно связанных с землей, расположенных на территории данного района. Дела, возбужденные по каждому иску, являются однородными, поэтому соединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, Комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области, Территориальное управление Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Нижегородской области, администрация Воскресенского муниципального района Нижегородской области, Богородская, Воздвиженская, Владимирская, Нахратовская, Егоровская, Глуховская, Староустинская сельские администрации Воскресенского района, ГУНО «Государственное ветеринарное управление Воскресенского района». В судебном заседании помощник прокурора Воскресенского района Горячкина М.А. иски поддержала по основаниям, указанным в заявлениях. Представители ответчика - Правительства Нижегородской области, третьих лиц - Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, Комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области, ГУНО «Государственное ветеринарное управление Воскресенского района», надлежаще извещенные о судебном заседании, в суд не явились, просили рассмотреть дело без их участия. Из отзыва ответчика на иски следует, что требования прокурора он не признает, считает их необоснованными. При этом ответчик, ссылаясь на статьи 12 и 307 ГК РФ, считает, что обязательства на совершение действия, указанного в исковых требованиях, а также реальной возможности исполнения этого действия у него не имеется. Указывает, что в приведенном прокурором в обоснование исков пункте «ц» ст. 26.11 ФЗ № 184 от 6.10.1999г. предусматривается возможность иметь в собственности субъектов РФ скотомогильники (биотермические ямы), данная норма не носит императивного характера и не предписывает обращать скотомогильники, не имеющие собственников, в собственность именно субъектов РФ. Она должна рассматриваться во взаимосвязи с нормами, регулирующими порядок формирования собственности субъекта РФ. Из исковых заявлений прокурора следует, что указанные скотомогильники являются бесхозяйными объектами недвижимости. В соответствии с действующим законодательством признаками, позволяющими четко определить объект недвижимости, являются: кадастровый номер, условный номер, инвентарный номер, адрес, площадь. Однако четкие координаты, позволяющие идентифицировать на местности данные объекты недвижимости, в исковом заявлении не указаны. Данные, указанные в исковом заявлении, определяющие нахождение спорных скотомогильников как «вблизи деревни …», не позволяют в соответствии с действующим законодательством идентифицировать данный объект недвижимости на местности. Исходя из положений вещи" target="blank" data-id="37747">ст. 225 ГК РФ, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления в орган, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке имущества на учёт в качестве бесхозяйного. Законодательством не предусмотрены полномочия субъектов РФ по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и обязательства по принятию этого имущества в собственность. Таким образом, законодательством не установлен порядок включения бесхозяйного объекта в собственность субъекта РФ помимо воли этого субъекта. Представитель ответчика считает, что прокурором не выполнена его процессуальная обязанность, предусмотренная ст. 56 ГПК РФ, доказать те обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований. Прокурор не приводит конкретной нормы законодательства, обязывающей принять или предусматривающей передачу биотермической ямы (скотомогильника) в собственность субъекта РФ. Также указывает, что действия субъекта РФ, направленные на принятие данных объектов, будут противоречить положениям ст. 225 ГК РФ. Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области имеет по данному делу ту же позицию, что и ответчик. В отзыве Мингосимущества приводятся следующие доводы. Как указывается в исковых заявлениях прокурора, скотомогильники, подлежащие отнесению к собственности Нижегородской области, являются бесхозяйными. Исходя из положений Закона Нижегородской области от 8.05.2003 № 31-З объекты бесхозяйного имущества не могут быть источником формирования собственности Нижегородской области. Приведенные прокурором нормы федеральных законов не носят императивный характер, а лишь предусматривают возможность иметь в собственности субъектов РФ или муниципальных образований скотомогильники. Вопросы содержания скотомогильников законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и её субъект. В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации госудаственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ 24.12.1993 № 2284, скотомогильники относятся к федеральной собственности и приватизации не подлежат. Согласно п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1001 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, областей и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность областей на основании предложений их Советов народных депутатов. Мингосимущество считает, что до момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности. Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества. Решений о передаче скотомогильников из федеральной собственности в собственность Нижегородской области не принималось. Представитель Территориального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области о судебном заседании извещен, в суд не явился. В возражениях на исковые требованияпредставитель Комитетагосударственного ветеринарного надзора указывает, что учёт имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области и ведение реестра этого имущества, осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Нижегородской области от 27.05.2009 № 327 «Об учете имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области, и ведении реестра имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области. Из смысла данного постановления следует, что в реестр включается только имущество, находящееся в государственной собственности области. Порядок формирования собственности Нижегородской области определен Законом Нижегородской области от 08.05.2003 года № 31-З. В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. До государственной регистрации объекты недвижимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с указанием сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Прокурор указывает в заявлениях, что скотомогильники на балансовом учете сельской администрации не состоят, на содержании не находятся; земельные участки, на которых расположены скотомогильники, сельским администрациям не принадлежат. Прокурором не представлены доказательства, подтверждающие наличие либо отсутствие собственников у скотомогильников и земельных участков, на которых расположены скотомогильники. Вместе с тем, исследование вопроса о собственнике имеет существенное значение для рассмотрения дела по существу. Представитель Комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области в своих возражениях также ссылается на положения ст. 225 ГК РФ и главу 33 ГПК РФ о порядке признания права на бесхозяйную недвижимую вещь, указывая, что в отношении этого имущества могут быть заявлены требования о признании муниципальной собственности. В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 6.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Согласно п. «ц» ст. 26.11 Федерального закона № 184-ФЗ от 6.10.1999г. в собственности субъекта РФ могут находиться скотомогильники. Названные нормы не носят императивный характер и не предписывают обращать названные объекты в собственность того или иного субъекта помимо воли самого субъекта. Кроме того, в возражениях имеется ссылка на п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4.12.1995г. № 13-7-2/469, в котором указывается, что устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. По мнению Комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области, требования прокурора являются незаконными и необоснованными. Представители районной администрации Кондрин В.П. (председатель КУМИ) и Хохлышева С.В., а также представители сельских администраций, участвующих в деле: Охотников И.Н., Дубова И.Ю., Борисова В.Б., Черняев Ю.А., Зимина Л.А., Лепехин С.В., Шитов С.П. считают, что указанные скотомогильники должны находиться в собственности Нижегородской области, так как их содержание требует значительных финансовых затрат, которые муниципальные органы нести не в состоянии. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Скотомогильник - это место, отведенное для захоронения биологических отходов, Биологическими отходами являются: трупы животных и птиц, ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы, другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения. Согласно информации ГУНО «Государственное ветеринарное управление Воскресенского района» (л.д. 26) в этом учреждении на учете состоят 22 скотомогильника, расположенные на территории Воскресенского района Нижегородской области, а именно: 14 сибиреязвенных скотомогильников - вблизи д. Изъянка, д. Кузнец, д. Б. Поляны, №№ С-01-16/198, С-18-16/215, С-19-16/216 (Воздвиженская сельская администрация), - вблизи д. Шишенино, д. Бараново, д. Рассадино, д. Топан, №№ С-03-16/200, С-24-16/221, С-04-16/201, С-05-16/202 (Владимирская сельская администрация), - вблизи д. Орехи, д. Кузнецово, д. Елдеж, д. Якшиха №№ С-08-16/205, С-22-16/219, С-02-16/199, С-21-16/218 (Нахратовская сельская администрация), - вблизи д. Люнда, № С-06/16/203 (Егоровская сельская администрация) - вблизи д. Буслаево, № С-20-16/217 (Глуховская сельская администрация), - вблизи с. Троицкое, № С-07-16/204 (Староустинская сельская администрация) и 8 скотомогильников - вблизи д. Галибиха, д. Звягино, д. Докукино, д. Бесходарное (два), д. Томилиха, д. Евдокимово, д. Сысуево, №№ Н-10-16/966, Н-11-16-/967, Н-14-16/967, Н-14-16/976, Н-15-16/971, Н-16-16/972, Н-13-16/969, Н-12-16/968, Н-09-16/965 (Богородская сельская администрация). В отношении данных объектов осуществляется контроль государственной ветеринарной службой района. По сведениям учреждения 14 сибиреязвенных скотомогильника находятся на внебалансовом содержании сельских администраций района, 8 скотомогильников, имеющихся на территории Богородской сельской администрации, на содержании не состоят. Земельные участки, на которых расположены данные скотомогильники не принадлежат сельской администрации. В исковых заявлениях прокурора по данному делу указаны скотомогильники, зарегистрированные в ГУНО «Государственное ветеринарное управление Воскресенского района». Из сообщения Богородской сельской администрации прокурору района усматривается, что указанные в информации данного учреждения 8 скотомогильников на балансе администрации не состоят, в собственности не находятся (л.д. 28). Согласно сообщению Владимирской сельской администрации указанные 4 сибиреязвенных скотомогильника в собственность не оформлены (л.д. 63). Из сообщения Нахратовской сельской администрации указанные 4 сибиреязвенных скотомогильника в собственности не находятся, правоустанавливающие документы на них отсутствуют (л.д. 79). Аналогичны сообщения Егоровской сельской администрации и Староустинской сельской администрации в отношении сибиреязвенных скотомогильников вблизи д. Люнда (л.д. 114) и вблизи с. Троицкое (л.д. 103). Из информации Воздвиженской сельской администрации также не усматривается принадлежность 3-х сибиреязвенных скотомогильников (л.д. 120). Глуховская сельская администрация предоставила прокурору аналогичную информацию о сибиреязвенном скотомогильнике, расположенном вблизи д. Буслаево - в собственности этот объект не находится (л.д. 131). Из объяснений представителей районной и сельских администраций, данных в судебном заседании, документов, приложенных к исковому заявлению следует, что скотомогильники, указанные в исках, не имеют собственников, на землях сельских администраций не находятся, в большинстве своем эти объекты расположены на землях лесного фонда, часть из них - на землях сельскохозяйственного назначения; скотомогильниками многие годы не пользуются, их местоположение определялось приблизительно, на основании сведений, полученных от жителей, другие данные на них отсутствуют; документы, подтверждающие соответствующие исследования почвы в указанных местах им не представлялись; на кадастровый учёт скотомогильники не поставлены, на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, не приняты. При установленных в судебном заседании обстоятельствах у суда не имеется оснований обязать Правительство Нижегородской области включить указанные скотомогильники в реестр имущества государственной собственности данного субъекта Российской Федерации. Доводы ответчика о необоснованности заявленных исковых требований суд считает убедительными. В соответствии со т. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В исковых заявлениях прокурора указывается, что скотомогильники, расположенные на территории Воскресенского района, на балансовом учете сельских администраций не состоят, на содержании не находятся; земельные участки, на которых расположены скотомогильники, сельским администрациям не принадлежат. Других данных на эти объекты недвижимости не указано. В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. До государственной регистрации объекты недвижимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с указанием сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В судебном заседании сведения установлено, что скотомогильники как объекты недвижимого имущества не прошли кадастровый учёт и государственную регистрацию в соответствии с действующим законодательством. Порядок формирования собственности Нижегородской области определен Законом Нижегородской области от 08.05.2003 № 31-З. Статьей 4 Закона Нижегородской области от 08.05.2003 № 31-З «Об осуществлении права государственной собственности Нижегородской области» определено, что собственность области формируется: в результате разграничения государственной собственности в Российской Федерации в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами; в результате передачи имущества из федеральной или муниципальной собственности в собственность области; в результате зачисления налогов и иных платежей в областной бюджет; в результате приобретения имущества в порядке и на основаниях, не запрещенных законодательством; путем получения продукции, плодов и иных доходов от использования собственности области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или договором о результатах использования объектов собственности (плодах, продукции, доходах); по иным основаниям, предусмотренным законодательством. Учёт имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области и ведение реестра этого имущества, осуществляется в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Нижегородской области от 27.05.2009 № 327 «Об учете имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области, и ведении реестра имущества, находящегося в государственной собственности Нижегородской области. Из смысла данного постановления следует, что в реестр включается имущество, находящееся в государственной собственности области. Согласно п. «ц» ст. 26.11 Федерального закона № 184-ФЗ от 6.10.1999г., на который имеется ссылка в исковых заявлениях, в собственности субъекта РФ могут находиться скотомогильники. Указанные в исках скотомогильники в государственной собственности Нижегородской области не находятся. Иски прокурора необоснованны и удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исков прокурора Воскресенского района Нижегородской области к Правительству Нижегородской области о возложении обязанности включить в реестр имущества государственной собственности Нижегородской области скотомогильники, расположенные на территории Воскресенского района Нижегородской области, а именно - вблизи д. Галибиха, д. Звягино, д. Докукино, д. Бесходарное - (два), д. Томилиха, д. Евдокимово, д. Сысуево №№ Н-10-16/966, Н-11-16-/967, Н-14-16/967, Н-14-16/976, Н-15-16/971, Н-16-16/972, Н-13-16/969, Н-12-16/968, Н-09-16/965 и сибиреязвенные скотомогильники - вблизи д. Изъянка, д. Кузнец, д. Б. Поляны №№ С-01-16/198, С-18-16/215, С-19-16/216, - вблизи д. Шишенино, д. Бараново, д. Рассадино, д. Топан, №№ С-03-16/200, С-24-16/221, С-04-16/201, С-05-16/202 - вблизи д. Орехи, д. Кузнецово, д. Елдеж, д. Якшиха, №№ С-08-16/205, С-22-16/219, С-02-16/199, С-21-16/218 - вблизи д. Люнда, № С-06/16/203 - вблизи д. Буслаево, № С-20-16/217 - вблизи с. Троицкое, № С-07-16/204, отказать за необоснованностью. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Решение принято в окончательной форме 09 декабря 2011 года. Судья