Дело № 2-1487/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации. <дата> г. Воскресенск Московской области Воскресенский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Кретовой Е.А. при секретаре Гуляевой С.Е., рассмотрев в открытомсудебном заседании гражданское дело поиску ФИО1 к Территориальному управлению <данные изъяты>, Муниципальному учреждению <данные изъяты> о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, установил: ФИО1 обратилась в Воскресенский городской суд <адрес> с иском к <данные изъяты>, Муниципальному учреждению <данные изъяты> о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, о признании правомерности дополнительного соглашения от <дата>, заключенного между МУ <данные изъяты> и ФИО1 Мотивировала свои требования тем, что <дата> между Администрацией Марчуговского сельского округа и ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка под огородничество № на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1900 кв.м. Данный договор был зарегистрирован истицей в <адрес> регистрационной палате, о чем имеется штамп на Договоре. На основании Постановления ФИО2 Муниципального образования <данные изъяты> от <дата> № был изменен вид разрешенного использования данного земельного участка с вида разрешенного использования «для огородничества» на вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства». В связи с этим с МУ <данные изъяты> было заключено дополнительное соглашение от <дата> к договору аренды № от <дата> указанного земельного участка. <дата> истица обратилась в <данные изъяты> за регистрацией данного дополнительного соглашения, на что <дата> был получен отказ в регистрации с указанием на то, что согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним данная собственность является федеральной, собственником данного земельного участка является Российская Федерация. При этом первоначальный договор аренды был зарегистрирован в <адрес> регистрационной палате и одновременно с его регистрацией была внесена запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в графу «правообладатель» - Российская Федерация. Истица считает, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок была проведена с нарушением ст. 17 Земельного кодекса РФ, где указано, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, извещалась судом о месте и времени судебного разбирательства. Представитель истицы по доверенности (л.д.21) ФИО4 в судебном заседании уточнила исковые требования, сняла с рассмотрения требования в части признания правомерности дополнительного соглашения от <дата>, заключенного между МУ <данные изъяты> и ФИО1 На остальных требованиях настаивала, просила удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении. Представитель ответчика МУ <данные изъяты> по доверенности (л.д. 25) ФИО5 не возражала против удовлетворения требований, пояснил, что запись о собственнике в лице РФ была внесена неправомерно, так как на указанном земельном участке нет объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, и спорный земельный участок не может относиться к собственности РФ в силу закона. В кадастровой выписке на земельный участок указано, что он находится внутри населенного пункта, данный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. В силу закона данными землями распоряжаются органы местного самоуправления в лице Администрации муниципального района. Представитель ответчика - <данные изъяты>, третье лицо - <данные изъяты> - в судебное заседание не явились, извещены о времени и месту судебного заседания надлежащим образом (л.д. 26, 28), при отсутствии возражений, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица. Выслушав представителя истицы, представителя ответчика МУ <данные изъяты>, исследовав материалы дела, дав оценку собранным и установленным судом доказательствам в их совокупности, суд считает уточненные исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от <дата> № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», действовавший на момент регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок, право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от <дата> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли. В силу статьи 16 Федерального закона от <дата> «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. С заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1900 кв.м., соответствующий орган не обращался. Требований, установленных вышеуказанными законами для регистрации прав Российской Федерации на спорный земельный участок, соблюдено не было. Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1900 кв.м., является земельным участком, собственность на который не разграничена, в связи с чем, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от <дата> № - ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. При этом пункт 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» также указывает, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления. Одновременно данный пункт закона говорит о том, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. При этом пункт 3 части 6.1 данной статьи устанавливает, что ФИО2 местной администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. То есть законом закреплено право органов местного самоуправления (местной администрации) заключать договоры аренды на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно статье 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. В силу статьи 164 Гражданского кодекса РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии со статьей 609 Гражданского кодекса РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Обоснованность заявленных требований подтверждается объяснениями представителя истицы, ответчика, а также: сообщением ФС ГРКиК об отказе в государственной регистрации от <дата> (л.д.6), копией Договора аренды № от <дата> (л.д.7), Постановлением ФИО2 сельского округа от <дата> № (л.д.8), кадастровым планом земельного участка (л.д.9-11), Дополнительным соглашением к Договору аренды земли от <дата> (л.д.12), кадастровой выпиской о земельном участке (л.д.13-17). При таких установленных обстоятельствах суд считает необходимым требования ФИО1 к <данные изъяты>, Муниципальному учреждению <данные изъяты> о признании отсутствующим права собственности на земельный участок, удовлетворить. На основании изложенного, руководствуясь статьями 17,28 ЗК РФ, статьями 164, 609 ГК РФ, Федеральным законом от <дата> № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», Федеральным законом от <дата> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 233-238 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования ФИО1 к <данные изъяты>, Муниципальному учреждению <данные изъяты> о признании отсутствующим права собственности на земельный участок - удовлетворить. Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок, общей площадью 1900 кв.м., с кадастровым номером № (равнозначен кадастровому номеру №, расположенный по адресу: <адрес> Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в течение 10 дней. Судья: подпись Е.А. Кретова <данные изъяты> Судья: Секретарь: <данные изъяты> Судья: Секретарь: