Дело №2-74/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации р.п. Воскресенское «15» февраля 2011 г. Воскресенский районный суд Нижегородской области в составе: судьи Кузнецовой Т.Н. с участием представителя заинтересованного лица Администрации Воскресенского муниципального района Горохова Р.А., действующего на основании доверенности № 36 от 15 октября 2010 года при секретаре Ниетбаевой С.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Босова Т.В. о признании незаконным отказа Администрации Воскресенского муниципального района Нижегородской области в предоставлении земельного участка, возложении на Администрацию обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав путем возложения на Администрацию Воскресенского муниципального района Нижегородской области действий по предоставлению земельного участка и обязании Администрацию Воскресенского муниципального района Нижегородской области направить проект договора купли-продажи земельного участка по кадастровой стоимости в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, УСТАНОВИЛ: Босова Т.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Воскресенского муниципального района Нижегородской области в предоставлении земельного участка, обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение прав путем возложения на Администрацию Воскресенского муниципального района Нижегородской области действий по предоставлению земельного участка и обязании Администрацию Воскресенского муниципального района <адрес> направить проект договора купли-продажи земельного участка по кадастровой стоимости в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. В заявлении указывается, что она обратилась в Администрацию Воскресенского муниципального района Нижегородской области с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка, ориентировочной площадью 2314 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, кадастровый номер №. Определение конфигурации и точного размера земельного участка относится к компетенции Администрации, поэтому она и просила земельный участок ориентировочной площадью, так как располагала сведениями о том, что имеется свободный от прав третьих лиц и иных обременении земельный участок в указанном ей месте. Кадастровый же номер указан ей, как требует того пункт 1 статьи 31 ЗК РФ («предполагаемое место его размещения»), в качестве ориентира. Просьба о предоставлении в собственность названного земельного участка была мотивирована положениями абзаца 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и пунктом 17 постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг». В письме №01-08/1187 от 20 декабря 2010 года глава Администрации В.В. Привалов отказал в удовлетворении заявления, поданного ей в соответствии с указанными в предыдущем абзаце законоположениями. Позиция Администрации заключается в том, что предоставление земельных участков вне аукциона на основаниях, изложенных ей в заявлении, ЗК РФ не предусмотрено. Глава Администрации полагает, что она вправе приобрести в собственность земельный участок лишь на общих основаниях, то есть на аукционе. Считает данный отказ незаконным, поскольку он нарушает и ограничивает её права и свободы. Никаких данных о том, что интересующий её земельный участок изъят из оборота или зарезервирован для государственных муниципальных нужд, Администрацией не представлено. Более того, из имеющейся копии выписки из государственного земельного кадастра следует, что интересующий её земельный участок относится к землям поселений, и каких-либо данных о том, что данный участок стоит под обременением (изъят из оборота, установлен запрет на приватизацию, зарезервирован для государственных и муниципальных нужд), не имеется. Оснований для отказа в предоставлении ей земельного участка, которые предусмотрены пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ, у Администрации не имелось. Земельный участок в указанном ей заявлении в Администрацию Воскресенского муниципального района Нижегородской области, не затрагивает чьих-либо прав и свобод, так как он не накладывается на другие земельные участки и не создаёт каких-либо иных препятствий в пользовании другими земельными участками. Возможность предоставления ей названного земельного участка в указанном ею месте имеется. Земельные участки на <адрес> (д. <адрес>), неоднократно предоставлялись под строительство индивидуальных жилых домов. Заявитель Босова Т.В. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть заявление в ее отсутствии. В соответствии со ст.257 ГПК РФ неявка заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания не является препятствием для рассмотрения такого заявления. Представитель Администрации Воскресенского муниципального района Нижегородской области Горохов Р.А. считает заявление Босовой Т.В. необоснованным и не подлежащим удовлетворению, так как в соответствии с п.2 ст.30.1 Земельного Кодекса РФ земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов предоставляются в собственность на аукционах. Признавая, что инвалиды должны быть социально защищены, в тоже время считает, что при обращении инвалида с заявлением о предоставлении ему земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, он как и любой другой гражданин должен на общих основаниях участвовать на аукционах. Заслушав представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии и пособия и иные гарантии социальной защиты. К числу таких гарантий относится и положения части 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющим в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20 ноября 1998 года №155-О, конституционный принцип равенства перед законом должен сопрягаться с социальным характером государства, что находит отражение в создании более благоприятных условий для лиц, нуждающихся в социальной поддержке. В соответствии с пунктом 17 постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. В соответствии с ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. В соответствии с ч.9 ст.30 ЗК РФ решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано в суд. Обращаясь в Администрацию Воскресенского муниципального района с заявлением о предоставлении земельного участка, Босова Т.В. указала, что она является инвалидом третьей группы и, ссылаясь на положения части 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» пунктом 17 постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг», просила Администрацию предоставить ей в собственность земельный участок ориентировочной площадью 2314 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый номер №, под индивидуальное жилищное строительство. Вместе с заявлением Босова Т.В. представила в Администрацию справку об инвалидности. Согласно справке Главного бюро медико-социальной экспертизы по Нижегородской области филиал № 5 от 23.03.2009 г. Босовой Т.В. установлена третья группа инвалидности бессрочно. Согласно письму Администрации Воскресенского муниципального района Нижегородской области от 22.12.2010 г. № 01-08/1187 в предоставлении земельного участка Босовой Т.В. было отказано на основании п. 2 ст. 30.1 ЗК РФ, в соответствии с которым земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов предоставляются в собственность на аукционах. В письме указано, что предоставление земельных участков вне аукциона на основаниях, изложенных в заявлении Босовой Т.В., Земельным кодексом не предусмотрено. Действительно, в соответствии с ч. 2 ст. 30. 1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса. Таким образом, Администрация Воскресенского муниципального района, зная, что заявитель является инвалидом, предлагает ей участвовать в аукционе, тогда как аукцион представляет собой продажу имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену. Право же на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе действующим законодательством не предусмотрены. Следовательно, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение таких условий как внесение задатка, "шаг аукциона", обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков, а потому, при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства торги не проводятся. Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной при ответе на вопрос №2 «Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года» (утверждён постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2008 года), следует, что аукцион не позволяет реализовать гарантии, предусмотренные вышеуказанной нормой права, в связи с чем при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со статьёй 17 Федерального закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся. Как следует из представленных администрацией документов, указанный земельный участок на основании распоряжения Администрации Воскресенского района Нижегородской области № 1028-р от 6 декабря 2005 года был предоставлен Б. в аренду сроком на три года. Распоряжением главы местного самоуправления Воскресенского района №1136-р от 4 декабря 2008 года продлено сроком на три года действие условий договора аренды. Соглашением от 14 декабря 2010 года, зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Нижегородской области 29 декабря 2010 года, договор аренды указанного земельного участка расторгнут. Земельный участок, который указывает в своих требованиях Босова Т.В., не затрагивает чьих-либо прав и свобод. В кадастровом плане указанный земельный участок отнесен к землям поселений, что не исключает возможности использования его для индивидуального жилищного строительства. Заявление Босовой Т.В. не носит исковой характер, а предъявлено в порядке главы 25 ГПК РФ. Глава 25 ГПК РФ регулирует производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям, бездействию органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся как коллегиальные и единоличные решения и действия ( бездействие) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с абзацем 2 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Суд приходит к выводу, что заявление Босовой Т.В. является обоснованным и подлежит удовлетворению. Бездействия Администрации Воскресенского муниципального района являются незаконными и выражаются в нарушении статьи 28 ЗК РФ при отказе Босовой Т.В. в предоставлении земельного участка. В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии с частью 10 статьи 30 ЗК РФ в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства, суд в своём решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления. Пунктом 7 статьи 38.1 ЗК РФ определено, что продавец земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В соответствии со ст.7 Федерального закона от 29 июля 1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», указано, что в случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требование обязательного проведения оценки какого-либо объекта оценки, либо в договоре об оценке объекта оценки не определён конкретный вид стоимости объекта оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта. Частью 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ определено, что для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость устанавливается для всех отношений, регулируемых ЗК РФ в случае отсутствия прямого указания по конкретному виду правоотношений. При проведении аукциона кадастровая стоимость является стартовой ценой. При заключении договора купли-продажи со специальным субъектом, стоимость земельного участка определяется его кадастровой стоимостью. В противном случае, приравнивая инвалида, которому выплачивается пенсия, к другим гражданам с требованием уплаты за земельный участок рыночной стоимости, лишало бы возможности инвалида возможности реализовать предусмотренное законом право на внеочередное предоставление в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с Законом Нижегородской области от 14.07.2003 г. № 58-З « О нормах предоставления земельных участков на территории Нижегородской области», принятого постановлением Законодательного собрания от 3.07.2003 № 564 статьей 3 предусмотрены нормы предоставления земельных участков, устанавливаемых органами местного самоуправления с учетом земельного и градостроительного законодательства, плотности населения и наличия свободного земельного фонда ( в редакции Закона Нижегородской области от 23.07.2004 № 74-З). В соответствии с требованиями этого Закона решениями сельских администраций установлен размер земельных участков, предоставляемых под индивидуальное жилищное строительство. Установленные нормы должны быть учтены при предоставлении Босовой Т.В. земельного участка в собственность. В соответствии со статьёй 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. На взыскание госпошлины заявитель не претендует. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Заявление Босова Т.В. удовлетворить. Признать незаконным отказ Администрации Воскресенского муниципального района Нижегородской области в предоставлении земельного участка Босова Т.В.. Обязать Администрацию Воскресенского муниципального района Нижегородской области предоставить Босова Т.В. земельный участок с кадастровым номером № в пределах установленных норм, расположенный по адресу: <адрес> под индивидуальное жилищное строительство. Обязать Администрацию Воскресенского муниципального района Нижегородской области направить Босова Т.В. проект договора купли-продажи земельного участка по кадастровой стоимости в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Воскресенский районный суд. Председательствующий подпись Копия верна судья Т.Н. Кузнецова На момент выдачи копии решение в законную силу не вступило Судья Т.Н.Кузнецова