Решение о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости



       Дело №2-52/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 марта 2012 года

Воскресенский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Батуриной В.И.

с участием истца Соловьева А.А.

представителя ответчика Мозжановой Л.В.

при секретаре Ульмовой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьев А.А. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Воскресенскому району Нижегородской области о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой на подземных работах,

У С Т А Н О В И Л :

Соловьев А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Воскресенскому району Нижегородской области о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с работой на подземных работах.

В заявлении истец указал, что он работал на подземных работах в шахте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях.

В досрочном назначении трудовой пенсии ему было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. Ответчиком не зачтены в специальный стаж периоды нахождения его на курсах подземного горнорабочего и на курсах проходчика.

Истец считает, что ответчик необоснованно исключил эти периоды из его специального стажа, мотивируя тем, что в указанные периоды он проходил обучение по направлению работодателя, за ним сохранялось рабочее место, заработок, с которого производились необходимые отчисления.

Истец просит обязать ответчика включить в его специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости за работу в особых условиях периоды нахождения на курсах подземного горнорабочего с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и на курсах проходчика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика назначить трудовую пенсию по старости за работу в особых условиях с ДД.ММ.ГГГГ, со дня его обращения в Пенсионный фонд.

В судебном заседании истец частично изменил свои исковые требования, просит обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, со дня исполнения ему 51 года. Исковые требования о включении в его специальный трудовой стаж периоды нахождения на курсах подземного горнорабочего и проходчика поддержал.

Представитель ответчика Мозжанова Л.В. эти исковые требования истца не признала, мотивируя тем, что в соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости включаются периоды работы, получения пособия по государственному социальному страхованию в периоды временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков. Курсы повышения квалификации не поименованы ни в одном из нормативных актов, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии, следовательно, не могут быть включены в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

На день обращения Соловьева А.А. в Пенсионный фонд за назначением пенсии его специальный стаж составил 8 лет 11 месяцев, ему было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа. Страховой стаж у него более 20 лет.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Как усматривается из материалов выплатного пенсионного дела, 19.01.2012 года Соловьев А.А. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой на подземных работах.

Правом на досрочную трудовую пенсию по старости по п.п.1 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ пользуются мужчины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на подземных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Из протокола № 6 от 20.01.2012 г. комиссии ответчика по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан следует, что спорные периоды исключены из специального стажа Соловьева А.А. по тем основаниям, что курсы повышения квалификации не поименованы в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516.

Специальный стаж Соловьева А.А. определен ответчиком - 8 лет 11 месяцев.

Согласно ст. 2 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Согласно ст. 10 этого же Закона в страховой стаж включаются периоды работы и /или/ иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу положения ст. 187 Трудового Кодекса РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы /должность/ и средняя заработная плата по основному месту работы.

Согласно записи в трудовой книжке истца он ДД.ММ.ГГГГ был принят в шахту «Суходольская-Восточная» п/о «Краснодонуголь» учеником подземного горнорабочего с полным рабочим днем под землей.

Из справок от ДД.ММ.ГГГГ, уточняющих трудовой стаж Соловьева А.А., приобщенных к его выплатному пенсионному делу, следует, что с 29 августа по ДД.ММ.ГГГГ он находился на курсах подземного горнорабочего с отрывом от производства, с 100% оплатой тарифной ставки подземного рабочего, а с 15 августа по ДД.ММ.ГГГГ - на курсах на проходчика с отрывом от производства, с 100% оплатой тарифной ставки подземного рабочего.

По окончании этих курсов истцу были выданы свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ с присвоением квалификации: машинист подземных установок, подземный горнорабочий, проходчик горных горизонтальных и наклонных выработок. Копии указанных свидетельств также имеются в выплатном пенсионном деле истца.

Таким образом, на курсы повышения квалификации истец направлялся работодателем, время нахождения на курсах являлись периодами рабочего времени, по месту работы Соловьева А.А. производилась оплата в размере 100% тарифной ставки подземного рабочего, в течение этого времени уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.

Следовательно, имеются правовые основания для включения периодов нахождения истца на курсах подземного горнорабочего с ДД.ММ.ГГГГ по 12.12. 83г. и на курсах проходчика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, что составляет 5 месяцев 29 дней.

С учетом включения в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости он не имел необходимого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии. Его специальный стаж составил 9 лет 4 месяца 29 дней, при требуемом стаже 10 лет.

ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось 51 год. При таком возрасте требуемый стаж на подземных работах составляет не менее 9 лет.

Таким образом, у истца с ДД.ММ.ГГГГ возникло право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой на подземных работах.

Согласно ст. 19 ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за указанной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

Пенсионные органы устанавливают наличие оснований для назначения пенсии у гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии, только за тот период, который предшествовал принятию ими решения об отказе в назначении трудовой пенсии.

Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.

Суд считает, что если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости в период рассмотрения дела судом, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.

Следовательно, исковые требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению.

Споров о включении других периодов работы истца в специальный стаж и условиях назначения досрочной трудовой пенсии не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Воскресенскому району Нижегородской области включить Соловьев А.А. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой на подземных работах, следующие периоды:

с 29 августа по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение на курсах подземного горнорабочего;

с 15 августа по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение на курсах проходчика.

Признать за Соловьев А.А. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой на подземных работах в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ по Воскресенскому району Нижегородской области назначить Соловьев А.А. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, как лицу, имеющему не менее 9 лет стажа на подземных работах и не менее 20 лет страхового стажа, достигшему 51 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения.

Председательствующий: