Решение о возложении обязанности обеспечить жилым помещением



Дело № 2- 114/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Воскресенское                                                                 17 августа 2012 года

                                                                                                                                                      

Воскресенский районный суд Нижегородской области в составе

судьи Кузнецовой Т.Н.,

при секретаре Кандиной С.К.,

с участием истца Новожиловой Е.В.,

представителей ответчиков Администрации Воскресенского муниципального района Нижегородской области Ульмова Н.И., Смирновой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО11 к ФИО12 муниципального района Нижегородской области и Министерству Социальной политики Нижегородской области о возложении обязанности поставить ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как ребенку-сироте и предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди согласно учетной норме предоставляемой жилой площади по Нижегородской области

УСТАНОВИЛ:

Новожилова Е.В. обратилась в суд с иском к Администрации Воскресенского муниципального района Нижегородской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением как оставшуюся без попечения родителей.

Иск мотивирован следующим. В детствеона осталась без попечения родителей и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в Семеновской вспомогательной школе-интернате . Она имеет право на обеспечение жилым помещением. Тем не менее, с 1995 года она не была обеспечена ответчиком жилым помещением. Ответчик, исходя из того, что в <адрес>, имеется жилой дом, принадлежавший ее бабушке - ФИО1, отказывает ей в предоставлении жилья. Указанный дом с 1995 года нуждается в ремонте, но ремонта ответчиком также произведено не было. Кроме этого, при жизни бабушка завещала свой дом ее братьям - ФИО6 и А.. Они являются наследниками и она не имеет права собственности на долю в этом доме.

В предварительном судебном заседании определением суда в качестве соответчиков по делу были привлечены министерство социальной политики Нижегородской области, Правительство Нижегородской области, в качестве третьих лиц Администрация Богородского сельского совета, а также Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная коррекционная общеобразовательная школа -интернат 8 вида» <адрес> (бывшая Семеновская вспомогательная школа-интернат ).

         В судебном заседании истец Новожилова Е.В. исковые требования уточнила и просила суд обязать Администрацию Воскресенского муниципального района Нижегородской области поставить ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как ребенку-сироте и обязать министерство социальной политики Нижегородской области предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди согласно учетной норме предоставляемой жилой площади по Нижегородской области. При этом она пояснила, что она вместе с родителями, а также братьями и сестрами проживала вместе с бабушкой С. в ее доме по адресу <адрес> <адрес>. В 1984 году умерла мать, когда ей было пять лет. После этого ее, а также братьев В. и А. отправили в Варнавинский детский дом, так как отец был инвалидом, а бабушке было с ними тяжело. В 1987 году умер отец. В 1986 году, когда ей было 7 лет, ее перевели в Семеновскую вспомогательную школу- интернат , где она обучалась до 1995 года. Она закончила 8 классов, ей было 14 лет. Социальный педагог Семеновской вспомогательной школы - интернат ФИО25 вместе с предоставленной ей мебелью и вещами привезла ее на машине в <адрес>, где их встретила инспектор по охране прав ребенка К. С.Д., которая сказала, что через две недели ей предоставят жилье. Ее поселили временно в гостиницу. К. сказала, что когда ей выделят жилье, то ей позвонят. Так как ей было всего 14 лет, то она одна боялась жить в гостинице, и она с вещами переехала к своей бабушке ФИО1 в д. Докукино. Насчет жилья ей так и не позвонили. Когда она пришла в Управление образования, то К. уже не работала. Вместо нее работал ФИО26 Она обратилась к нему насчет жилья, объяснив, что она ребенок- сирота и что ей обещали предоставить жилье. ФИО26 ей сказал, что не находит на нее никаких документов. Позднее она несколько раз приходила в Управление образования. Тюкин уже не работал, работала другая женщина, которая также ответила, что на нее нет никаких документов. Вместе со своей старшей сестрой ФИО27 они ходили в Администрацию Воскресенского района по вопросу предоставления ей жилья. Оттуда их направляли в Управление образования, где говорили, что на нее нет личного дела, подтверждающего, что она ребенок-сирота и так получался замкнутый круг. До 18 лет она жила у своей бабушки ФИО1 В 18 лет устроилась работать в школу техническим работником. Она получила в 18 лет паспорт. Пришла в Докукинский сельский совет, сказав, что у нее нет прописки, после чего ее прописали в бабушкином доме. Она проживала на съемных квартирах. Ее сестра ФИО27 обратилась с письмом в Кремль Н-Новгорода по вопросу того, что ей как сироте не предоставили жилье. После этого обращения к ней на квартиру приходили два представителя и снова обещали, что разберутся и ее обеспечат жильем. В тот период времени у нее на руках был маленький ребенок, проживала она одна без мужа, и у нее не было возможности ходить по инстанциям. У нее от кого-то были сведения, что в Семенове школу-интернат закрыли, и по этой причине она туда не стала обращаться. В 2010 году от своей одноклассницы она узнала, что школа-интернат в <адрес> работает. Она снова обратилась в Управление образования с заявлением, чтобы ей помогли разыскать документы для постановки ее на учет как нуждающуюся в жилом помещении, но ее обращение осталось без ответа. В устной форме ФИО2 органов опеки и попечительства Смирнова В.В. ей сказала, что документов на нее в архиве не имеется, так не находят их и в Семеновской школе-интернате. И только после ее обращения к депутату партии «Единая Россия», ее личные дела, подтверждающие, что она являлась до 18 лет сиротой, были найдены. После получения личных дел в 2012 году она обратилась в Администрацию Воскресенского района с заявлением, чтобы ее поставили на очередь как сироту, нуждающуюся в жилом помещении, но ей в этом было отказано из-за того, что она достигла возраста 23 лет. Хотя до этого ей никто, ни в Администрации, ни в органах опеки не говорили, что она должна обратиться с документами до 23 лет. И она не виновата, что органы опеки протянули с решением этого вопроса. В 1999 году умерла ее бабушка ФИО1 Дом она завещала в 1992 году двум ее братьям В. и А.. Дом находится в полуразрушенном состоянии. До настоящего времени она вынуждена снимать с супругом и ребенком жилье.

Представитель ответчика Смирнова В.В. исковые требования с уточнениями не признала, пояснив, что согласно личному делу Сидоровой Е.В. с рождения она проживала вместе с родителями по адресу <адрес>. После смерти ее матери в 1984 году, ее отец, ФИО3 написал заявление о помещении Сидоровой Е.В. в государственное детское учреждение. Елена в марте 1985 года была направлена в Варнавинский детский дом, а затем в Семеновскую школу-интернат в 1 класс. ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец ФИО3 После смерти отца, Сидорова Е.В. приобрела статус ребенка-сироты и должна была быть поставлена на первичный учет в органах опеки по месту ее первичного выявления. В органы опеки Воскресенского района информация о том, что Сидорова Е.В. осталась ребенком-сиротой не поступала, в журналах первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей Воскресенского района Сидорова Е.В. не числится. Действительно к ней в 2010 году обратилась с заявлением Новожилова Е.В. поставить ее на учет как сироту, нуждающуюся в жилье, а также с просьбой выдать ей подтверждающие документы, что она в 18 лет являлась ребенком-сиротой. По ее заявлению она проверила все личные дела в архиве, но личного дела на Сидорову Е.В. не оказалось. Управлением образования в 2010 году был направлен запрос в Семеновскую школу-интернат с истребованием личного дела на Сидорову Е.В., представив в подтверждение копию запроса, однако ответ получен не был. По телефону она связалась с Семеновской школой-интернатом, где также сказали, что личного дела на Сидорову у них нет. Так как Новожилова Е.В. уже достигла на момент ее обращения возраста 23 лет, то мер, чтобы разыскать личное дело она не стала предпринимать. Письменный ответ на обращение Новожиловой не был подготовлен, но в устной форме до нее было доведено, что личное дело на нее не нашлось. В 2012 году после обращения Новожиловой к депутату партии «Единая Россия», она по телефону еще раз связалась с Семеновской школой интернатом, разговаривала уже с другим работником, который ответил, что личное дело на Сидорову находится у них. После поступления личное дело было выдано на руки Новожиловой Е.В. Считает, что Новожилова Е.В. ранее должна была быть поставлена на учет как сирота, нуждающаяся в жилом помещении. Но так как в настоящее время ей больше 23 лет, поэтому поставить ее на учет и включить в список детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, Администрация Воскресенского района, действующая как орган опеки и попечительства, самостоятельно не может.

Представитель Администрации Воскресенского района Ульмов Н.И. также считает требования истца необоснованными, так как обращение Новожиловой Е.В. о постановке ее на учет как нуждающуюся в жилом помещении последовало после достижения 23-летнего возраста, на учет она не поставлена и не имеет права на получение жилья. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ жилыми помещениями обеспечиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а так же лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (это лица в возрасте от 18 лет до 23 лет), не имеющие закрепленного жилого помещения и включенные в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений за счет средств областного бюджета по договорам социального найма. Новожилова (Сидорова) Е.В. не была включена в данный список по причине отсутствия информации в органах опеки Воскресенского района о признании Сидоровой Е.В. как нуждающейся в обеспечении жилым помещением. В настоящее время включить Новожилову (Сидорову) Е.В. в список детей-сирот на получение жилого помещения не считается возможным, так как на момент обращения Новожиловой (Сидоровой) Е.В. в администрацию Воскресенского муниципального района Нижегородской области с просьбой обеспечить ее жилым помещением не ниже установленных норм Новожилова (Сидорова) Е.В. достигла возраста 23 лет.

Привлеченное по делу в качестве соответчика Министерство социальной политики Нижегородской области иск не признает, просит рассмотреть дело в отсутствии его представителя. В отзыве указало, что Новожилова Е.В. не состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в органах местного самоуправления. В настоящее время Новожилова Е.В. достигла возраста 23 лет, установленного ст.1 Федерального Закона, как предельного для получения мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом. А поэтому Новожилова Е.В. не имеет права на предоставление жилого помещения по договору социального найма в соответствии с положениями Федерального закона.

Привлеченное в качестве соответчика Правительство Нижегородской области считает себя ненадлежащим ответчиком, так как в его компетенцию не входит разрешение вопроса о предоставлении жилья детям-сиротам и о постановке их на учет в качестве нуждающихся жилым помещением.

Привлеченное по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация Богородского сельского совета в суд не явились, просили рассмотреть дело в отсутствии их представителя.

Представитель третьего лица, Семеновской вспомогательной школы-интернат <адрес>, в судебное заседание не явился.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, суд приходит к следующему:

         Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен своего жилища.

          Жилищным Кодексом РФ, ст.3 п. 4 предусмотрено, что никто на может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом, другими Федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Предоставление вне очереди жилым помещением детям-сиротам было закреплено и Жилищным Кодексом РСФСР.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичное право закреплено в статье 5 Закона Нижегородской области от 10 декабря 2004 года №147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области, принятого Законодательным Собранием 2 декабря 2004 года в редакции Закона Нижегородской области от 4 марта 2011 года № 39-З.

Данные положения направлены на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указанного Закона, а также ст.1, его положения распространяются на детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

Следовательно, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.

Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, регулируется Положением о порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, за счет средств областного бюджета и субсидий, поступающих на указанные цели из федерального бюджета, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2010 г. № 315, в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 29.07.2011 № 575.

Пунктом 1.4 данного Положения закреплено предоставление детям-сиротам жилых помещений министерством социальной политики Нижегородской области.

В соответствии с п. 1.5 данного Положения жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, включенным в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств федерального и областного бюджетов на соответствующий финансовый год, сформированный в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 2 декабря 2008 года N 566 "Об утверждении Положения о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области".

В соответствии со ст.14 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 года № 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области» учет граждан, относящихся к указанной категории и имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Нижегородской области по договору социального найма, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в порядке, установленном законодательством Нижегородской области.

В целях реализации Федерального Закона от 21 декабря 1996 года №159 -ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Нижегородской области от 10 декабря 2004 года №147-З»О мерах социальной поддержки детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области», статьи 13 Закона Нижегородской области от 7 сентября 2007 года №123-З «О жилищной политике в Нижегородской области», в целях контроля за предоставлением за счет средств областного бюджета по договорам социального найма жилых помещений детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Правительство Нижегородской области Постановлением от 2 декабря 2008 года №566 утвердило Положение о порядке формирования сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета в Нижегородской области.

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что сводный список составляется министерством социальной политики на основании списков детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма за счет средств областного бюджета, формируемых соответствующими органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Ответственным за ведение списка муниципального образования является соответствующий орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Нижегородской области.

Пунктом 5 указанного Положения закреплено, что в срок до 1 февраля года, предшествующего году окончания пребывания детей-сирот в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также не позднее чем за год до окончания обучения детей сирот в учреждениях, реализующих программы начального, среднего и высшего профессионального образования, руководители указанных учреждений представляют в органы местного самоуправления список выпускников, в котором указываются сведения о детях-сиротах.

Пунктом 10 Положения предусмотрено, что включение детей-сирот в список муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства детей-сирот.

         Постановлением Правительства Нижегородской области от 22 декабря 2006 года №430 утвержден Порядок формирования и ведения сводного реестра учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по Нижегородской области, в котором пунктом 1.3 закреплено, что министерство социальной политики Нижегородской области ведет сводный Реестр учета граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по Нижегородской области.

        Пунктом 2.2 Указанного Порядка указано, что учет граждан ведется органами местного самоуправления Нижегородской области по единому списку, из которого одновременно формируются отдельные списки по категориям граждан, в том числе по категории дети-сироты, и дети оставшиеся без попечения родителей.

         Пунктом 3.4 Порядка предусмотрено, что министерство социальной политики Нижегородской области на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, ежегодно в срок до 1 июня формирует сводный список и вносит корректировки в единый Реестр.

Согласно свидетельству о рождении Сидоровой Е.В. ее родителями являются: отец - ФИО3, мать - ФИО4.

Согласно свидетельству о смерти ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ

Согласно решению исполнительного комитета Воскресенского районного совета народных депутатов от 5.03.1985 г. исполком решил просить Горьковский областной отдел народного образования о направлении ФИО8 1981 года рождения, ФИО5 1979 года рождения и ФИО6,1978 года рождения в детский дом, в связи с тем, что мать детей умерла, отец инвалид с детства.

Согласно путевке от ДД.ММ.ГГГГ Горьковского областного совета народного образования Сидорова Е.В. была направлена в Варнавинский детский дом.

Согласно путевке от ДД.ММ.ГГГГ Сидорова Е.В. направлена в Семеновскую школу-интернат из Варнавинского детского дома.

Согласно свидетельству о смерти ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, Сидорова Е.В. приобрела статус ребенка-сироты на 1987 год.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Сидорова Е.В. обучалась в Семеновской вспомогательной школе-интернате с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и находилась на полном государственном обеспечении в группе сирот.

ДД.ММ.ГГГГ, как следует из личного дела, Администрация вспомогательной школы-интерната <адрес> направила на имя главы Администрации Воскресенского района запрос о том, что направленная из Воскресенского района Сидорова Е.В., заканчивает курс обучения в июне 1995 года и руководствуясь распоряжением администрации Нижегородской области от 15 марта 1994 года № 336 р о трудоустройстве и обеспечении жильем сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, просят до конца учебного года решить вопрос о трудоустройстве и обеспечении жильем Сидоровой Лены.

Распоряжением Администрации Нижегородской области от 15 марта 1994 года № 336-р «О трудоустройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» было дано главам администраций районов и городов области указание в целях обеспечения социальной защиты детей сирот детей, оставшихся без печения родителей и выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 года № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» принять меры по обеспечению трудоустройства детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончивших общеобразовательные учреждения и учебные заведения начального профессионального обучения в районе своего места жительства с обязательным предоставлением общежития. Контроль за исполнением распоряжения возложить на департамент образования и науки и местные органы образования.

Из показаний свидетеля ФИО25, допрошенной в судебном заседании следует, что ребенок сирота ФИО5 с 1 по 8 класс обучалась в Семеновской вспомогательной школе-интернате. Было установлено, что при направлении ее в школу-интернат жилье за ней не закреплялось, их семья проживала ранее в доме бабушки. В начале 1995 года, Семеновская вспомогательная школа-интернат направила в Администрацию Воскресенского района письмо и поставила Администрацию в известность, что в 1995 году Сидорова Лена, являясь ребенком-сиротой, заканчивает школу-интернат и ее необходимо по окончании школы-интерната трудоустроить и обеспечить жильем. По окончании обучения в спецшколе-интернате в июне 1995 года она как социальный педагог Семеновской вспомогательной школы-интернат сопровождала Сидорову Елену в <адрес> на грузовой машине, в которой перевозилась мебель и личные ее вещи, выделенные ей по программе как ребенку-сироте. Предварительно она сообщила в ФИО9, что Сидорова Е.В. закончила школу, что она ее привезет на машине с мебелью и вещами, чтобы ее встретили и чтобы подготовили для нее жилье. В Воскресенском их встретила инспектор по охране прав ребенка К. С.Д., которая сказала, что Сидорову Лену по согласованию с главой администрации временно поместят в гостиницу, пока идет ремонт жилья. Корекиной С.Д. она передала копию личного дела на Сидорову Лену, в котором были сведения, что она является ребенком-сиротой и что ей требуется предоставление жилья. В гостинице сгрузили часть вещей. Но так как готовить было негде, они, посоветовавшись с К. С.Д., отвезли девочку к ее бабушке в д.Докукино, предполагая, что она поживет там недели 2-3, за этот период ей будет предоставлено жилье. Позднее Лена также ей звонила и говорила, что ее документы утеряны, что К. С.Д. уволилась, а мужчина, который работает вместо нее, сказал, что ничего не знает. Лена говорила, что ничего не может добиться в связи с утерей документов. Сидоровой Е.В. по окончании спецшколы-интерната однозначно полагалось жилье, так как жилья у нее не было. Сидорова Лена обучалась в коррекционной школе, которая предполагает более легкий способ обучения, там обучаются дети с отсталым развитием. Все воспитанники школы- интерната, дети-сироты, за которыми не закреплялось жилье, по его окончании были обеспечены жильем в других районах, вначале им предоставлялось комната в общежитии, а затем они уже обращались по улучшению жилищных условий. И только одна Сидорова Лена как оказывается не получила жилье, чем нарушены ее права как ребенка -сироты. Школу-интернат она окончила в 14 лет, сама не могла за себя постоять и обязанность обеспечить ее жильем была на представителях как органов местного самоуправления, так и органов опеки и попечительства.

Свидетель К. С.Д. в суде показала, что она работала инспектором Воскресенского РОНО. С ДД.ММ.ГГГГ она ушла в отпуск, потом перешла работать в школу, после нее работал ФИО26 Она помнит, что в конце июня 1995 года Сидорову Лену действительно привезла социальный педагог ФИО25 Девочке для проживания временно выделили комнату в гостиннице по устному распоряжению главы администрации Воскресенского района, на время, пока ей не предоставят жилье. В эту комнату разгрузили привезенную мебель. ФИО25 с собой привезла личное дело на Сидорову Е.В., в нем имелись документы, что она является сиротой и что она нуждается в жилье. Жилье ей должна была предоставить Администрация Воскресенского района, а также направить ее в ПТУ для получения профессии, что не было сделано, чем были нарушены права ребенка-сироты. При переходе на новое место работы она личное дело на Сидорову Е.В. передала ФИО26 Органы опеки допустили в отношении Сидоровой Е.В. ошибку, в результате чего она осталась и без профессии и без жилья.

Свидетель ФИО26 в суде показал, что он действительно заступил вместо К. С.Д. на должность инспектора по охране прав ребенка. Да, он помнит, что к нему неоднократно обращалась Сидорова Лена вместе со старшей сестрой по вопросу, что она является сиротой, и что ей обещали предоставить жилье. Однако никаких документов на Сидорову Е.В., как ему помнится, он не принимал и поэтому этим вопросом не занимался.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО27 в суде показала, что когда ее младшая сестра Сидорова Лена окончила Семеновскую вспомогательную школу-интернат, ей предоставили временно в гостинице комнату, там сгрузили вещи Лены. Комната была в плохом состоянии и поэтому Лена уехала к своей бабушке Сидоровой А.А. Она неоднократно ездила вместе с Леной в РОНО насчет жилья. Инспектор РОНО К. говорила, что в ближайшее время освободится для Лены жилье, что через две недели в квартире сделают ремонт и ее туда заселят. Через две недели они снова приехали с Леной, им снова пообещали, что квартиру предоставят позднее. Они долго с ней ездили, были одни обещания, но квартиру так и не дали, объясняя, что не находят на Лену документов. По вопросу обеспечения жильем Лены она обращалась в Кремль Н.Новгород с письмом. Ей приходил ответ, что жилплощадь должна предоставляться на территории своей администрации. Она ходила к главе Докукинской сельской Администрации ( сейчас стала Богородская сельская Администрация) ФИО30, которая сказала, что жилья на территории Администрации нет. Личное дело на ее сестру было утеряно. И только после обращения ее сестры в 2011 году к депутату партии «Единая Россия», личное дело было найдено. Дом по адресу <адрес>, в котором они ранее проживали с родителями, принадлежал их бабушке ФИО1 При жизни она завещала свой дом своим внукам ФИО8 и ФИО6. В настоящее время дом находится в непригодном для проживания состоянии.

Согласно свидетельству о заключении брака истица заключила брак с ФИО31 ДД.ММ.ГГГГ

Из материалов дела следует, что истица Новожилова Е.В. ( Сидорова), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относилась к категории детей-сирот, что ответчиками не оспаривается.

После окончания пребывания в Семеновской вспомогательной школе-интернате истица Новожилова Е.В. имела право на обеспечение жилой площадью по месту жительства вне очереди, либо, при закреплении за ней жилого помещения, предоставления этого жилого помещения.

Постановления о закреплении за ней какой-либо площади на время ее нахождения в Семеновской вспомогательной школе-интернате не принималось. Жилого помещения за ней не закреплялось.

Из материалов дела следует, что дом под номером 5 <адрес> принадлежал на праве собственности ФИО1, которая является истице бабушкой. Данное обстоятельство подтверждается выписками из похозяйственых книг Докукинского сельского совета : № ДД.ММ.ГГГГ-1982 года, № ДД.ММ.ГГГГ-1995 года, №ДД.ММ.ГГГГ-1990 года, №ДД.ММ.ГГГГ-1985 года.

ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, при жизни было ДД.ММ.ГГГГ составлено завещание, которым она все свое имущество, которое ко дню ее смерти окажется ей принадлежащим она завещает ФИО6 и ФИО8. Завещание удостоверено специалистом Докукинского сельского совета Воскресенского района Горьковской области ФИО32 и зарегистрировано в реестре за . Сведений об отмене завещания не имеется.

Из сообщения Семеновского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о регистрации прав на дом по адресу: <адрес> <адрес> отсутствует.

При рассмотрении дела установлено, что в настоящее время в доме никто не проживает, дом находится в полуразрушенном состоянии. В личном деле на ФИО5 имеются сведения Докукинского сельского совета, что жилая площадь находится в ненадлежащем состоянии, дом построен в 1948 году, требует капитального ремонта, ФИО1 1912 года рождения не в состоянии заниматься ремонтом дома.

Как установлено в суде, Новожилова Е.В. до достижения ей 23-летнего возраста неоднократно обращалась как в органы опеки и попечительства, так и в Администрацию Воскресенского района, Докукинскую сельскую администрацию о предоставлении ей жилого помещения, которое ей было обещано выделить по окончании Семеновской школы-интерната, при этом в Администрацию Воскресенского района Семеновской вспомогательной школой-интернатом было заранее направлено сообщение об окончании Сидоровой школы-интерната, что она имеет статус ребенка-сироты, у которой отсутствует жилье и ей положено предоставить жилье.

Также при рассмотрении дела установлено, что личное дело на Сидорову Е.В., которое было передано социальным педагогом Семеновской школы-интерната Пашковой З.П. в 1995 году инспектору по охране прав ребенка Воскресенского РОНО К.., было в последствии

утеряно. По этой причине несовершеннолетняя Сидорова Лена, окончившая Семеновскую вспомогательную школу -интернат в 1995 году в 14 лет, где обучалась по коррекционной программе как воспитанник с ограниченными возможностями здоровья, что говорит о недостаточном развитии ребенка, оказалась вне поля зрения как органов опеки и попечительства, так Администрации района и администрации Докукинского сельского совета. Данных о том, что над Сидоровой Е.В. устанавливалась опека, суду не представлено. По причине отсутствия личного дела, подтверждающего ее правового статуса как ребенка-сироты, Новожилова Е.В., будучи уже совершеннолетней не имела возможности обратиться о постановке ее на учет как ребенка-сироты, нуждающейся в жилом помещении.

Также при рассмотрении дела установлено, что после неоднократного обращения Новожиловой Е.В. в различные органы представить ей документы, подтверждающие ее правовой статус, ребенка-сироты, эти документы ей были предоставлены только в 2012 году после обращения ее к депутату и после его вмешательства. После получения личного дела и предоставления ей справки от 7 февраля 2012 года, о том, что она обучалась в Семеновской вспомогательной школе-интернате и являлась сиротой, у Новожиловой Е.В. появилась возможность 04.04.2012 года обратиться в Администрацию Воскресенского района Нижегородской области с заявлением о постановке ее на учет как ребенка- сироты, нуждающейся в жилом помещении.

Письмом № 03-09-1/380 от 25 апреля 2012 года в постановке на учет ей было отказано, в котором указано, что до 2003 года учет детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей осуществляли сельские администрации и ее на учет как нуждающуюся в получении жилого помещения должна была поставить Докукинская сельская администрация и в настоящее время ее включить в список детей- сирот на получение жилого помещения не представляется возможным, так как она достигла возраста 23 лет.

А поэтому суд приходит к выводу, что налицо имеет место факт обращения Новожиловой Е.В. о постановке ее на учет за пределами установленного предельного возраста -23 лет, по уважительной причине.

Вышеприведенные обстоятельств свидетельствуют о том, что истица в силу п.2 ст.57 «Жилищного Кодекса РФ», статьи 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право быть поставленной на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как ребенок-сирота, и ей должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма вне очереди согласно учетной норме предоставляемой жилой площади по Нижегородской области.

А поэтому заявленные истцом требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На взыскании госпошлины истица не претендует.

       На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО11 удовлетворить.

Обязать Администрацию Воскресенского района Нижегородской области поставить ФИО11 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как ребенку-сироте и обязать министерство социальной политики Нижегородской области предоставить ей жилое помещение по договору социального найма вне очереди согласно учетной норме предоставляемой жилой площади по Нижегородской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья     подпись