2-1287/2011



дело № 2-1287/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> <дата>

Воскресенский городской суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Нигматулиной Б.Ш.,

при секретаре судебного заседания Самойловой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к гаражному специализированному потребительскому кооперативу «<данные изъяты>» о признании решений общих собраний недействительными,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к гаражному специализированному потребительскому кооперативу «<данные изъяты>» (далее ГСПК) о признании решений общих собраний недействительными, мотивировав требования тем, что он является членом ГСПК, где владеет гаражным боксом . Решением общего собрания ГСПК от <дата> председателем ГСПК был избран ФИО6, а также принято решение об установлении членского взноса в размере 3000 рублей. Решениями общих собраний от <дата>, <дата>, <дата>, <дата> утверждены целевой взнос на электроснабжение в размере 6500 рублей, целевой взнос на охрану в размере 3000 рублей, вступительный взнос в размере 3000 рублей, установлены земельный налог с владельца каждого гаража в размере 2200 рублей за 2006-2008 г.г., членский взнос на 2011 год в размере 6000 рублей, а также принято решение об обмене пропусков, отказе в обмене и запрете въезда на территории ГСПК тем лицам, кто имеет задолженность перед ГСПК.

Истец считает решение от <дата> незаконным, проведенным в отсутствие кворума, предусмотренного Уставом ГСПК, избрание ФИО6 председателем ГСПК является незаконным, т.к. быть избранным председателем вправе только член ГСПК, а ФИО6 на <дата> таковым не являлся. Поскольку избрание ФИО6 незаконно, то и последующие собрания и принятые на них решения являются незаконными. В связи с чем истец просит признать вышеперечисленные решения общих собраний недействительными, действия ГСПК - ограничивающими конституционные права истца, признать председателя ФИО6 и членов Правления ГСПК незаконно избранными.

ФИО2 обратился в суд с иском к ГСПК «<данные изъяты>» о признании решений общих собраний недействительными, мотивировав требования тем, что является владельцем гаражного бокса . Решениям общих собраний от <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата> на должность председателя ГСПК избран ФИО6, утверждены целевой взнос на электроснабжение, целевой взнос на охрану, вступительный и членский взносы, земельный налог. С принятыми решениями ФИО2 не согласен, т.к. собрания проведены в отсутствие кворума, с нарушением правил, предусмотренных Уставом ГСПК, в связи с чем просит признать проведенные собрания неправомочными, а принятые решения недействительными.

Определением суда от <дата> гражданские дела по искам ФИО1 и ФИО2 объединены в одно производство.

ФИО3 обратился в суд с иском к ГСПК «<данные изъяты>» с аналогичными требованиями, мотивировав их тем, что является владельцем гаражного бокса , принятыми решениями общих собраний нарушены его права, в связи с чем просит обязать ГСПК не чинить препятствия в пользовании гаражом и признать протоколы общих собраний недействительными.

Определением суда от <дата> гражданские дела по искам ФИО1, ФИО2 и ФИО3 объединены в одно производство.

ФИО4 обратилась в суд с иском к ГСПК <данные изъяты>» с аналогичными требованиями, мотивировав их тем, что является владельцем гаражного бокса , принятыми решениями общих собраний нарушаются ее права, в связи с чем просит дать правовую оценку действиями членов Правления ГСПК, взыскать с ГСПК 14805 рублей – сумму, заявленную ГСПК в иске, рассматриваемым мировым судьей 17 судебного участка, взыскать с ГСПК 6000 рублей – сумму, уплаченную ФИО4 в качестве членских взносов, 480 рублей – сумму, необходимую для проезда от дома до суда, и в счет уплаченной госпошлины, 28716 рублей – в качестве компенсации морального вреда.

Определением суда от <дата> гражданские дела по искам ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 объединены в одно производство.

В судебном заседании ФИО1 предъявленный иск поддержал, просил удовлетворить. Суду пояснил, что <дата> ГСПК «<данные изъяты>» с нарушением всех норм Устава проведено общее собрание, на котором был избран председатель ГСПК – ФИО6, а также принято решение об установлении членского взноса на 2009 года в размере 3000 рублей. Данное собрание является неправомочным, так как непонятно, кто был инициатором его проведения, истец не был уведомлен о проведении собрания, собрание проведено в отсутствие кворума, председателем ГСПК избран ФИО6, а секретарем – ФИО7, не являющиеся членами ГСПК, хотя согласно Уставу председателем и секретарем могут быть только члены кооператива. Поскольку избрание ФИО6 является незаконным, то и последующие проведенные под его председательством собрания и принятые на них решения также являются незаконными.

Истец ФИО2 в суд не явился, доверив представлять свои интересы ФИО8 Суд рассмотрел дело в отсутствие истца ФИО2

В судебном заседании представитель истца ФИО8, участвующая в деле на основании доверенности от <дата>, исковые требования всех истцов и объяснения ФИО1 поддержала, просила иски удовлетворить.

В судебном заседании истец ФИО3 исковые требования всех истцов и объяснения ФИО1 поддержал, просил иски удовлетворить.

Истец ФИО4 в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, иски поддержала. Суд рассмотрел дело в отсутствие истицы ФИО4 В судебном заседании <дата> ФИО4 поддержала свои требования о признании решений общих собраний недействительными, о даче правовой оценки действия членов Правления ГСПК, о взыскании материального ущерба и морального вреда, пояснив суду, что причиненный ей моральный вред заключается в том, что она не может воспользоваться зимними заготовками, присланными ее мамой из <адрес> и хранящимися в гаражном боксе, ей приходилось обманывать родителей, что она пользуется этими зимними заготовками, кроме того, из-за переживаний ей пришлось покупать лекарства, и сумма 28716 рублей – это средства, затраченные на лекарства, чеки на приобретение которых она не может представить суду.

Представитель ответчика – ФИО6 иски не признал, просил отказать в их удовлетворении, на каждый из исков представил письменные возражения. Суду пояснил, что все собрания были проведены при наличии кворума, решения приняты законно и обоснованно, ни один из истцов ни на одном из собраний не присутствовал, поэтому не могут знать и судить о том, что и в каком порядке происходило на собраниях.

Выслушав объяснения сторон, показания представленных ими свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 116 ГК РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Устав потребительского кооператива должен содержать помимо сведений, указанных в пункте 2 статьи 52 ГК РФ, условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также или слово "кооператив", или слова "потребительский союз" либо "потребительское общество". Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива. Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются в соответствии с ГК РФ законами о потребительских кооперативах.

Согласно ст. 2 Закона РФ от <дата> «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», настоящий Закон не распространяется на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", а также на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и другие). В названиях указанных потребительских кооперативов использование слов "потребительское общество", "союз потребительских обществ" не допускается.

В судебном заседании установлено, что ГСПК «<данные изъяты>» является юридическим лицом, некоммерческой организацией, созданной в форме специализированного потребительского кооператива. Деятельность ГСПК основывается на действующем законодательстве и Уставе, который принимается членами ГСПК на общем собрании.

Согласно п. 5.3 Устава ГСПК, членами кооператива могут быть граждане, достигшие 18-летнего возраста, имеющие автотранспорт на момент вступления в члены кооператива. Согласно п. 5.2.1 для вступления в кооператив претендент должен подать заявление в правление кооператива с указанием своих паспортных данных, а также данных техпаспорта транспортного средства. Пунктами 5.3.2, 5.3.3 Устава предусмотрено, что решение вопроса о принятии лица в члены кооператива осуществляется общим собранием, а после вынесения общим собранием положительного решения соискатель должен в течение 10 дней уплатить вступительный взнос и часть паевого взноса, установленную общим собранием, и лишь после внесения требуемых сумм соискатель становится членом ГСПК.

Согласно п. 6.1 Устава в ГСПК создаются Общее собрание членов ГСПК (высший орган управления), Правление ГСПК (исполнительный орган), ревизионная комиссия (контрольный орган). При этом в силу п. п. 6.2.1-6.2.3 Устава Общее собрание правомочно принимать решения по любым вопросам деятельности ГСПК, если на собрании присутствует на менее ? членов ГСПК. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство. Согласно пп. «а» п. 6.2.6 Устава решение вопросов о включении в число членов ГСПК и исключении из него принимается ? количеством голосов присутствующих на общем собрании, а согласно пп. «б» п. 6.2.6 Устава избрание членов и председателя Правления, определение размеров вступительных, паевых, дополнительных, членских взносов и установление сроков их внесения принимается простым большинством голосов присутствующих на общем собрании.

Согласно п. п. <дата>-<дата> Устава уведомление о созыве Общего собрания направляется не позднее 20 дней и не ранее чем за 30 дней до даты проведения собрания и вручается члену кооператива под расписку или направляется заказным письмом. В уведомлении указывается, по чьей инициативе созывается собрание, место и время проведения собрания, повестка дня. Общее собрание ведет Председатель ГСПК или член Правления ГСПК и секретарь – член Правления ГСПК. В случае отсутствия указанных лиц председательствующий может быть избран из членов ГСПК.

Согласно п. п. 6.3.2, 6.3.5 Устава членом Правления может быть только член кооператива. Председатель кооператива является членом Правления. Правление, помимо прочего, созывает общее собрание, готовит документы к собранию.

Согласно п. 6.4.1 Устава председатель Правления ГСПК избирается Общим собранием членом ГСПК (л.д. 57-64).

Судом установлено, что истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 являются членами ГСПК, где владеют гаражными боксами №№ 262, 37, 441, 202, соответственно, что подтверждается их членскими книжками.

<дата> под председательством ФИО9 и при секретаре ФИО7 состоялось общее собрание членов ГСПК «<данные изъяты>», на котором были рассмотрены вопросы о приеме в члены ГСПК, о выборе председателя и правления ГСПК, об электрификации ГСПК, о размере членского взноса на 2009 год. Согласно протоколу собрания на нем присутствовало 208 членов ГСПК. По первому вопросу присутствующие проголосовали единогласно, и в члены ГСПК были приняты ФИО6, ФИО10, ФИО7, ФИО11 на основании их личных заявлений. По второму вопросу присутствующие также проголосовали единогласно: избрали председателем ГСПК и председателем правления ГСПК ФИО6, членами правления – ФИО7и ФИО9 По третьему вопросу присутствующие единогласно проголосовали за поддержку председателя ГСПК в электрификации ГСПК, по четвертому вопросу из 208 присутствующих 203 проголосовали за установление членского взноса в размера 3000 рублей (л.д. 26-27).

Доводы истцов о том, что данное собрание было проведение в нарушение положений Устава ГСПК нашли свое подтверждение в судебном заседании.

Так, судом достоверно установлено, что никто из истцов надлежащим образом не извещался о дате, месте, времени проведения собрания, не был ознакомлен с повесткой дня. Суд не принимает довод ответчика о том, что извещение членов ГСПК производилось по телефону, т.к., во-первых, до <дата> ФИО6 не имел никакого отношения к ГСПК, поскольку был принят в члены ГСПК в указанную дату, соответственно, не мог заниматься извещением членов ГСПК о проведении предстоящего собрания, во-вторых, согласно п. <дата> Устава Правление было обязано уведомить всех членов ГСПК либо под расписку, либо заказным письмом, что не было сделано. Изменения в указанный пункт Устава, предусматривающие возможность извещения членов ГСПК посредством телефонной связи, вывешиванием объявлений на общедоступных местах, были приняты лишь <дата>. Таким образом, поскольку истцы не были уведомлены о предстоящем Общем собрании, то налицо нарушение их прав на участие в управлении ГСПК (п.5.1. Устава).

Также судом установлено, что Общее собрание <дата> было проведено в отсутствие кворума. Согласно списку членов ГСПК, переданного ФИО6 предыдущим председателем ФИО12, на указанную дату в ГСПК состояло 313 члена ГСПК (460 (общее количество) – 131 (количество гаражей, чьи владельцы не установлены) – 16 (количество членов ГСПК, которые владели 2 гаражами)). Для того чтобы Общее собрание было правомочно принимать решения, на нем должно присутствовать не менее ? членов ГСПК (п. 6.2.2 Устава), ? от 313 составляет 234. Согласно протоколу на собрании присутствовало 208 человек, следовательно, кворум отсутствовал. При этом суд критически относится к справке от <дата>, согласно которой на <дата> количество членов ГСПК составляло 255 человек (л.д. 39), т.к. данная справка прямо противоречит списку, представленному ФИО6 суду, переданному ему предыдущим председателем, и которым, со слов ответчика, Правление ГСПК руководствовалось, извещая членов ГСПК.

Также суд соглашается с доводами истцов, что прием ФИО6, ФИО13, ФИО7, ФИО11 в члены ГСПК и последующее избрание ФИО6 и ФИО7 председателем ГСПК и членами Правления, соответственно, были проведены в нарушение норма Устава.

Согласно протоколу от <дата> председателем собрания являлся ФИО9, а секретарем ФИО7 Ведение собрание и составление протокола указанными лицами противоречит п.п. <дата> и 6.3.2 Устава, согласно которым в отсутствие Председателя ГСПК, собрание может быть проведено председательствующим, избранным из членов кооператива. На <дата> ФИО9 не являлся Председателем ГСПК, документы, подтверждающие факт избрания ФИО9 председательствующим на собрании, отсутствуют. ФИО7 не могла быть секретарем собрания, т.к. секретарем общего собрания может быть только член Правления, а она была принята в члены ГСПК лишь <дата>. Таким образом, проведение общего собрания ФИО9 и ФИО7 не соответствуют требованиям Устава.

Ни ФИО6, ни ФИО7 не могли <дата> быть избранными Председателем ГСПК и членами правления, соответственно, т.к. на <дата> они еще не являлись членами ГСПК, а были лишь соискателями в члены ГСПК (п.п. 5.3.3, 6.3.2 Устава). Следовательно, избрание ФИО6 и ФИО7 незаконно.

Таким образом, судом достоверно установлено, что <дата> общее собрание было проведено в нарушение норм Устава, следовательно, принятые на нем решения не имеют никакой силы, а поскольку избрание ФИО6 и ФИО7 признается судом нелегитимным, то все последующие общие собрания (от <дата>, <дата>, <дата>, <дата>), организованные и проведенные данными лицами, не имеют никакой силы, а принятые на них решения являются недействительными.

Исходя из изложенного, суд находит исковые требования о признании решений общих собраний недействительными, подлежащими удовлетворению.

Поскольку судом обжалуемые решения общих собраний признаются недействительными, то и последующие действия членов Правления ГСПК по ограничению прав истцов в пользовании гаражными боксами также признаются судом незаконными.

Разрешая исковые требования ФИО4 о взыскании с ГСПК уплаченной суммы в качестве членских взносов за 2009-2010 г.г. в размере 6000 рублей, о взыскании судебных расходов в сумме 480 рублей, о взыскании морального вреда в сумме 28716 рублей, суд приходит к следующему.

Поскольку судом признано недействительным решение об установлении размера членского взноса в размере 3000 рублей, а ФИО4 фактически внесла сумму 6000 рублей, то данная сумма подлежит взысканию с ГСПК в пользу истицы.

Также суд находит обоснованным и документально подтвержденным требование ФИО4 о взыскании суммы уплаченной госпошлины в размере 200 рублей. Оснований для взыскания иных расходов не имеется, т.к. истицей не доказан факт несения данных расходов.

Оценивая требования ФИО4 о взыскании морального вреда в размере 28716 рублей, суд не находит предусмотренных действующим гражданским законодательством оснований для удовлетворения данных требований, кроме того, сам факт несения нравственных и физических страданий, их взаимосвязь с принятием решений общих собраний истицей не доказан, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении данного требования.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать решения общих собраний гаражного специализированного потребительского кооператива «<данные изъяты> от <дата>, <дата>. <дата>, <дата>, <дата> недействительными.

Обязать Правление ГСПРК <данные изъяты> не чинить препятствия в пользовании имуществом ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4.

Взыскать с гаражного специализированного потребительского кооператива «<данные изъяты>» в пользу ФИО4 уплаченную сумму в качестве членских взносов за 2009-20010 года в размере 6000 (шесть тысяч) рублей

Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО4 взыскании сумму на проезд к зданию суда в сумме 280 рублей, морального вреда в размере 28716 рублей.

Взыскать с гаражного специализированного потребительского кооператива «<данные изъяты>» в пользу ФИО4 уплаченную госпошлину в суме 200 (двести) рублей.

Стороны вправе подать кассационную жалобу в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

-32300: transport error - HTTP status code was not 200