2-2083/2011



Дело № 2-2083/11

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации.

<дата> <адрес>

<адрес> городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Кретовой Е.А.

при секретаре Содоновой О.А.,

рассмотрев в открытомсудебном заседании гражданское дело поиску ФИО2 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес>, Муниципальному учреждению «Администрация <адрес>» о прекращении права собственности и признании права собственности на земельный участок,

установил:

ФИО2 обратилась в <адрес> городской суд <адрес> с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес>, Муниципальному учреждению «Администрация <адрес> муниципального района <адрес>» о прекращении права собственности и о признании права собственности на земельный участок. Мотивировала свои требования тем, что <дата> между Администрацией <адрес> сельского округа и ФИО2 был заключен договор аренды земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, уч. 22 «б», площадью 700 кв.м. Данный договор был зарегистрирован истицей в <адрес> регистрационной палате, о чем имеется штамп на Договоре. На арендованном земельном участке истица построила дом и получила свидетельство о государственной регистрации права собственности.

<дата> между Муниципальным учреждением «Администрация <адрес> муниципального района <адрес>» и истицей заключен договор купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество, приобретенное в собственность, на тот же земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>», площадью 700 кв.м.

При обращении <дата> в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> для регистрации прав за регистрацией данного договора ФИО2 получила <дата> письменный отказ, поскольку согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставленный истице земельный участок является Федеральной собственностью, а собственником данного участка является Российская Федерация. Первоначальный договор аренды был зарегистрирован в <адрес> регистрационной палате и одновременно с его регистрацией была внесена запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в графу правообладатель – Российская Федерация. Истица считает, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок была проведена с нарушением ст. 17 Земельного кодекса РФ, где указано, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством и п. 2 ст.2 ФЗ от 17.07.2001г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», согласно которому основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у РФ право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, с разграничением государственной собственности на землю. В отношении спорного земельного участка условий, предусмотренных ст. 17 ЗК РФ, п. 2 ст. 2 ФЗ от 17.07.2001г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» и ст. 16 ФЗ от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» нет, то есть, на спорном земельном участке отсутствуют здания, строения и сооружения, находящиеся в собственности Российской Федерации; также спорный земельный участок никогда не предоставлялся государственным предприятиям или некоммерческим организациям; не издавались акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности. Просит прекратить право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>», площадью 700 кв.м. с кадастровым номером: и признать за истицей право собственности на указанный земельный участок (л.д.3-4).

В судебном заседании ФИО2 исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представители ответчиков - МУ «Администрация <адрес> муниципального района по <адрес>» и Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес>, третье лицо - Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> - в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д. 38,39,54), возражений по заявленным требованиям от ответчиков не поступило, истица не возражала против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства в порядке заочного судопроизводства. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица в порядке заочного судопроизводства.

Выслушав истицу, исследовав материалы дела, дав оценку собранным и установленным судом доказательствам в их совокупности, суд считает исковые требования ФИО2 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 17.01.2001 года № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», действовавший на момент регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок, право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

В силу статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 года «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя.

С заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>», площадью 700 кв.м. соответствующий орган не обращался, что подтверждается исследованным судом Делом правоустанавливающих документов на земельный участок по адресу: <адрес> площадью 700 кв.м. (л.д.41-53). Таким образом, требований, установленных вышеуказанными законами для регистрации прав Российской Федерации на спорный земельный участок, соблюдено не было.

Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>», площадью 700 кв.м. является земельным участком, собственность на который не разграничена, в связи с чем, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.04.2006 года № 53 - ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации», Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

При этом пункт 10 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» также указывает, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.

Одновременно данный пункт закона говорит о том, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При этом пункт 3 части 6.1 данной статьи устанавливает, что глава местной администрации обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

То есть законом закреплено право органов местного самоуправления (местной администрации) заключать договоры аренды на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Согласно статье 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В силу статьи 164 Гражданского кодекса РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии со статьей 609 Гражданского кодекса РФ договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Обоснованность заявленных требований подтверждается объяснениями истицы, а также: копией Договора аренды земли для ведения личного подсобного хозяйства от <дата> (л.д.5-6), кадастровым планом земельного участка от <дата> (л.д.7-8), Постановлением ФИО1 сельского округа от <дата> (л.д.9), Договором купли-продажи земельного участка от <дата> (л.д.11-13), Постановлением МУ «Администрация <адрес> муниципального района <адрес>» от <дата> «О предоставлении ФИО2 в собственность за плату земельного участка по адресу: <адрес> (л.д.14-15), Свидетельством о государственной регистрации права от <дата> (л.д.17), сообщением об отказе в государственной регистрации (л.д.18).

При таких установленных обстоятельствах суд считает необходимым требования ФИО2 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес>, Муниципальному учреждению «Администрация <адрес>» удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 17,28 ЗК РФ, статьями 164, 609 ГК РФ, Федеральным законом от 17.01.2001 года № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», Федеральным законом от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 233-238 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО2 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес>, Муниципальному учреждению «Администрация <адрес>» о прекращении права собственности и признании права собственности на земельный участок - удовлетворить.

Прекратить право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 700 кв.м. с кадастровым номером: .

Признать за ФИО2 право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 700 кв.м. с кадастровым номером: .

Ответчик вправе подать в <адрес> городской суд заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения копии заочного решения.

Заочное решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> городской суд в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене данного решения.

Судья: подпись Е.А. Кретова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

-32300: transport error - HTTP status code was not 200