дело № 2-160/11 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Воскресенск <дата> Воскресенский городской суд Московской области в составе: Председательствующего судьи Нигматулиной Б.Ш., при секретаре судебного заседания Бересневой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к <данные изъяты> о прекращении права собственности Российской Федерации и признании права собственности на земельный участок за истцом, установил: ФИО1 обратилась в суд с иском к <данные изъяты> с просьбой прекратить право собственности РФ и признать за нею право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 2800 кв. м., относящийся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования для ведения личного подсобного хозяйства, с кадастровым номером №. Свои исковые требования ФИО1 мотивировала тем, что на основании постановления главы администрации <данные изъяты> от <дата> № «О предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка» с ФИО1 заключен договор аренды земли для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального строительства № от <дата>, согласно которому истице предоставлен в аренду спорный земельный участок. <дата> <данные изъяты> зарегистрировано право собственности ФИО1 на дом (объект, незавершенный строительством) и хозяйственное строение или сооружение на спорном участке. Реализуя свое исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположены принадлежащее ей на праве собственности недвижимые объекты, истица <дата> заключила с Администрацией договор купли-продажи земельного участка № общей площадью 2800 кв. м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>. В тот же день ранее заключенный договор аренды спорного участка был расторгнут. При обращении в <данные изъяты> истице было отказано в государственной регистрации договора в связи с тем, что согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним собственником данного земельного участка является Российская Федерация. Администрация полномочиями по отчуждению собственности РФ не обладает, следовательно, является ненадлежащей стороной в договоре. Истица считает, что приобрела право собственности на спорный земельный участок на основании договора купли-продажи. В судебном заседании истица ФИО1 уточнила исковые требования, просила признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок и признать право собственности на данный участок за нею (истицей). Пояснила, что на <дата> стояла в очереди на улучшение жилищных условий, в связи с чем <дата> по итогам рассмотрения ее заявления о предоставлении земельного участка главой администрации <адрес> вынесено постановление №, которым истице предоставлен спорный земельный участок в аренду сроком на 10 лет. На основании указанного постановления между администрацией <адрес> и истицей был заключен договора аренды № от <дата> сроком на 10 лет. В <дата> ФИО1 было получено разрешение на строительство индивидуального жилого дома и хозяйственных построек на арендованном участке. В <дата> ею было зарегистрировано право собственности на объекты недвижимости – дом (объект, незавершенный строительством) и хозяйственное строение. Постановлением Администрации от <дата> № спорный земельный участок предоставлен истице в собственность за плату, в связи с чем <дата> с нею расторгнут ранее заключенный договор аренды и заключен договор купли-продажи, где продавцом земли выступила Администрация. Согласно договору продавец передал истице в собственность за 5916 рублей спорный земельный участок. После перечисления денежных средств на расчетный счет Администрации сторонами был подписан акт приема-передачи. При обращении за регистрацией права собственности в <данные изъяты> истица узнала, что Администрация была неправомочна заключать договор купли-продажи, так как согласно сведениям ЕГРП собственником земли является Российская Федерация. Истица полагает, что спорный земельный участок принадлежит ей, так как она заплатила за него, при заключении договоров аренды и купли-продажи представители Администрации не ставили ее в известность об отсутствии у них полномочий на заключение вышеуказанных договоров. Кроме того, действующим законодательством четко определены условия, при которых земля может принадлежать РФ, на спорном участке каких-либо объектов федерального значения не имеется, на нем лишь возведены жилой дом (объект незавершенного строительства) и хозяйственные строения, принадлежащие на праве собственности истице. Спереди и сзади участка проходят <адрес>, соответственно, справа расположено домовладение ФИО3, слева – земли Администарции, на которых имеются высоковольтные линии электропередач. Представители ответчиков <данные изъяты> по <адрес> и Администрация, представитель третьего лица – <данные изъяты> - о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд не явились, ходатайств об отложении слушания дела или рассмотрения дела в их отсутствие не представили, причины неявки суду не сообщили. Учитывая согласие истицы на рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства, суд рассмотрел дело в указанном порядке в отсутствие ответчиков и третьего лица. Выслушав истицу, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению по следующим основаниям. По смыслу ст. 12 ГК РФ, не является исчерпывающим и защита права может быть осуществлена любым иным способом, предусмотренным законом. Согласно с ч. 2 ст. 2 Федерального Закона от <дата> № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», действовавшим на момент регистрации права собственности РФ, основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. Вместе с тем, такие акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов РФ, так и муниципальных образований, и, как следствие, – наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права. Согласно ст. 30.1 Федерального Закона от <дата> № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности, РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден Постановлением Правительства РФ от <дата> №. В соответствии со ст. ст. 9, 13, 17 ФЗ от <дата> № 122-ФЗ, при государственной регистрации права орган, осуществляющий регистрацию права, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимости, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации права. Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат регистрации в соответствии с Федеральным Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющиеся в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ. В судебном заседании установлено, что согласно копии кадастровой выписки о земельном участке (л.д. 20-21), спорный земельный участок расположен по адресу: <адрес>, имеет площадь 2800 кв. м., кадастровый номер №, выделен из земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства. Также в судебном заседании установлено, что в регистрирующий орган для регистрации права собственности за РФ не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный участок, так и доказательства разграничения права государственной собственности на него, произведенного в установленном законом порядке. Суд учитывает, что регистрация права в РФ носит заявительный характер, доказательств обращения РФ о регистрации права собственности на спорный земельный участок суду не представлено. По смыслу закона, государственная регистрация призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов, но при этом она не затрагивает самого содержания права, не ограничивает свободу договора, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность. Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях. Статьей 3.1. Федерального Закона от <дата> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» закреплен перечень земельных участков, которые могут быть отнесены к федеральной собственности. Судом установлено, что в отношении спорного участка оснований его отнесения к федеральной собственности не имеется, а государственная регистрация права собственности РФ с внесением соответствующей записи в ЕГРП на указанный участок была произведена в отсутствие оснований, предусмотренных п. 1 ст. 17 Федерального Закона от <дата> № 122-ФЗ. Согласно сведениям ТУ Росимущества в <адрес> спорный земельный участок в территориальной базе данных федерального имущества по <адрес> и ее архиве не значится (л.д. 37). Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать суду те обстоятельства, которыми она обосновывает свои требования или возражения. Ответчиками суду не представлены доказательства о наличии права собственности РФ на спорный участок. Таким образом, суд считает, что исковое требование ФИО1 о признании отсутствующим права собственности РФ на спорный земельный участок подлежит удовлетворению. Согласно п. 10 ст. 3 Федерального Закона от <дата> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участкам, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность РФ, субъектов РФ и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время осуществляется органами местного самоуправления, за исключением случаев, прямо установленных законодательством. Таким образом, законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности. Копиями свидетельств о государственной регистрации права от <дата> (л.д.24, 25) подтверждается, что на спорном земельном участке возведены дом (объект, незавершенный строительством), общей площадью застройки 93,5 кв.м., и хозяйственное строение или сооружение, нежилое, одноэтажное, принадлежащие на праве собственности истицей ФИО1 На основании п. 10 ст. 3 Федерального Закона от <дата> № 137-ФЗ, ст. 36 ЗК РФ между истицей и Администрацией заключен договор купли-продажи от <дата> №, предметом которого является спорный участок. Следовательно, у истицы возникло право собственности на данный земельный участок. Указанные обстоятельства, кроме объяснений истицы, подтверждены совокупностью исследованных письменных доказательств: копиями постановлений (л.д.9,12,15,19), копией договора аренды (л.д.10-14, 23) копией договора купли-продажи (л.д. 16-18, 22), копиями свидетельств (л.д.24-25), копиями сообщений (л.д.26-27), копией регистрационного дела на спорный участок (л.д. 50-88). Таким образом, суд находит исковые требования ФИО1 подлежащими полному удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 233-235 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования ФИО1 к <данные изъяты> о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации и признании права собственности на земельный участок за истицей удовлетворить. Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 2800 кв. м., с кадастровым номером <данные изъяты>. Признать за ФИО1 право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 2800 кв. м., с кадастровым номером №, относящийся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования для ведения личного подсобного хозяйства. Ответчики вправе в семидневный срок со дня получения копии решения суда подать в Воскресенский городской суд <адрес> заявление об его отмене. Решение может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в течение 10 дней со дня истечения срока для подачи ответчиками заявления об отмене решения. Судья подпись Б.Ш. Нигматулина <данные изъяты> Судья: Секретарь: