2-638/2011



Дело № 2-638/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

<дата> г. Воскресенск Московской области

Воскресенский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Кретовой Е.А.

при секретаре Гуляевой С.Е..,

рассмотрев в открытомсудебном заседании гражданское дело поиску ФИО2 к <данные изъяты>, Муниципальному учреждению <данные изъяты> о признании права собственности на земельный участок,

установил:

В соответствии с Постановлением Главы Воскресенского муниципального района <данные изъяты> от <дата> ФИО1 был предоставлен в аренду сроком на пять лет земельный участок, общей площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

На основании указанного Постановления <дата> между ФИО1 и Администрацией <данные изъяты> сельского округа был заключен договор аренды земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.8), согласно которого ФИО1 был предоставлен в аренду сроком на пять лет земельный участок, общей площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства.

На указанном земельном участке ФИО1 возвел жилой дом, общей площадью 20,1 кв.м., право собственности на которое зарегистрировано <дата> в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, о чем выдано соответствующее свидетельство о регистрации права (л.д. 16).

<дата> в соответствии с Постановлением Муниципального учреждения <данные изъяты> от <дата> (л.д.12), между Муниципальным учреждением <данные изъяты> и ФИО2, супругой умершего ФИО1, был заключен договор купли – продажи земельного участка, площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в собственность для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.11-12).

Однако при обращении <дата> в <данные изъяты> для регистрации прав ФИО2 получила письменный отказ, поскольку согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставленный ФИО2 земельный участок является Федеральной собственностью, а собственником данного участка является Российская Федерация, при этом органы местного самоуправления не уполномочены распоряжаться правом на данный земельный участок (л.д.17).

ФИО2 обратилась в суд с иском к <данные изъяты>, Муниципальному учреждению <данные изъяты> о признании права собственности на земельный участок, общей площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. и о прекращении права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок. Свои требования мотивирует тем, что данный отказ незаконен и необоснован, поскольку регистрация прав собственности Российской Федерации на спорный земельный участок была проведена с нарушением ст. 17 Земельного кодекса РФ.

В судебное заседание истец ФИО2 не явилась, в заявлении адресованном суду (л.д. 7), просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика МУ <данные изъяты> по доверенности (л.д. 65) ФИО4 не возражала против удовлетворения требований.

Представители ответчиков <данные изъяты>, <данные изъяты>, третье лицо в судебное заседание не явились, извещены о времени и месту судебного заседания надлежащим образом, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица.

Выслушав представителя МУ <данные изъяты>, исследовав материалы дела, дав оценку собранным и установленным судом доказательствам в их совокупности, суд считает исковые требования ФИО2 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 17.01.2001 года № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», действовавший на момент регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок, право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

В силу статьи 16 Федерального закона от <дата> «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя.

С заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м., соответствующий орган не обращался. Требований, установленных вышеуказанными законами для регистрации прав российской Федерации на спорный земельный участок соблюдено не было.

Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв.м., является земельным участком, собственность на который не разграничена, в связи с чем, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.04.2006 года № 53 - ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ», распоряжение земельными, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

При этом пункт 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» также указывает, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.

Одновременно данный пункт закона говорит о том, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При этом пункт 3 части 6.1 данной статьи устанавливает, что глава местной администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

То есть законом закреплено право органов местного самоуправления (местной администрации) заключать договоры аренды на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно статье 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В силу статьи 164 Гражданского кодекса РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со статьей 609 Гражданского кодекса РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

При таких установленных обстоятельствах суд считает необходимым требования ФИО2 к <данные изъяты>, Муниципальному учреждению <данные изъяты> о признании права собственности на земельный участок, необходимым удовлетворить в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 17,28 ЗК РФ, статьями 164, 609 ГК РФ, Федеральным законом от <дата> № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», Федеральным законом от <дата> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федерального закона от <дата> N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 233-238 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО2 к <данные изъяты>, Муниципальному учреждению <данные изъяты> о признании права собственности на земельный участок - удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок, общей площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

Признать право собственности ФИО2 на земельный участок, общей площадью 1000 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в течение 10 дней.

Судья: подпись Е.А. Кретова

<данные изъяты>

Судья: Секретарь:

<данные изъяты>

Судья: Секретарь:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200