Дело № г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 декабря 2011 года Воскресенский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Батуриной В.И. с участием пом. прокурора Воскресенского района Горячкиной М.А. представителей заинтересованных лиц Махотиной С.Н., Ульмова Н.И. при секретаре Ульмовой И.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям прокурора Воскресенского района Нижегородской области в интересах Российской Федерации о признании недействующими решений Земского собрания Воскресенского муниципального района Нижегородской области от 29.04.2011 года № 40 «Об утверждении комплексной межведомственной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в 2011-2013 г.г. «Воскресенские каникулы 2011-2013» и от 16.07.2010 года № 69 «Об утверждении районной целевой программы «Развитие образования Воскресенского муниципального района Нижегородской области на 2011-2015 годы», У С Т А Н О В И Л : Прокурор Воскресенского района Нижегородской области в интересах Российской Федерации обратился в суд с заявлениями о признании недействующими решений Земского собрания Воскресенского муниципального района Нижегородской области от 29.04.2011 г. № 40 «Об утверждении комплексной межведомственной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в 2011-2013 г.г. «Воскресенские каникулы 2011-2013» и от 16.07.2010 г. № 69 «Об утверждении районной целевой программы «Развитие образования Воскресенского муниципального района Нижегородской области на 2011-2015 годы» со дня вступления решения суда в законную силу. Определением судьи от 09.12.2011 года гражданские дела по заявлениям прокурора объединены в одно производство для совместного рассмотрения. В заявлениях указано, что прокуратурой района в порядке осуществления надзора за соблюдением органами местного самоуправления бюджетного законодательства установлено, что принятие указанных решений Земского собрания Воскресенского муниципального района противоречит действующему федеральному законодательству и подлежат отмене, так как приняты за пределами компетенции представительного органа местного самоуправления. Прокурором района принесены протесты на решения Земского собрания, протесты прокурора были отклонены. Районная целевая программа «Развитие образования Воскресенского муниципального района Нижегородской области на 2011-2015 годы» и комплексная межведомственная программа организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в 2011-2013 г.г. «Воскресенские каникулы 2011-2013» не подпадают под понятие программ социально-экономического развития муниципального образования. Указанные программы носят все признаки долгосрочной целевой программы и подпадают под действие статьи 179 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии со ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы /подпрограммы/, реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ /подпрограмм/ утверждается законом /решением/ о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе /подпрограмме/ целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу. Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию, начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона /решения/ о соответствующем бюджете в законодательный /представительный/ орган. Таким образом, считает прокурор, федеральное законодательство исключает полномочия представительного органа местного самоуправления по принятию указанных целевых программ. Прокуроры в ходе осуществления своих полномочий проводят антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, их должностных лиц по вопросам, касающимся в том числе бюджетного законодательства на основании федерального закона. Оспариваемые решения Земского собрания являются нормативными правовыми актами, так как устанавливают правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение, действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения им предусмотренные. Решения были обнародованы путем вывешивания на информационном стенде на первом этаже здания администрации района и на момент подачи заявлений применяются на всей территории Воскресенского муниципального района. В судебном заседании помощник прокурора Горячкина М.А. поддержала заявленные прокурором Воскресенского района требования, считает, что оспариваемые решения Земского собрания Воскресенского муниципального района не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, так как нормативные правовые акты приняты за пределами компетенции, что недопустимо в силу установленных антикоррупционным законодательством запретов. Нарушение федерального законодательства является нарушением интересов Российской Федерации, в связи с чем заявление прокурором предъявлено в интересах Российской Федерации. Представитель заинтересованного лица Земского собрания Воскресенского муниципального района Нижегородской области Махотина С.Н. по доверенности в судебном заседании не согласилась с заявленными прокурором района требованиями и пояснила, что решением Земского собрания района от 29.04.2011 года № 40 утверждена программа социально-экономического развития муниципального образования в сфере организации отдыха детей и молодежи в каникулярное время. Решением Земского собрания от 16.07.2010 года № 69 утверждена программа социально-экономического развития Воскресенского муниципального района в сфере образования. В соответствии с пунктом 11 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года организация отдыха детей и молодежи в каникулярное время и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего /полного/ общего образования по основным общеобразовательным программам относятся к вопросам местного значения муниципального района. Считает, что вышеназванные правовые акты не подпадают под действие статьи 179 Бюджетного кодекса РФ, соответствуют действующему законодательству и приняты в рамках компетенции представительного органа - Земского собрания Воскресенского муниципального района. При принятии этих решений представительный орган местного самоуправления руководствовался ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно ст. 35 ч. 10 п. 4 которого принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Ст. 20 Устава Воскресенского муниципального района эти вопросы также отнесены к компетенции Земского собрания. Судьей к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Воскресенского муниципального района и Управление образования Администрации Воскресенского муниципального района. Представитель администрации Воскресенского муниципального района Ульмов Н.И. также считает заявления прокурора не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку оспариваемые прокурором решения Земского собрания приняты в пределах компетенции представительного органа муниципального образования согласно ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ. Считает, что утвержденные решениями Земского собрания программы не относятся к долгосрочным программам и не подпадают под действие ст. 179 Бюджетного Кодекса РФ. Этими решениями интересы Российской Федерации не нарушены. Представитель Управления образования Администрации Воскресенского муниципального район в судебное заседания не явился, обратились с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствии представителя Управления образования. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части. В силу п.9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм /правил поведения/, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Согласно ст. 4 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего /полного/ общего образования по основным общеобразовательным программам, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Согласно части 10 п.4 статьи 35 вышепоименованного Федерального Закона принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Статьей 10.1 Закона Нижегородской области от 22.07.2003 года № 66-3 «О прогнозировании, стратегическом и программном планировании социально- экономического развития Нижегородской области» /в редакции Закона Нижегородской области от 28.04.2006 года № 27-3/ предусмотрено, что принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Согласно статьи 5 части 1 п.11 Устава Воскресенского муниципального района Нижегородской области организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего /полного/ общего образования по основным общеобразовательным программам, а также организация отдыха детей в каникулярное время относится к вопросам местного значения района. Согласно статье 20 Устава района принятие планов и программ развития муниципального района, утверждение отчетов об их исполнении относится к компетенции Земского собрания. Принятым решением Земского собрания Воскресенского муниципального района от 16.07.2010 года № 69 утверждена программа развития муниципального образования - Воскресенского муниципального района в сфере образования. Реализация программы рассчитана на два этапа: 1-ый этап - 2011 - 2013 годы, 2-ой этап - 2014 - 2015 годы. Источниками финансирования программы являются районный и областной бюджеты. Решением Земского собрания Воскресенского муниципального района от 29.04.2011 года № 40 утверждена комплексная межведомственная программа организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи. Программа имеет циклический характер и реализуется в течение 3 лет 2011-2013 г.г. Как следует из наименования и содержания утвержденных программ по своей юридической природе оспариваемые решения Земского собрания Воскресенского муниципального района являются не чем иным, как программным документом, позволяющим упорядочить сложившуюся систему каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в Воскресенском муниципальном районе; создать условия для модернизации содержания образования, внедрения в учебно-воспитательный процесс информационных технологий, раскрытие способностей каждого ученика, позволяющим спрогнозировать объемы финансирования исполнения программ. Программы рассчитаны на срок более одного финансового года, который в силу ст. 12 Бюджетного кодекса РФ соответствует календарному году с 1 января по 31 декабря. Районная целевая программа «Развитие образования Воскресенского муниципального района Нижегородской области на 2011-2015 годы» включена в реестр долгосрочных целевых программ Воскресенского муниципального района Нижегородской области, что подтверждено выпиской из реестра и начальником управления финансов администрации Воскресенского района Шумиловым Л.Л. Шумилов Л.Л., допрошенный в суде в качестве свидетеля показал, что программы, рассчитанные на срок более одного финансового года, относятся к долгосрочным целевым программ. Принятая программа реализуется за счет местного и областного бюджета. Считает, что долгосрочная целевая программа «Развитие образования Воскресенского муниципального района на 2011-2015 г.г.» правомерно утверждена решением Земского собрания. Программа организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в 2011-2013 г.г. «Воскресенские каникулы 2011-2013» не включена в реестр долгосрочных программ, поскольку она является ведомственной, но считает, что ее должна утверждать администрация района. Таким образом, суд считает, что принятые программы, утвержденные обжалуемыми решениями Земского собрания Воскресенского муниципального района, относятся к долгосрочным целевым программам. Как пояснил начальник управления финансов администрации Воскресенского муниципального района Шумилов Л.Л., финансирование на исполнение этих программ учитывается в районном бюджете. Согласно ст. 10 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. В связи с этим представительный орган муниципального образования, каковым является Земское собрание, не должен заранее утверждать программу, в которой заложено финансирование программы в конкретных суммах. Согласно статье 179 Бюджетного Кодекса РФ / в редакции Федерального закона от 26.04.2007 года № 63-ФЗ/, вступившей в силу с 01.01.2009 года, долгосрочные целевые программы /подпрограммы/, реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона /решения/ о соответствующем бюджете в законодательный /представительный/ орган. Следовательно, оспариваемые прокурором района решения Земского собрания Воскресенского муниципального района приняты Земским собранием за пределами компетенции представительного органа местного самоуправления. Пунктами 17, 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» предусмотрено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правого акта, в частности: полномочия органа /должностного лица/ на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму /вид/, в который орган /должностное лицо/ вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акте недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта. Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими. Принятые оспариваемыми решениями Земского собрания Воскресенского муниципального района программы в 2011 году работали, суд в силу разъяснения в п. 28 вышеупомянутого Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации вправе признать недействующими обжалуемые решения Земского собрания со дня вступления решения суда в законную силу. Следовательно, заявления прокурора Воскресенского района являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Согласно положению части 3 статьи 253 ГПК РФ сообщение о решении суда, которым нормативный правовой акт признан недействующим, после вступления решения в законную силу должно быть направлено для публикации в редакцию газеты «Воскресенская жизнь» - в печатное издание, осуществляющее официальное опубликование муниципальных нормативных правовых актов. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 253 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу решений Земского собрания Воскресенского муниципального района Нижегородской области от 16.07.2010 года № 69 «Об утверждении районной целевой программы «Развитие образования Воскресенского муниципального района Нижегородской области на 2011-2015 годы» и от 29.04.2011 года № 40 «Об утверждении комплексной межведомственной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи в 2011-2013 г.г. «Воскресенские каникулы 2011-2013», как несоответствующие Федеральному закону от 26.04.2007 года № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», согласно которому статья 179 Бюджетного Кодекса РФ изложена в новой редакции. Сообщение о решении суда после вступления его в законную силу направить для опубликования в редакцию газеты «Воскресенская жизнь». Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней. Судья: подпись