Решение о признании ноормативных правовых актов незаконными



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Воскресенское                                                            10 января 2012 года

Воскресенский районный суд Нижегородской области в составе судьи Куликовой Л.Г.

с участием прокурора Горячкиной М.А.

представителей заинтересованных лиц Махотиной С.Н. и Ульмова Н.И.

при секретаре Кандиной С.К.
рассмотрев в     открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям прокурора Воскресенского района Нижегородской области о признании недействующими решений Земского собрания Воскресенского муниципальной района об утверждении районных целевых программ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Воскресенского района Нижегородской области обратился в суд в порядке ст. 251 ГПК РФ в интересах Российской Федерации с тремя заявлениями о признании недействующими решений Земского собрания Воскресенского муниципального района: № 114 от 15.12.2009г. и №№ 47, 48 от 25.06.2010г. об утверждении целевых районных программ «Пожарная безопасность сельских поселений и объектов сельхозпроизводства Воскресенского муниципального района на 2010-2012 годы», «Пожарная безопасность учреждений культуры Воскресенского муниципального района на 2011-2013 годы», «Развитие культуры Воскресенского муниципального района на 2011-2013 годы».

Дела по данным заявлениям объединены в одно производство.

Заявления мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки соблюдения бюджетного законодательства выявлено, что указанные программы, являющиеся долгосрочными целевыми программами, утверждены представительным органом местного самоуправления за пределами своей компетенции. Оспариваемые решения являются нормативными правовыми актами, были обнародованы путем вывешивания на информационном стенде в здании администрации Воскресенского района Нижегородской области и на момент подачи заявления продолжают применяться. Принесенные прокурором протесты по устранению нарушения федерального законодательства Земским собранием отклонены.       

Прокурор, ссылаясь на ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ), указывает в заявлениях, что долгосрочные целевые программы подлежат утверждению не Земским собранием Воскресенского муниципального района, а местной администрацией данного муниципального образования.

В судебном заседании помощник прокурора Воскресенского района Горячкина М.А. поддержала поданные заявления по тем же основаниям.           

Представители заинтересованных лиц - Земского собрания Воскресенского муниципального района Нижегородской области,     Махотина С.Н., и администрации этого района, Ульмов Н.И., с заявлениями прокурора не согласны.

По их мнению, программы, утвержденные оспариваемыми решениями, относятся к программам социально-экономического развития муниципального образования - Воскресенского муниципального района Нижегородской области - в определенных сферах: культуры, пожарной безопасности. Данные программы не относятся к программам, указанным в ст. 179 БК РФ. Программы приняты по вопросам местного значения в пределах компетенции представительного органа местного самоуправления в соответствии с п. 4 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 20 Устава Воскресенского муниципального района Нижегородской области.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части.

Решениями Земского собрания Воскресенского муниципального района: № 114 от 15.12.2009г. и №№ 47, 48 от 25.06.2010г. утверждены районные целевые программы «Пожарная безопасность сельских поселений и объектов сельхозпроизводства Воскресенского муниципального района на 2010-2012 годы», «Пожарная безопасность учреждений культуры Воскресенского муниципального района на 2011-2013 годы», «Развитие культуры Воскресенского муниципального района на 2011-2013 годы».

Из их содержания следует, что указанные решения (с программами в качестве приложений к ним) являются муниципальными нормативными правовыми актами. Они направлены на решение вопросов местного значения, предусмотренных ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 5 Устава Воскресенского муниципального района Нижегородской области. В программах указаны заказчик программы: администрация Воскресенского муниципального района, цели и задачи программы, сроки реализации программы, ответственные за исполнение программы, финансовое обеспечение программы с распределением объемов и источников финансирования по годам, ожидаемые результаты программы, система организации управления и контроля за ходом выполнения программы, конкретные мероприятия по реализации программы и исполнители.

Эти программы являются долгосрочными, так как рассчитаны на срок более одного финансового года, который соответствует календарному году (ст. 12 БК РФ). Они включены в реестр целевых программ Воскресенского муниципального района, реализуются за счёт средств бюджетов, в том числе местного бюджета.

В соответствии со ст. 179 БК РФ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007г. № 63-ФЗ, действующей с 1 января 2009г.) долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счёт федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Статья 179 БК РФ в редакции до внесения указанных изменений предусматривала утверждение указанных программ законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления.

Оспариваемые решения утверждены после введения в действие новой редакции указанной статьи Бюджетного Кодекса РФ, действующей с 1 января 2009 года. Таким образом, эти решения приняты за пределами компетенции Земского собрания Воскресенского муниципального района, и имеет место нарушение федерального законодательства.

В силу ст. 4 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления должны приниматься в соответствии с ними.

Суд не может согласиться с доводами представителей заинтересованных лиц, поскольку из действующего федерального законодательства не следует, что программы развития муниципального образования, принятие которых в соответствии с п. 4 ст. 10 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ относится к исключительной компетенции представительных органов местного самоуправления, и долгосрочные целевые программы, реализуемые за счёт средств бюджетов и согласно ст. 179 БК РФ, подлежащие утверждению местными администрациями, это одно и то же.     

Суд приходит к выводу, что заявления прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В пунктах 17, 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» предусмотрено, что при рассмотрении дел данной категории суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в который орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства, хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта. Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или принят с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими.

В соответствии со ст. 28 указанного Постановления если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании установлено, что до настоящего времени программы, утвержденные оспариваемыми решениями, исполнялись. Поэтому суд приходит к выводу о необходимости признания оспариваемых решений недействующими, начиная со дня вступления решения суда в законную силу.

Согласно ч. 3 ст. 253 ГПК РФ сообщение о решении суда, которым нормативный правовой акт признан недействующим, после вступления решения в законную силу должно быть опубликовано в газете «Воскресенская жизнь» - в печатном издании, осуществляющем официальное опубликование муниципальных нормативных правовых актов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявления прокурора Воскресенского района Нижегородской области удовлетворить.

Признать недействующими решения Земского собрания Воскресенского муниципального района Нижегородской области № 114 от 15.12.2009г. и №№ 47, 48 от 25.06.2010г. об утверждении целевых программ «Пожарная безопасность сельских поселений и объектов сельхозпроизводства Воскресенского муниципального района на 2010-2012 годы», «Пожарная безопасность учреждений культуры Воскресенского муниципального района», «Развитие культуры Воскресенского муниципального района на 2011-2013 годы» со дня вступления данного решения суда в законную силу.

После вступления решения суда в законную силу направить его копию в редакцию газеты «Воскресенская жизнь» для публикации сообщения о данном решении.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья