Дело № 2-582/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<дата> г. Воскресенск Московской области
Воскресенский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Шикановой З.В.
при секретаре Ионовой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к <данные изъяты> и МУ <данные изъяты> о признании права собственности на земельный участок,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в Воскресенский городской суд <адрес> с исковым заявлением к <данные изъяты> и МУ <данные изъяты> о признании права собственности на земельный участок площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес>, мотивируя свои требования тем, что он заключил с МУ <данные изъяты> договор купли-продажи от <дата> вышеуказанного земельного участка. Однако, Воскресенский отдел УФРС по МО отказал ФИО1 в регистрации договора, в связи с тем, что собственником земельного участка является Российская Федерация. Земельный участок по адресу: <адрес>, находится в пользовании ФИО1 на основании договора аренды от <дата>, заключенного с администрацией Виноградовского сельского округа и зарегистрированного в <адрес> регистрационной палате. На данном участке истец построил хозяйственное строение и зарегистрировал право собственности на него. Данный земельный участок, является участком, государственная собственность на который не разграничена, а в соответствии со ст. 2 ФЗ от <дата> № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Р.Ф.», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не ограничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Следовательно, МУ <данные изъяты> имела право распоряжаться данным земельным участком. В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просит суд: признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес> с кадастровым номером №; признать право собственности за ФИО1 на земельный участок площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес> с кадастровым номером №. (л.д. 71-76)
В судебное заседание не явились истец ФИО1, представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, а также представитель 3-го лица УФСГРКиК по МО. О времени и месте рассмотрения дела извещались. Управление Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии по <адрес> представило в суд заявление от <дата> в котором просит рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 81). При отсутствии возражений, суд определил: рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель истца ФИО1 – ФИО3, действующая по доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования ФИО1 поддерживает и просит удовлетворить его иск.
Представитель ответчика МУ <данные изъяты> - ФИО4, действующий по доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования ФИО1 признал полностью. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ч.3 ГПК РФ разъяснены и понятны.
Суд определил принять признание иска представителем ответчика МУ <данные изъяты>
Представитель третьего лица МУ <данные изъяты> - ФИО5, действующий по доверенности, в судебном заседании подтверждает уточненные исковые требования ФИО1
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В судебном заседании установлено, что согласно Постановления главы администрации <данные изъяты> № от <дата> ФИО1 был предоставлен в аренду земельный участок площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства на срок – 5 года (копия постановления на л.д. 6) и между истцом ФИО1 и администрацией <данные изъяты> был заключен договор аренды № от <дата> земельного участка площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес> для личного подсобного хозяйства, который был зарегистрирован <дата> в <адрес> регистрационной палате (копия договора на л.д. 7-8). По дополнительному соглашению от <дата> к договору аренды № от <дата> между ФИО1 и МУ <данные изъяты> был расторгнут с <дата> договор аренды земельного участка площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес> (копия на л.д. 18).
Согласно Постановления МУ <данные изъяты> № от <дата> ФИО1 был предоставлен в собственность за плату земельный участок площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства (копия постановления на л.д. 11) и между истцом ФИО1 и МУ <данные изъяты> был заключен договор купли-продажи № от <дата> земельного участка площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес> (л.д. 12-14). Также, между истцом ФИО1 и МУ <данные изъяты> был подписан акт приема-передачи (копия на л.д. 17).
<дата> УФРС по МО отказало ФИО1 в государственной регистрации перехода права, права собственности, в связи с тем, что собственником земельного участка по адресу: <адрес>, согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сделок с ним является Российская Федерация (копия сообщения на л.д. 27).
Согласно кадастровой выписке от <дата>, кадастровым номером земельного участка площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес>, является - №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование/назначение – для ведения личного подсобного хозяйства (копия на л.д. 20-23).
Как установлено судом, согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сделок с ним правообладателем на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 500кв.м. категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование/назначение – для ведения личного подсобного хозяйства является Российская Федерация. Запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество сделок с ним о праве федеральной собственности на спорный земельный участок была внесена в момент регистрации договора аренды № от <дата> заключенного между истцом ФИО1 и администрацией <данные изъяты> сельского округа.
В соответствии с п.1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент внесения записи, право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием таковых федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю».
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от <дата> № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (действовавшим на момент регистрации права собственности РФ на спорный участок), основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от <дата> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Доказательств внесения земельного участка по адресу: <адрес>, в реестр федеральной собственности, а также принятия уполномоченным органом акта о том, что данный земельный участок являются федеральной собственностью Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> не представлено. Земельный участок по адресу: <адрес> к исключительной собственности Российской Федерации не относится.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок произведенного в установленном законом порядке.
При этом, регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Доказательств обращения Российской Федерацией о регистрации права собственности на спорный участок суду не представлено.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от <дата>, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.
Судом установлено, что отсутствуют основания, предусмотренные с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от <дата> №-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок. Ответчиком Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> не представлены доказательства обратного.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от <дата> № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от <дата> № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено законом.
Материалами дела установлено, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации с внесением соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество сделок с ним на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> была произведена в отсутствие оснований, предусмотренных п.1. ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также без подачи соответствующего заявления уполномоченного органа о государственной регистрации права.
Также судом установлено, что на земельном участке площадью 500кв.м. по адресу: <адрес>, отсутствуют здания, строения сооружения, находящиеся в собственности Российской Федерации.
По смыслу ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и зашита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковое требование о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок подлежащим удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ст. 213 ГК РФ, в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений.
Земельный участок площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес>, является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, а в соответствии со ст. 2 Федерального закона от <дата> № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не ограничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Следовательно, МУ <данные изъяты> имела право распоряжаться земельным участком площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес>, и заключать с ФИО1 договор купли-продажи № от <дата> данного земельного участка.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 пользуется земельным участком площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес>, построил на нем хозяйственное строение, которое оформил в собственность (копия свидетельства о государственной регистрации права на л.д. 19).
Следовательно, у истца возникло право собственности на спорный земельный участок.
При таких обстоятельствах, суд считает возможным удовлетворить требование ФИО1 о признании за ним права собственности на земельный участок площадью 500 кв.м. по адресу: <адрес>
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 500 кв.м. (кадастровый номер №), категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование/назначение – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>
Признать за ФИО1 право собственности на земельный участок площадью 500 кв.м. (кадастровый номер №), категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование/назначение – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в течение 10 дней.
Судья: Шиканова З.В.