дело № 2-1792/11 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <адрес> <дата> Воскресенский городской суд <адрес> в составе: Председательствующего судьи Нигматулиной Б.Ш., при секретаре судебного заседания Самойловой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес>, Муниципальному учреждению «Администрация Воскресенского муниципального района <адрес>» о прекращении права собственности Российской Федерации и признании права собственности на земельный участок за истцом, установил: ФИО1 обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> (ныне Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (далее <данные изъяты> <адрес>)), Муниципальному учреждению «<данные изъяты> <адрес>» (далее Администрация) с просьбой признать не приобретшей РФ право собственности и признать за истцом право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, <адрес>, участок 39, площадью 992 кв. м., относящийся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования для индивидуального жилищного строительства, с кадастровым номером <данные изъяты>. Свои исковые требования ФИО1 мотивировал тем, что на основании постановления главы администрации Воскресенского муниципального района <адрес> от <дата> № «О предоставлении в аренду земельного участка под индивидуальное жилищное строительство» с ФИО1 заключен договор аренды земли для индивидуального жилищного строительства № от <дата>, согласно которому истцу предоставлен в аренду спорный земельный участок. Указанный договор <дата> зарегистрирован в <данные изъяты> <адрес>. <дата> Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> зарегистрировано право собственности ФИО1 на жилой дом на спорном участке. Реализуя свое исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности недвижимый объект, истец <дата> заключил с Администрацией договор купли-продажи земельного участка № общей площадью 992 кв. м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, д. Ворыпаево, <адрес>, участок 39. В тот же день ранее заключенный договор аренды спорного участка был расторгнут. При обращении в Воскресенский отдел Управления федеральной регистрационной службы по <адрес> истцу было отказано в государственной регистрации договора купли-продажи в связи с тем, что согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним собственником спорного земельного участка является Российская Федерация. Администрация полномочиями по отчуждению собственности РФ не обладает, следовательно, является ненадлежащей стороной в договоре. Истец считает, что приобрел право собственности на спорный земельный участок на основании договора купли-продажи. В судебном заседании истица ФИО1 уточнил исковые требования, просил признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок и признать право собственности на данный участок за ним (истцом). Просил удовлетворить его требования, обстоятельства, изложенные в иске, подтвердил. Представители ответчиков ТУ Росимущества по <адрес> и Администрация, представитель третьего лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> - о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд не явились, ходатайств об отложении слушания дела или рассмотрения дела в их отсутствие не представили, причины неявки суду не сообщили. Учитывая согласие истца на рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства, суд рассмотрел дело в указанном порядке в отсутствие ответчиков и третьего лица. Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению по следующим основаниям. По смыслу ст. 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено на восстановление нарушенного права. В связи с этим перечень способов защиты права, указанный в ст. 12 ГК РФ, не является исчерпывающим и защита права может быть осуществлена любым иным способом, предусмотренным законом. Согласно с ч. 2 ст. 2 Федерального Закона от <дата> № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», действовавшим на момент регистрации права собственности РФ, основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю. Вместе с тем, такие акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов РФ, так и муниципальных образований, и, как следствие, – наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права. Согласно ст. 30.1 Федерального Закона от <дата> № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности, РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден Постановлением Правительства РФ от <дата> №. В соответствии со ст. ст. 9, 13, 17 ФЗ от <дата> № 122-ФЗ, при государственной регистрации права орган, осуществляющий регистрацию права, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимости, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации права. Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат регистрации в соответствии с Федеральным Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющиеся в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ. В судебном заседании установлено, что согласно копии кадастровой выписки о земельном участке (л.д. 14-16), спорный земельный участок расположен по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, имеет площадь 992 кв. м., кадастровый номер <данные изъяты>, выделен из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства. Также в судебном заседании установлено, что в регистрирующий орган для регистрации права собственности за РФ не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный участок, так и доказательства разграничения права государственной собственности на него, произведенного в установленном законом порядке. Суд учитывает, что регистрация права в РФ носит заявительный характер, доказательств обращения РФ о регистрации права собственности на спорный земельный участок суду не представлено. По смыслу закона, государственная регистрация призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов, но при этом она не затрагивает самого содержания права, не ограничивает свободу договора, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность. Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях. Статьей 3.1. Федерального Закона от <дата> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» закреплен перечень земельных участков, которые могут быть отнесены к федеральной собственности. Судом установлено, что в отношении спорного участка оснований его отнесения к федеральной собственности не имеется, а государственная регистрация права собственности РФ с внесением соответствующей записи в ЕГРП на указанный участок была произведена в отсутствие оснований, предусмотренных п. 1 ст. 17 Федерального Закона от <дата> № 122-ФЗ. Согласно сведениям ТУ Росимущества в <адрес> спорный земельный участок в территориальной базе данных федерального имущества по <адрес> и ее архиве не значится. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать суду те обстоятельства, которыми она обосновывает свои требования или возражения. Ответчиками суду не представлены доказательства о наличии права собственности РФ на спорный участок. Таким образом, суд считает, что исковое требование ФИО1 о признании отсутствующим права собственности РФ на спорный земельный участок подлежит удовлетворению. Согласно п. 10 ст. 3 Федерального Закона от <дата> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участкам, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность РФ, субъектов РФ и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время осуществляется органами местного самоуправления, за исключением случаев, прямо установленных законодательством. Таким образом, законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности. Копией свидетельства о государственной регистрации права от <дата> (л.д. 27) подтверждается, что на спорном земельном участке возведен жилой дом, общей площадью 21,1 кв.м., принадлежащий на праве собственности истцу ФИО1 На основании п. 10 ст. 3 Федерального Закона от <дата> № 137-ФЗ, ст. 36 ЗК РФ между истцом и Администрацией заключен договор купли-продажи от <дата> №, предметом которого является спорный участок. Следовательно, у истца возникло право собственности на данный земельный участок. Таким образом, суд находит исковые требования ФИО1 подлежащими полному удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования ФИО1 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, Муниципальному учреждению «Администрация Воскресенского муниципального района <адрес>» о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации и признании права собственности на земельный участок за истцом удовлетворить. Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, д. Ворыпаево, <адрес>, участок 39, площадью 992 кв. м., с кадастровым номером <данные изъяты>. Признать за ФИО1 право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, д. <данные изъяты>, площадью 992 кв. м., с кадастровым номером <данные изъяты>, относящийся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования для индивидуального жилищного строительства. Ответчики вправе в семидневный срок со дня получения копии решения суда подать в Воскресенский городской суд <адрес> заявление об его отмене. Решение может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в течение 10 дней со дня истечения срока для подачи ответчиками заявления об отмене решения. Судья подпись Б.Ш. Нигматулина <данные изъяты> Судья Б.Ш. Нигматулина Секретарь: <данные изъяты> Судья Секретарь <данные изъяты>