2-168/2011



дело № 2-168/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воскресенск <дата>

Воскресенский городской суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Нигматулиной Б.Ш.,

при секретаре судебного заседания Самойловой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления опеки и попечительства по Воскресенскому муниципальному району <адрес>, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Муниципальному учреждению «Администрация сельского поселения Ашитковское Воскресенского муниципального района <адрес>» о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и включения в списки на получение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма,

установил:

Управление опеки и попечительства по <адрес> обратилось в суд с иском в интересах несовершеннолетнего ФИО1, <дата> г.р., к МУ «Администрация сельского поселения Ашитсковское Воскресенского муниципального района <адрес>» о признании ФИО1 нуждающимся в улучшении жилищных условий и включения в списки на получение жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, мотивировав свои требования тем, что распоряжением главы Воскресенского муниципального района от <дата> ФИО1, в связи с о смертью матери и неисполнением обязанностей отцом, передан под опеку дяде ФИО5, проживающему в <адрес>. С момента передачи ФИО1 под опеку и до настоящего времени он фактически проживает в <адрес>. Этим же распоряжением за ФИО1 закреплено право проживания и регистрации по адресу: <дата>, так как на момент смерти матери ФИО15 <дата>, она была зарегистрирована по указанному адресу. Отец ФИО1ФИО4 в <адрес> никогда зарегистрирован не был, а имел регистрацию в <адрес>, в муниципальной квартире. С 1997 года в <адрес>. Старая никто не проживал, опекун с момента назначения опеки мер по сохранности жилья не принимал. В 2003 году ФИО1 в возрасте 10 лет был зарегистрирован опекуном по месту регистрации своего отца в <адрес>, и с тех пор регистрацию не менял, т.е. до настоящего времени остается зарегистрированным в <адрес>. На момент регистрации несовершеннолетнего в <адрес> его отец ФИО4 не был лишен родительских прав в отношении него.

В августе 2010 года опекун ФИО5 обратился в Пушкинский городской суд <адрес> с заявлением к администрации <адрес> о признании права ФИО1 на однократное обеспечение вне очереди жилплощадью за счет средств бюджета <адрес>, обязании принять постановление об обеспечении жильем. Определением Пушкинского городского суда от <дата> иск ФИО5 оставлен без рассмотрения, в связи с несоблюдением досудебного порядка разрешения спора. В связи с этим органом опеки был подготовлен проект о внесении изменений в распоряжение от <дата>. На основании этого проекта <дата> и.о. руководителя администрации Воскресенского муниципального района издано распоряжение, согласно которому абзац 2 пункта 1 распоряжения от <дата> о закреплении за ФИО1 права проживания и регистрации в д. Старая, <адрес> был исключен.

<дата> орган опеки обратился к ответчику с ходатайством о признании ФИО1 нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с его статусом ребенка-сироты.

Письмом от <дата> глава сельского поселения Ашитковское отказал истцу в удовлетворении ходатайства, мотивировав это тем, что т.к. ФИО1 с 2003 года постоянно зарегистрирован в <адрес>, оснований для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и включения в списки на получение жилого помещения по договору социального найма в сельском поселении Ашитковское не имеется.

Обращаясь в суд к ответчику, истец исходит из того, что за домом 136 д. Старая никто не ухаживал, никто в нем не проживал, что привело к частичному разрушению дома и как итог – утрате жилого помещения. Документы на дом и землю при нем никто из членов семьи ФИО1 не оформлял, таким образом, ребенок потерял имущество, которое могло ему принадлежать в годном для использования состоянии, средств на жилье у ФИО1 нет, в связи с чем истец просит признать несовершеннолетнего нуждающимся в обеспечении жилым помещением.

В судебном заседании представитель истца – ФИО6, участвующая в деле на основании доверенности от <дата> -ОП, поддержала иск, просила удовлетворить по изложенным в нем основаниям. Пояснила, что считает надлежащим ответчиком по делу МУ «Администрация сельского поселения Ашитковское Воскресенского муниципального района <адрес>», поскольку именно в данном сельском поселении за несовершеннолетним ранее было закреплено жилое помещение.

Представитель ответчика – ФИО7, участвующий в деле на основании доверенности от <дата> , иск не признал, подал письменные возражения, в которых просил в иске отказать, указывая, что если ребенку и полагается жилье, то за счет администрации <адрес>, где ФИО1 имеет постоянную регистрацию, либо за счет администрации <адрес>, где ФИО1 преимущественно проживает (с 4 лет до настоящего времени), следовательно, в силу ст. 20 ГК РФ, именно <адрес> является его постоянным местом жительства (л.д. 69-71, 171-173).

Представитель третьего лица – отдел опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по Пушкинскому муниципальному району <адрес> – в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, поддержал иск при условии указания в резолютивной части решения пунктов о включении ФИО1 в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения ФИО1 жильем в <адрес> (л.д. 50). Суд рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.

Судом в качестве третьего лица привлечен опекун несовершеннолетнего – ФИО5, который полностью поддержал иск и просил его удовлетворить (л.д. 81-84).

В связи с достижением <дата> ФИО1 совершеннолетия в ходе судебного заседания на основании ст. 44 ГПК РФ произведена замена истца (л.д. 120).

Истец ФИО1 в суд не явился, доверив представлять свои интересы ФИО8 Суд рассмотрел дело в отсутствие истца с участием его представителя.

В судебном заседании представитель истца ФИО8, участвующая в деле на основании доверенности от <дата>, уточнила исковые требования: просила признать ФИО1 нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать ответчика предоставить ФИО1 жилье в соответствии с нормами действующего законодательства (л.д. 126-129).

Судом на основании ст. 40 ГПК РФ по собственной инициативе и по ходатайству сторон в качестве соответчиков привлечены МУ «Администрация Воскресенского муниципального района <адрес>», Администрация <адрес>, Администрация Пушкинского муниципального района <адрес>, Администрация сельского поселения Ельдигинское Пушкинского муниципального района <адрес>, а в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Министерство образования <адрес>, Министерство финансов <адрес>, Комитет имущественных отношений Администрации <адрес>, отдел опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городскому округу Королев.

В судебном заседании представитель ответчика - МУ «Администрация Воскресенского муниципального района <адрес>» - ФИО9, участвующая в деле на основании доверенности от <дата> , иск не признала по причине фактического непроживания ФИО1 на территории <адрес> с 1997 года и отсутствия когда-либо регистрации в <адрес>, суду пояснила, что, так как закон предусматривает альтернативу в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий как по месту выявления ребенка-сироты, так и по месту его проживания, то ФИО1 необходимо признать нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту проживания, то есть либо в <адрес> по месту регистрации, либо в городе Королев по месту фактического проживания.

Представитель ответчика – Администрация <адрес>ФИО10, участвующая в деле на основании доверенности от <дата> /Д, иск не признала, указав на то, что, так как ФИО1 постоянно с 2003 года зарегистрирован в <адрес>, где имеет право пользования квартирой в <адрес> по договору социального найма, то оснований для однократного обеспечения его жильем за счет средств <адрес> как ребенка-сироты нет. Кроме того, обратила внимание суда на то, что если иск будет удовлетворен, то обеспечивать ФИО1 жильем нужно будет либо по месту его выявления в качестве ребенка-сироты (<адрес>), либо по месту постоянной регистрации (<адрес>). Указала, что фактическое проживание ФИО1 в <адрес> в течение с 1997 года по настоящее время носит временный характер, и положения ст. 20 ГК РФ к возникшим правоотношениям неприменимы. Поддержала приобщенный к материалам дела отзыв на иск (л.д. 200-205), просила в иске отказать.

Представитель ответчика – Администрация Пушкинского муниципального района <адрес>ФИО2, участвующий в деле на основании доверенности от <дата> , иск не признал, просил отказать в его удовлетворении, поскольку ФИО1 не является нуждающимся в улучшении жилищный условий, о чем приобщил соответствующие документы.

Представитель ответчика - Администрация сельского поселения Ельдигинское Пушкинского муниципального района <адрес>ФИО11, участвующий в деле на основании доверенности от <дата> , иск не признал, пояснив, что о существовании ФИО1 в социальном качестве ребенок-сирота ответчику не было известно до получения судебного извещения по настоящему делу. Полагает, что ФИО1 не соблюден досудебный порядок, т.к. с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий он к ответчику не обращался. Представитель считает, что если суд придет к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований, то жилье ФИО1 нужно выделять в <адрес>, так как именно данный населенный пункт в силу ст. 20 ГК РФ с 1997 года по настоящее время является постоянным местом жительства ФИО1, регистрация в <адрес> носит административный характер и не порождает каких-либо прав. Если же суд придет к выводу о том, что <адрес> является постоянным местом жительства ФИО1, то надлежащим ответчиком в данном споре будет являться <адрес>, поскольку Соглашением от <дата>, заключенным между главами Администраций сельского поселения Ельдигинское и <адрес>, полномочия в сфере жилищных правоотношений переданы <адрес>.

Представитель третьего лица Министерство образования <адрес>, будучи извещенным о дате, месте, времени судебного заседания, в суд не явился, отзыв на иск не представил. Суд с согласия участников процесса рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.

Представитель третьего лица – Министерство финансов <адрес>ФИО12, действующий на основании доверенности от <дата> , в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд рассмотрел дело в отсутствие указанного представителя. В направленном в суд отзыве на иск ФИО12 просит в иске отказать (л.д. 223-225).

Представитель третьего лица – Комитет имущественных отношений Администрации <адрес>ФИО10, участвующая в деле на основании доверенности от <дата> , иск не признала, просила отказать в его удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 214-217).

Представитель третьего лица – отдел опеки и попечительства Министерства образования <адрес> по городскому округу Королев – ФИО13, участвующая в деле на основании доверенности от <дата> -ОП, иск ФИО1 поддержала, просила удовлетворить, полагая, что истец должен быть обеспечен жильем по месту выявления, то есть в <адрес>.

Заслушав мнение участников процесса, показания свидетеля ФИО17, исследовав материалы гражданского дела, проанализировав и оценив собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам; иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно абз. 2 п. 1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от <дата> № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Пунктами 1, 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

- гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

-детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Частью 1 ст. 51 ЖК РФ определены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Таким лицами могут быть признаны граждане, которые:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. <адрес> -ОЗ от <дата> дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Сохранность закрепленного жилого помещения обеспечивается органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, в том числе дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, в детских домах семейного типа, в воинских частях, расположенных на территории <адрес>, в качестве воспитанников, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно вне очереди обеспечиваются жилым помещением в виде квартиры по месту жительства за счет средств бюджета <адрес>.

Жилое помещение предоставляется в установленном <адрес> порядке по договору социального найма общей площадью не менее 27 квадратных метров.

Согласно п. 3 Постановления <адрес> от <дата> учет детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, на предоставление жилого помещения за счет средств бюджета <адрес> осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> по месту выявления ребенка-сироты.

Согласно п. 4 указанного Постановления для получения жилья ребенок-сирота или его опекун должны обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства и предоставить определенный перечень документов.

Таким образом, по смыслу действующего законодательства для получения жилого помещения по договору социального найма необходимо быть признанным нуждающимся в жилом помещении, быть поставленным в соответствующую очередь на получение жилья, а специальный статус ребенка-сироты предоставляет лишь преимущество в получении жилья вне общей очереди.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 приходится сыном ФИО14 и ФИО4 (л.д. 30). ФИО15 скончалась <дата> (л.д. 31), а ФИО4<дата> (л.д. 32). После смерти ФИО14 и в связи с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей ФИО4 истец <дата> был передан под опеку ФИО5 (л.д. 11). Решением Воскресенского городского суда <адрес> от <дата> ФИО4 был лишен родительских прав в отношении истца (л.д. 33-34). При передаче ФИО1 под опеку распоряжением главы <адрес> за истцом было закреплено право проживания и регистрации по адресу: <дата> (л.д. 11). Не смотря на данный факт <дата> опекун ФИО5 осуществил регистрацию несовершеннолетнего ФИО1 по адресу: <адрес>, где истец зарегистрирован и в настоящее время (л.д. 28-29). При этом ФИО1 с 1997 года по настоящее время фактически проживает в квартире ФИО5 по адресу: <адрес>. В указанный период посещал детские дошкольные и общеобразовательные учреждения, а с <дата> является учащимся дневного отделения ГОУ НПО (л.д. 164-170).

Распоряжением и.о. руководителя администрации Воскресенского муниципального района ФИО16 от <дата> -р исключен абзац 2 пункта 1 распоряжения от <дата> -р, закреплявший право проживания и регистрации ФИО1 в д. Старая, <адрес>. Основанием для исключения данного абзаца явился факт наличия у ФИО1 постоянной регистрации в <адрес> и отсутствие временной либо постоянной регистрации в <адрес> (л.д. 94).

Согласно выписке из домовой книги ФИО1 с <дата> значится постоянно зарегистрированным в <адрес>, где совместно с ним постоянно зарегистрированы его родная сестра ФИО17 и его родной брат ФИО17 (л.д. 211). Согласно финансовому лицевому счету на данную квартиру ее общая площадь составляет 35,6 кв. м. (л.д. 212). Указанная квартира согласно передаточному акту от <дата> находится в муниципальной собственности Администрации сельского поселения <адрес>. Нанимателем квартиры является ФИО17, истец ФИО1 был зарегистрирован в квартиру в несовершеннолетнем возрасте в 2003 году как член семьи бывшего нанимателя – ФИО4, приходящегося отцом как истцу, так и нынешнему нанимателю ФИО17 При этом, будучи допрошенная в судебном заседании, ФИО17 показала, что истец – ее родной брат, член ее семьи. Нанимателем квартиры в <адрес> в настоящее время является она, при регистрации ФИО1 в 2003 году она не была против этого, судьба истца ей не безразлична.

Также в суде установлено, что в 2010 года ФИО17 обращалась в администрацию сельского поселения Ельдигинское Пушкинского муниципального района <адрес> с заявлением о признании ее, истца и их брата ФИО17 нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с чем была создана межведомственная комиссия, которая актом от <дата> , утвержденным постановлением администрации Пушкинского муниципального района <адрес> от <дата> , отказала в признании непригодной для проживания <адрес>, собственнику рекомендовано в месячный срок восстановить печное отопление и выполнить необходимый ремонт полов в квартире. Постановлением главы сельского поселения Ельдигинское Пушкинского муниципального района <адрес> от <дата> ФИО17, ФИО17, ФИО1 отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством по данному делу является то, что ФИО1 - член семьи нанимателя квартиры по социальному найму, обеспечен жилой площадью не менее учетной нормы 9 кв.м., жилое помещение отвечает установленным законодательству требованиям, уполномоченным органом отказано в признании его непригодном для проживания, в квартире зарегистрированы только члены одной семьи (истец и его родные брат и сестра), среди них отсутствует больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для признания ФИО1 нуждающимся в жилом помещении в силу ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. А поскольку такие основания судом не установлены, то и отсутствуют основания для обеспечения истца жильем в соответствии с нормами ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от <дата> № 159-ФЗ. При этом суд считает, что издание распоряжения и.о. руководителя администрации Воскресенского муниципального района ФИО16 от <дата> -р, которым исключен абзац 2 пункта 1 распоряжения от <дата> -р, закреплявший право проживания и регистрации ФИО1 в д. Старая, <адрес>, не может являться основанием для иного толкования норм ст. ст. 49-51 ЖК РФ и не может служить основанием для иного разрешения возникшего спора, поскольку основанием для исключения данного абзаца явилось наличие у ФИО1 постоянной регистрации в <адрес> и отсутствие временной либо постоянной регистрации в <адрес>, то есть данным распоряжением еще раз подтверждено, что ФИО1 обеспечен надлежащим образом жилым помещением.

Таким образом, иск не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к Муниципальному учреждению «Администрация Воскресенского муниципального района <адрес>», Муниципальному учреждению «Администрация сельского поселения Ашитковское Воскресенского муниципального района <адрес>», Администрация <адрес>, Администрация Пушкинского муниципального района <адрес>, Администрация сельского поселения Ельдигинское Пушкинского муниципального района <адрес> о признании нуждающимся в жилом помещении и об обязании обеспечить жилым помещением оставить без удовлетворения.

Решением может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья подпись Б.Ш. Нигматулина

<данные изъяты>

Судья Б.Ш. Нигматулина

<данные изъяты>

Судья: Секретарь:

<данные изъяты>

-32300: transport error - HTTP status code was not 200