Решение о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости



       Дело № 2 -16/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 января 2012 года

Воскресенский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Батуриной В.И.

с участием представителя истца Зеленова А.А.

представителя ответчика Мозжановой Л.В.

при секретаре Ульмовой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Хохлов Н.П. к Государственному

учреждению Управление Пенсионного фонда

Российской Федерации по Воскресенскому району

Нижегородской области о признании права на

досрочную трудовую пенсию по старости в связи

с педагогической деятельностью,

У С Т А Н О В И Л :

Хохлов Н.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по Воскресенскому району Нижегородской области о признании за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

В обосновании исковых требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он осуществляет педагогическую деятельность. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, считая, что к этому времени у него имелся необходимый стаж работы - 25 лет.

В назначении пенсии ему было отказано. Из специального стажа были исключены: период нахождения в дополнительном учебном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и служба в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Считает отказ ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии и исключение указанных периодов из специального стажа незаконным. В период нахождения его в учебном отпуске за ним сохранялись место работы и заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд.

Истец также указывает в заявлении, что в период службы в рядах Советской Армии действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которым предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Истец просит включить в его специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, следующие периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - учебный отпуск;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - время службы в составе Вооруженных Сил СССР;

признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью и обязать ответчика назначить указанную пенсию со дня обращения к ответчику с заявлением.

Истец Хохлов Н.П. в судебное заседание не явился, телефонограммой обратился с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствии, просил дело рассмотреть с участием его представителя.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования Хохлова Н.П. поддержал в полном объеме, пояснил, что Хохлов Н.П. обучался в высшем учебном заведении заочно.

Представитель ответчика Мозжанова Л.В. иск не признала, мотивируя тем, что на 31.12.2001 года на территории Российской Федерации Постановление Совета Министров от 17.12.1959 года № 1397 не применялось. Согласно п.4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет, периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР учитываются в стаж за выслугу лет при условии, если на момент отмены Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, выработано в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Период педагогической деятельности на 01.10.1993 года Хохлова Н.П. составляет 4 года 9 месяцев 29 дней.

Учебные отпуска не поименованы ни в одном из нормативных актов, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, следовательно, не могут быть включены в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В связи с этим Хохлову Н.П. не были включены в специальный стаж период учебного отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и служба в Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Хохлов Н.П. на день обращения в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии требуемого, не менее 25 лет, специального стажа не имел, его специальный стаж составил 22 года 10 месяцев 20 дней. Из-за отсутствия требуемого специального стажа Хохлову Н.П. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела, суд приходит к следующему:

Как усматривается из материалов пенсионного дела, Хохлов Н.П. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правом на досрочную трудовую пенсию по старости пользуются лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Требования истца состоят в том, что он просит обязать ответчика включить в его специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости учебный отпуск, связанный с обучением в высшем педагогическом учебном заведении, и период службы в Советской Армии.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было отказано Хохлову Н.П. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в виду отсутствия требуемого специального стажа. Специальный стаж Хохлову Н.П. определен - 22 года 10 месяцев 20 дней.

Из записей в трудовой книжке Хохлова Н.П. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ он осуществляет педагогическую деятельность.

Работая учителем физвоспитания в Староустинской средней школе Воскресенского района Нижегородской области, Хохлов Н.П. в 1990 году поступил в государственный ордена Ленина и ордена Красного Знамени институт физической культуры и в 1995 году окончил его с присвоением квалификации - преподаватель физической культуры. Это обстоятельство подтверждено дипломом ЭВ , выданным ДД.ММ.ГГГГ регистрационный номер 114851.

Для сдачи экзаменационной сессии с 24 марта по ДД.ММ.ГГГГ согласно приказу директора Староустинской средней общеобразовательной школы Воскресенского района от ДД.ММ.ГГГГ Хохлову Н.П. предоставлялся оплачиваемый отпуск.

Из справки, уточняющей периоды работы истца, выданной Управлением образования Администрации Воскресенского района Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ, приобщенной к материалам пенсионного дела Хохлова Н.П., следует, что указанный учебный отпуск нашел отражение в лицевых счетах истца, во время нахождения Хохлова Н.П. в указанном учебном отпуске за ним сохранялась заработная плата, т.е. за соответствующий период уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Справка выдана на основании лицевых счетов 1986-2011 г.г. Данный факт представитель ответчика не оспаривала.

В соответствии со ст. 173 Трудового Кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Причем данные дополнительные отпуска предоставляются работодателем ежегодно, пока работник обучается в высшем учебном заведении.

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Следовательно, период учебного отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть включен в специальный стаж Хохлова Н.П.

Как следует из военного билета Хохлова Н.П. он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служил в рядах Советской Армии по призыву.

В период, когда истец служил в армии, действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Этим Постановлением было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утратившее силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953.

Согласно пункту 1 вышеупомянутого Положения о порядке исчисления стажа служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности.

Пункт 4 Положения о порядке исчисления стажа предусматривал, что служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Это условие также соблюдено. Хохлов Н.П. осуществляет педагогическую деятельность в школе в качестве учителя с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Следовательно, на момент обращения Хохлова Н.П. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 29.01.2004 года № 2-П, за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные ими права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

При исчислении стажа работы, дающей право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вопрос о включении того или иного периода работы в указанный стаж должен разрешаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения указанной работы.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.05г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в п. 11 указано, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального Закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Положения части 2 стать6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

С учетом этого служба в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что в календарном исчислении составляет 2 года 27 дней, подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

На день обращения истца в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии ответчиком был подсчитан специальный стаж Хохлова Н.П. без включения учебного отпуска и службы в Армии. Он составил 22 года 10 месяцев 20 дней. Истцом исчисление этого периода работы не оспаривается.

С учетом включения оспариваемых периодов учебного отпуска и службы в Армии в специальный стаж на день обращения Хохлова Н.П. в Пенсионный фонд у него возникло право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, и с ДД.ММ.ГГГГ ему должна быть назначена досрочная трудовая пенсия по старости.

По состоянию на эту дату его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, составил не менее 25 лет педагогической деятельности.

Согласно ст. 19 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Следовательно, исковые требования Хохлова Н.П. обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по Воскресенскому району Нижегородской области включить Хохлов Н.П. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в календарном исчислении следующие периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период нахождения на службе по призыву в рядах Советской Армии;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период нахождения в дополнительном отпуске с сохранением заработной платы в связи с обучением в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования - Санкт-Петербургской государственной Академии физической культуры.

Признать за Хохлов Н.П. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона Российской Федерации от 17.12.2001 года № 173- ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по Воскресенскому району Нижегородской области назначить Хохлов Н.П. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий: подпись