решение о приведении дорог общего пользования в соответствии с установленными правилами



                                                                                                      Дело 2- 11/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Воскресенское                                                               15 февраля 2012 года

Воскресенский районный суд Нижегородской области в составе судьи Кузнецовой Т.Н.,

с участием помощников прокурора Воскресенского района Нижегородской области Горячкиной М.А., Некрасова А.Ф.

представителя ответчика государственного казенного учреждения Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог» Максиной Ю.В.

представителя соответчика общества с ограниченной ответственностью Дорожно-строительная компания «Гранит» Бугаева С.Д.

представителя соответчика Воскресенской ПМК «Нижинжсельстрой» Ольневой Н.И.

при секретаре Маловой С.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Воскресенского района Нижегородской области в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог», к Правительству Нижегородской области, ООО ДСК «Гранит», ООО ДСК «Вираж», Воскресенской ПМК «Нижинжсельстрой» обязать Правительство Нижегородской области принять меры по надлежащему финансированию работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Воскресенского района Нижегородской области, о приведении автодорог в соответствии с установленными правилами, стандартами и техническими нормами,

                                                         

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Воскресенского района Нижегородской области обратился в интересах неопределенного круга лиц к ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог», к Правительству Нижегородской области, ООО ДСК «Гранит», ООО ДСК «Вираж», Воскресенской ПМК «Нижинжсельстрой» в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ, после уточнений просит :

1. Обязать Правительство Нижегородской области принять меры по надлежащему финансированию работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Воскресенского района Нижегородской области в соответствии с нормативами денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области, утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области 02.08.2010 года №461 «О нормативах денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание     автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области и правилах их расчета» с целью приведения автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Воскресенского района Нижегородской области и сооружений на них в соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами.

2. При надлежащем финансировании работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Воскресенского района обязать государственное казённое учреждение     Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог» привести автодороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Воскресенского района в соответствии установленными правилами, стандартами и техническими нормами, а именно:

По автодороге «Усиха-Текун» (22 ОП МЗ 22Н-1604) в срок до 30 апреля 2012 года устранить:

- отсутствие дорожного знака «Пешеходный переход» на участке автодороги «Усиха-Текун», поворот на деревню Стрелиха км.8+139 слева;

- отсутствие знаков 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на автодороге «Усиха-Текун» около деревни Пичужиха км.5 +442 справа;

- отсутствие знака 5.19.2 и 5.19.1 «Пешеходный переход» на автодороге «Усиха Текун» около деревни Будилиха км.1+876 слева;

По автодороге «Воскресенское-Русениха-Будилиха» на 2-3 км. от дома №211, расположенного по ул. Ленина в р.п. Воскресенское до перекрестка с автодорогой «Воскресенское-Воздвиженское-Бор.кордон» восстановить изношенное асфальтобетонное покрытие на всей ширине проезжей части, восстановить обочину в соответствии с ГОСТом, путем проведения ремонта, установить срок до 31 декабря 2012 года.

По автодороге «Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл» (22 ОП РЗ 22К-0018) в срок до 30 сентября 2012 года устранить:

- путем проведения ремонта разрушение асфальтобетонного полотна проезжей     части автодороги «Боковая-Воскресенское-Докукино - граница Республики Марий Эл» (46-48 км.), превышающие нормы ГОСТа Р 50597-93: участок автодороги от моста через реку Смородинка до окончания деревни Галибиха, участок автодороги через реку Смородинка, участок автодороги по деревне Галибиха;

- путем проведения ремонта разрушение асфальтобетонного полотна проезжей     части автодороги «Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл» (52-56 км.) от д.Бесходарово до д.Докукино, восстановить обочину в соответствии с ГОСТом;

- путем проведения ремонта разрушение асфальтобетонного полотна проезжей части автодороги «Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл» (50-52 км.), участок дороги по д.Богданове и д.Бесходарново;

По автодороге «Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл» (22 ОП РЗ 22К-0018) в срок до 30 апреля 2012 года устранить:

- заслонение дорожного знака «Пешеходный переход» деревом на автодороге «Боковая-Воскреседское-Докукино-граница Республики Марий Эл» км. 47+700 справа в д.Галибиха около магазина путем проведения вырубки древесно-кустарниковой растительности для обеспечения видимости дорожного знака;

- отсутствие знака 5.19.2 «Пешеходный переход» на автодороге «Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл» км.47+905 справа в д.Галибиха около Галибихинской школы;

- отсутствие знаков 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на автодороге «Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл» км.38+390 справа и км.38+394 слева около-остановки д-Курдома;

- отсутствие знака 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги» на автодороге «Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл» поворот на Нестиары на км.39+300 слева.

По автодороге «Воскресенское-Воздвиженское-Бор.кордон» (22 ОП Р 22К-0019) с 13 по 20 км. в срок до 31 декабря 2012 года восстановить изношенное асфальтобетонное покрытие на всей ширине проезжей части дороги путем проведения ремонта;

По автодороге «Глухово-Кр.Яр» (22 ОП МЗ 22Н-1615) на 5 км в срок до 30 мая 2012 года очистить обочину и проезжую часть от нависших деревьев;

Иск прокурора мотивирован тем, что в соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

В соответствии с п. 8 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.6 ст. 12 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

В соответствии п.п. 1, 4 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

В соответствии с п.п. 1,2 ст. 33 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

При этом, формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов.

По результатам проведенной Воскресенской прокуратурой проверкой в период с 23.08.2011 по 19.09.2011 совместно с отделением ГИБДД отдела МВД России по Воскресенскому району проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения при содержании автодорог общего пользования, регионального или межмуниципального значения Воскресенского района Нижегородской области и сооружений были выявлены указанные выше нарушения.

ГКУ НО «ГУАД» не обеспечено своевременное устранение недостатков в дорожном покрытии и ликвидации загрязнений на проезжей части автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Воскресенского района.

           В связи с отсутствием достаточного финансирования на содержание автодорог, их состояние и качество не отвечает действующим требованиям и стандартам.

Невыполнение требований закона и возложенных на органы государственной власти субъекта РФ обязанностей привело к тому, что обследованные участки дороги представляют опасность для жизни и здоровья граждан. Их ненадлежащее эксплуатационное состояние способствовало дорожно-транспортным происшествиям, в том числе повлекшим гибель людей или причинения вреда их здоровью. Так по сведениям ОГИБДД ОВД по Воскресенскому району за 2010 - 8 месяцев 2011 г. на обследованных участках дорог произошло 65 ДТП, в которых травмировано 77 человек, число погибших - 17 человек.

В судебном заседании прокурор поддержал уточненные исковые требования по тем же основаниям.

       От части заявленных требований, а именно устранить:

- отсутствие знака 1.11.1 «Опасный поворот» на участке автодороги «Усиха-Текун» (14 км.);

- отсутствие знаков 1.11.1 «Опасный поворот» на участке автодороги «Усиха-Текун» (12 км.) после поворота на Благовещенское;

- повреждение дорожного знака 1.11,2 «Опасный поворот» на участке автодороги «Усиха-Текун» (11 км.) после поворота на Благовещенское;

- отсутствие знаков 1.11.1 «Опасный поворот» на участке автодоророги «Усиха-Текун» (3 км.) перед деревней Б;удилиха;

- выбоину, превышающие нормы ГОСТа Р 50597-93, на участке автодороги «Усиха-Текун» (14 км.) в районе деревни Малехино путем проведения ямочного ремонта;

На автодороге «Валявиха-Звягино-Чанниково-Галибиха» (22 ОП МЗ 22Е 1609) на 10 км. на подъезде от деревни Чанниково к дороге «Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл», путем проведения ремонта устранить разрушение асфальтобетонного покрытия, превышающие нормы ГОСТа Р 50597-93, а также по автодороге «Глухово-Кр.Яр» (22 ОП МЗ 22Н-1615) от 1 до 5 восстановить изношенное асфальтобетонное покрытие проезжей части дороги путем проведения ремонта - прокурор в судебном заседании отказался. В этой части требований судом вынесено определение.                    

Представитель ответчика ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог» Максина Ю.В. в суде иск не признала и пояснила, что деятельность учреждения в 2011 году финансировалась за счет средств областного бюджета, в размерах установленным Законом Нижегородской области от 21.12.2010 N 209-3 «Об областном бюджете на 2011 год» в рамках областной целевой программы «Содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Нижегородской области, и искусственных сооружений на них на 2009 - 2011 годы», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 08.04.2009г. № 196 в целях более эффективного расходования бюджетных средств.

Согласно областной целевой программы расходы на финансирование работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Воскресенского района Нижегородской области на 2011 год выделено 47614455 рублей. Работы по ремонту автомобильных дорог Воскресенского района Нижегородской области на 2011 год не планировались.

В 2012 году Законом Нижегородской области от 26.12.2011г. N 194-3 «Об областном бюджете на 2012 год» в рамках областной целевой программы «Совершенствование транспортной инфраструктуры Нижегородской области на 2012 - 2014 годы» (подпрограмма «Ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Нижегородской области, и искусственных сооружений на них на 2012 - 2014 годы»), утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 ноября 2011 года № 958 установлено финансирование за счет средств областного бюджета на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Воскресенского района Нижегородской области в размере 45414000 рубля.

По итогам открытого аукциона заключены государственные контракты № 56509 от 31.01.2012г. с ООО ДСК «Вираж» на ремонт участков автомобильной дороги (220П РЗ 22К-0018) Боковая -Воскресенское -Докукино -граница республики Марий Эл км 45+780 - км 47+680, км 49+800 - км 54+136, км 54+400 - км 56+460, км 56+760 - км 58+535 и №58095 от 06.02.2012г. на ремонт участка автомобильной дороги Воскресенское-Воздвиженское-Бор.Кордон км 12+300 - км 16+300, км 17+300 - 20+458. Срок выполнения работ по государственным контрактам № 56509 от 31.01.2012г. - 31 августа 2012 года, № 58095 от 06.02.2012г. - 31 июля 2012 года, в связи с чем требования прокурора на выполнение ремонтных работ на указанные объекты утратили актуальность.

В ближайшее время подлежат размещению государственные заказы на ремонт в 2012 году участка автомобильной дороги (220П РЗ 22Н-1676) Подъезд № 2 к р.п. Воскресенское от а/д Боковая -Воскресенское-Докукино - граница республики Марий Эл км 0+000 - км 2+083 и участка автомобильной дороги (220П РЗ 22Н-1637) Воскресенское-Русениха-Будилиха км 1+200 - км 1+874, км 1+887 - км 2+600.

Требования истца по устранению отсутствия дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 (Пешеходный переход) в заявлении прокурора не имеют обоснования. Установление необходимых знаков относится к текущей работе ответчика. Требования прокурора на автодороге «Глухово-Красный Яр (22 ОП МЗ 22Н-1615) на 5 км очистить обочину и проезжую часть от нависших деревьев, в этой части выписано предписание и выявленное нарушение будет устранено.

С требованиями прокурора на автодороге «Воскресенское-Русениха-Будилиха» на 2-3 км. от дома №211, расположенного по ул. Ленина в р.п. Воскресенское до перекрестка с автодорогой «Воскресенское-Воздвиженское-Бор.кордон» восстановить изношенное асфальтобетонное покрытие на всей ширине проезжей части, восстановить обочину в соответствии с ГОСТом, путем проведения ремонта, представитель ответчика не согласна, так как указанные работы в проект на 2012 год не включены. Вмешательство в процесс планирования дорожной деятельности может повлечь нарушение порядка осуществления дорожной деятельности в отношении других автомобильных дорог регионального значения, прав и законных интересов пользователей автомобильными дорогами и населения. Кроме того, при приемки работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Нижегородской области комиссия в составе уполномоченных на то лиц использует ОДМ 218.0.000-2003 «Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог» (утверждено распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Минтранса России). Согласно таблице 2 «Характеристика уровней содержания дорог» ОДМ 218.0.000-2003, устанавливающего порядок и методику оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования, допустимым уровнем содержания автомобильных дорог является: «содержание дороги обеспечивает допустимый уровень безопасности движения в соответствии с ГОСТ Р 50597-93«Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения». Допускаются факты временного ограничение движения автотранспортных средств на отдельных участках по условиям их содержания. Допускается наличие не более 15% (по протяженности) участков с недопустимым уровнем содержания».Требования прокурора в исковом заявлении в отношении участков с недопустимым содержанием в процентном отношении к протяженности автодорог Воскресенского района Нижегородской области значительно ниже допустимых согласно ОДМ 218.0.000-2003 15 % участков с недопустимым уровнем содержания. Таким образом, истцом при проведении проверки и формировании исковых требований не был применен отраслевой дорожный методический документ, которым руководствуются в своей деятельности ответчики.

Представитель ответчика Правительства Нижегородской области в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Правительство просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований прокурора Воскресенского района.

В отзыве на исковое заявление Правительство Нижегородской области указало следующее:

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской     Федерации     и     о     внесении     изменений     в     отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

Согласно статье 7 Закона Нижегородской области от 08.05.2003 № 31-3 "Об осуществлении права государственной собственности Нижегородской области" от имени области права собственника по владению, пользованию и распоряжению собственностью области осуществляют Законодательное Собрание области и Правительство области в пределах их компетенции.

В соответствии со статьей 38 Устава Нижегородской области Правительство Нижегородской области - высший исполнительный орган государственной власти области, является коллегиальным органом, возглавляющим систему органов исполнительной власти области. Правительство Нижегородской области в целях оптимизации работы по реализации задач, возложенных на него как на высший орган исполнительной власти, формирует министерства и иные органы исполнительной власти.

К полномочиям Правительства Нижегородской области в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится обеспечение осуществления дорожной деятельности.

Федеральный закон № 257-ФЗ устанавливает, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, то есть деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию этих дорог, обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В рамках реализации данных полномочий Правительство Нижегородской области определяет уполномоченный дорожный орган на осуществление функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования регионального, межмуниципального значения или местного значения соответственно и решение иных вопросов дорожной деятельности.

В соответствии со статьей 7 Закон Нижегородской области от 04.12.2008 № 157-3 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области" к полномочиям дорожного органа относится оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения; а также проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.

На территории Нижегородской области уполномоченным дорожным органом согласно Уставу, утвержденному приказом министерства строительства Нижегородской области от 27.12.2010 № 65/од, является "Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области".

Согласно статьям 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде. Указанные органы осуществляют права собственника субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Правительство Нижегородской области не может являться надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку заявленные прокурором требования не входят в полномочия Правительства Нижегородской области, установленные законодательством.

Кроме того, в исковом заявлении прокурор делает вывод о том, что невыполнение требований закона и возложенных на органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязанностей привело к тому, что обследованные участки дороги представляют опасность для жизни и здоровья граждан.

Однако, прокурором не доказано в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации невыполнение каких конкретно требований закона и каких конкретно обязанностей Правительством Нижегородской области привело тому, что обследованные участки дороги представляют опасность для жизни и здоровья граждан.

Кроме того, ссылка в исковом заявлении прокурора на статью 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» является неправомерной, поскольку на Правительство Нижегородской области возложена обязанность по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения без указания конкретных путей реализации данной обязанности. Следовательно, реализация данных полномочий ограничена компетенцией Правительства Нижегородской области, которая определена Законом Нижегородской области от 03.10.2007 № 129-3 «О Правительстве Нижегородской области» и Уставом Нижегородской области, в частности создано ГУ НО "Главное управление автомобильных дорог Нижегородской области, а также Правительством Нижегородской области постановлением от 28.11.2011 № 958 утверждена областная целевая программа «Совершенствование транспортной инфраструктуры Нижегородской области на 2012-2014 годы».

Все расходные обязательства субъекта Российской Федерации -Нижегородской области отражаются в законе Нижегородской области "Об областном бюджете" на соответствующий финансовый год.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации и утверждается в форме законов субъекта (статьи 11, 14 Бюджетного кодекса РФ).Финансирование бюджетных учреждений - государственных (муниципальных) учреждений, финансовое обеспечение выполнения функций которых, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (статья 6 БК РФ).

В соответствии с законом Нижегородской области от 12.09.2007г. № 126-3 "О бюджетном процессе в Нижегородской области" составление проекта областного бюджета на очередной финансовый год - прерогатива Правительства Нижегородской области.

Непосредственное составление проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год осуществляет министерство финансов Нижегородской области.

Губернатор Нижегородской области вносит на рассмотрение Законодательного Собрания Нижегородской области проект закона Нижегородской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Законодательное Собрание Нижегородской области рассматривает и утверждает областной бюджет.

При необходимости изменений расходных обязательств Правительство Нижегородской области разрабатывает и Губернатор Нижегородской области представляет в Законодательное Собрание Нижегородской области проекты законов Нижегородской области о внесении изменений в закон Нижегородской области об областном бюджете на текущий финансовый год по всем вопросам, являющимся предметом правового регулирования закона Нижегородской области об областном бюджете.

Кроме того, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации период финансового года, на который составляется бюджет, считается с января по 31 декабря соответствующего года.

Таким образом, любые расходные обязательства осуществляются в рамках бюджета.

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип самостоятельности бюджетов, который в частности означает право органов государственной власти в соответствии с Бюджетным кодексом РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджета.

Статьи 152-162 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяют состав участников бюджетного процесса и их полномочия.

Согласно данным нормам к полномочиям прокурора не относится осуществление какого-либо надзора в сфере распределения денежных средств, а также каких-либо полномочий в сфере формирования расходов бюджета, включая определения лимитов бюджетных обязательств бюджетных учреждений или распределение денежных средств по государственным контрактам.

Исходя из изложенного (учитывая, что расходные обязательства могут осуществляться только за счет бюджета соответствующего уровня) прокурором сделан неверный вывод об отсутствии связи между финансовыми     возможностями     и     реализацией     полномочий     органов государственной власти субъекта. Так как данное обстоятельство связано с наличием реальной возможности исполнить требуемые действия. Существование такой возможности должно быть доказано истцом в соответствии с избранным им способом защиты прав.

Представитель ответчика ООО ДСК «Гранит» Бугаев С.Д. в суде иск не признал, при этом пояснил, что по итогам открытого аукциона ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог» заключило государственный контракт №58095 от 06.02.2012г. на ремонт участка автомобильной дороги Воскресенское-Воздвиженское-Бор.Кордон км 12+300 - км 16+300, км 17+300 - 20+458. Срок выполнения работ по государственному контракту 31 июля 2012 года. В рамках контракта все запланированные работы до указанного времени будут выполнены.

Ответчик ООО ДСК «Вираж» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя.

Представитель ответчика Воскресенская ПМК «Нижинжсельстрой» Ольнева Н.И. иск не признала, указав, что на 2011 год ООО ДСК «Вираж» был заключен с Воскресенской ПМК «Нижинжсельстрой» договор субподряда № 191/10 от 30 декабря 2010 года на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Воскресенского района Нижегородской области. На 2012 год такой договор заключен не был.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему:

Вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, полномочия и ответственность Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных и иных нормативных правовых актов в данной сфере: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, определены Федеральным законом № 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения".

В силу статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения" содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"" (ст.ст. 1, 3).

В силу ч. 8 ст. 5, ч. 5, 6 ст. 6 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог не общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог не общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, являются собственностью субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе относится: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения

При этом содержание автомобильных дорог должно осуществляться с соблюдением требований технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. (ст. 17 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Нижегородской области, утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 27.05.2008 №207. Приведенные в заявлении прокурора автодороги входят в указанный перечень.

          На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

          В соответствии с п.3 ст.6 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. 11.07.2011) субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.

       Правительство Нижегородской области является высшим исполнительным органом государственной власти Нижегородской области, возглавляемым Губернатором Нижегородской области.

        Правительство Нижегородской области является коллегиальным органом, возглавляющим систему исполнительных органов государственной власти Нижегородской области.

        Правительство Нижегородской области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Нижегородской области.

         Правительство Нижегородской области управляет и распоряжается государственной собственностью Нижегородской области в соответствии с законами Нижегородской области, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Нижегородской области в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

           Таким образом, в силу действующего законодательства ответственность за осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности должна нести Нижегородская область в лице Правительства Нижегородской области.

ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог» осуществляет проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения посредством осуществления функций государственного заказчика в рамках размещенных заказов и заключенных государственных контрактов на указанные работы и также является надлежащим ответчиком.

Согласно статье 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Во исполнение возложенных на ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог» полномочий, между ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог» и ООО ДСК « Вираж» заключен государственный контракт № 56509 от 31 января 2012 года на выполнение работ по ремонту участков автомобильной дороги (22ОП РЗ 22-К-0018) Боковая-Воскресенское-Докукино -граница Республики Мари -Эл, км 45+780 - км 47+680, км 49+800 - км 54+136, км 54+400 - км 56+460, км 56+760 - км 58+535, срок выполнения работ с 1 июня 2012 года по 31 августа 2012 года.

Во исполнение возложенных на ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог» полномочий, между ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог» и ООО ДСК « Гранит» заключен государственный контракт № 58095 от 06.02.2012г. на ремонт участка автомобильной дороги (22ОП РЗ 22-К-0019) Воскресенское-Воздвиженское-Бор.Кордон км 12+300 - км 16+300, км 17+300 - 20+458, срок выполнения работ с 1 мая 2012 года до 31 июля 2012 года.

Таким образом, государственными контрактами определены конкретные виды и объемы работ по ремонту автодорог, сроки их выполнения. Заказчик вправе осуществлять контроль над выполненными подрядчиком работами, обязан принять эти работы и оплатить их.

Из государственных контрактов следует, что по требованиям прокурора проведении ремонта в отношении участков автодороги (22ОП РЗ 22-К-0018) Боковая-Воскресенское-Докукино -граница Республики Мари-Эл и автодороги(22ОП РЗ 22-К-0019) Воскресенское-Воздвиженское-Бор.Кордон, полностью включены в государственный контракт и согласно протокола согласованы цены Контракта.

Однако учитывая, что на день подачи прокурором исков такие работы не выполнены, суд считает, что иск прокурора в этой части по ремонту участков автодороги (22ОП РЗ 22-К-0018) Боковая-Воскресенское-Докукино -граница Республики Мари-Эл и автодороги(22ОП РЗ 22-К-0019) Воскресенское-Воздвиженское-Бор.Кордон, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Прокурор в своих требованиях также просит обязать ответчиков на автодороге «Воскресенское-Русениха-Будилиха» на 2-3 км. от дома №211, расположенного по ул. Ленина в р.п. Воскресенское до перекрестка с автодорогой «Воскресенское-Воздвиженское-Бор.кордон» восстановить изношенное асфальтобетонное покрытие на всей ширине проезжей части, восстановить обочину в соответствии с ГОСТом, путем проведения ремонта, установить срок до 31 декабря 2012 года.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц, и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» ГОСТ Р 50597-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221 (далее ГОСТ Р 50597-93).

Согласно ГОСТ Р 50597-93 все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

Обследованная дорога не отвечает требованиям к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации, установленном в ГОСТ Р 50597-93, что подтверждается актом проверки. ( в акте проверки дорога указана как участок дороги по ул.Ленина р.п. Воскресенское напротив дома №211 и как дорога от лесопилки, принадлежащей Гальцеву до перекрестка с автодорогой Воскресенское-Воздвиженское).

          Выявленные нарушения не только создают неудобства движению автотранспорта, но и не обеспечивают безопасность жизни и здоровья граждан. Поэтому требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности привести вышеуказанную дорогу в состояние, отвечающее обязательным требованиям по безопасности, установленным ГОСТом, подлежат удовлетворению.

            Из объяснения представителя ГКУ «Управление автомобильных дорог Максиной Ю.В. следует, что ремонт участка указанной автодороги в проект на 2012 год не включен.

         При таких обстоятельствах суд считает обязать ответчиков на автодороге «Воскресенское-Русениха-Будилиха» на 2-3 км. от дома №211, расположенного по ул. Ленина в р.п. Воскресенское до перекрестка с автодорогой «Воскресенское-Воздвиженское-Бор.кордон» восстановить изношенное асфальтобетонное покрытие на всей ширине проезжей части, восстановить обочину в соответствии с ГОСТом, путем проведения ремонта в срок до 1 октября 2013 года.

В соответствии с п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Данный иск предъявлен прокурором в интересах неопределенного круга лиц в рамках ст. 45 ГПК РФ, поскольку определить круг лиц - пользователей автомобильной дороги не представляется возможным, тем не менее, их права нарушаются в части безопасности дорожного движения, так как обследованная дорога, не соответствует указанным выше требованиям федерального законодательства об автомобильных дорогах и о безопасности дорожного движения, представляет реальную угрозу для жизни и здоровья участников дорожного движения.

Оценивая представленные доказательства, суд считает необоснованной позицию представителя ответчика ГКУ «Главное Управление автомобильных дорог», о том, что вмешательство в процесс планирования дорожной деятельности может повлечь нарушение порядка осуществления дорожной деятельности в отношении других автомобильных дорог регионального значения, прав и законных интересов пользователей автомобильными дорогами и населения.

         Суд находит также обоснованными и подлежащими удовлетворению требования прокурора по устранению отсутствия на а/д Усиха-Текун дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 (Пешеходный переход).

         Отсутствие указанных знаков зафиксировано в акте проверки, проведенной помощником прокурора Воскресенского района Горячкиной М.А. совместно с начальником отделения ГИБДД отдела МВД России по Воскресенскому району.

Правила установки дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 (Пешеходный переход) регламентирует ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».

В судебном заседании установлено, что ответчиками ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог» нарушены требования законодательства о безопасности дорожного движения при содержании автодорог общего пользования, регионального или межмуниципального значения Воскресенского района Нижегородской области:

А поэтому иск является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу изложенных выше обстоятельств ООО ДСК «Гранит», ООО ДСК «Вираж» и Воскресенская ПМК «Нижинжсельстрой» надлежащими ответчиками не являются.

С учетом того, что для исполнения решения суда необходимо определенное время, суд считает возможным определить срок исполнения решения суда :

-по ремонту участков автомобильной дороги (22ОП РЗ 22-К-0018) Боковая-Воскресенское-Докукино -граница Республики Мари -Эл по 31 августа 2012 года.

-по ремонту участка автомобильной дороги (22ОП РЗ 22-К-0019) Воскресенское-Воздвиженское-Бор.Кордон до 31 июля 2012 года.

-о приведении участка дороги в соответствие с требованиями ГОСТ за счет выполнения работ по содержанию дорогина автодороге «Воскресенское-Русениха-Будилиха» на 2-3 км. от дома №211, расположенного по ул. Ленина в р.п. Воскресенское до перекрестка с автодорогой «Воскресенское-Воздвиженское-Бор.кордон» срок до 1 октября 2013 года.

-по установлению на автодорогах указанных дорожных знаков срок до 30 апреля 2012 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198, 206 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

       1. Обязать Правительство Нижегородской области принять меры по надлежащему финансированию работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Воскресенского района в соответствии с нормативами денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области 02.08.2010 года №461 «О нормативах денежных затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание     автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Нижегородской области и правилах их расчета с целью приведения автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Воскресенского района Нижегородской области и сооружений на них в соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами.

2. При надлежащем финансировании работ по капитальному ремонту, ремонту и     содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Воскресенского района обязать государственное казённое учреждение     Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог» привести автодороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Воскресенского района в соответствии с установленными правилами, стандартами и техническими нормами, а именно:

Обязать Государственное казенное учреждение Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог» привести автодороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Воскресенского района Нижегородской области и сооружений на них и их содержание в соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами :

На автодороге «Усиха-Текун» (22 ОП МЗ 22Н-1604) в срок до 30 апреля 2012 года устранить:

- отсутствие дорожного знака «Пешеходный переход» на участке автодороги «Усиха-Текун», поворот на деревню Стрелиха км.8+139 слева;

- отсутствие знаков 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на автодороге «Усиха-Текун» около деревни Пичужиха км.5 +442 справа;

- отсутствие знака 5.19.2 и 5.19.1 «Пешеходный переход» на автодороге «Усиха Текун» около деревни Будилиха км.1+876 слева;

На автодороге «Воскресенское-Русениха-Будилиха» на 2-3 км. от дома №211, расположенного по ул. Ленина в р.п. Воскресенское до перекрестка с автодорогой «Воскресенское-Воздвиженское-Бор.кордон» восстановить изношенное асфальтобетонное покрытие на всей ширине проезжей части, восстановить обочину в соответствии с ГОСТом, путем проведения ремонта, установить срок до 1 октября 2013 года.

По автодороге «Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл» (22 ОП РЗ 22К-0018) в срок до 31 августа 2012 года устранить:

- путем проведения ремонта разрушение асфальтобетонного полотна проезжей     части автодороги «Боковая-Воскресенское-Докукино - граница Республики Марий Эл» (46-48 км.), превышающие нормы ГОСТа Р 50597-93: участок автодороги от моста через реку Смородинка до окончания деревни Галибиха, участок автодороги через реку Смородинка, участок автодороги по деревне Галибиха;

- путем проведения ремонта разрушение асфальтобетонного полотна проезжей     части автодороги «Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл» (52-56 км.) от д.Бесходарово до д.Докукино, восстановить обочину в соответствии с ГОСТом;

- путем проведения ремонта разрушение асфальтобетонного полотна проезжей части автодороги «Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл» (50-52 км.), участок дороги по д.Богданове и д.Бесходарново;

По автодороге «Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл» (22 ОП РЗ 22К-0018) в срок до 30 апреля 2012 года устранить:

- заслонение дорожного знака «Пешеходный переход» деревом на автодороге «Боковая-Воскреседское-Докукино-граница Республики Марий Эл» км. 47+700 справа в д.Галибиха около магазина путем проведения вырубки древесно-кустарниковой растительности для обеспечения видимости дорожного знака;

- отсутствие знака 5.19.2 «Пешеходный переход» на автодороге «Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл» км.47+905 справа в д.Галибиха около Галибихинской школы;

- отсутствие знаков 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на автодороге «Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл» км.38+390 справа и км.38+394 слева около-остановки д-Курдома;

- отсутствие знака 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги» на автодороге «Боковая-Воскресенское-Докукино-граница Республики Марий Эл» поворот на Нестиары на км.39+300 слева.

По автодороге «Воскресенское-Воздвиженское-Бор.кордон» (22 ОП Р 22К-0019) с 13 по 20 км. в срок до 31 июля 2012 года восстановить изношенное асфальтобетонное покрытие на всей ширине проезжей части дороги путем проведения ремонта;

По автодороге «Глухово-Кр.Яр» (22 ОП МЗ 22Н-1615), на 5 км в срок до 30 мая 2012 года очистить обочину и проезжую часть от нависших деревьев;

           Решение Воскресенского районного суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Воскресенский районный суд.

        Судья       подпись