2-2209/2011



дело № 2-2209/11

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<адрес> <дата>

Воскресенский городской суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Нигматулиной Б.Ш.,

при секретаре судебного заседания Самойловой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 <данные изъяты> к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес>, Муниципальному учреждению «<данные изъяты> <адрес>» о прекращении права собственности Российской Федерации и признании права собственности на земельный участок за истцом,

установил:

ФИО3 обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> (ныне Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (далее ТУ Росимущества в <адрес>)), Муниципальному учреждению «<данные изъяты> <адрес>» (далее Администрация) с просьбой прекратить право собственности РФ и признать за истцом право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> <данные изъяты> площадью 1796 кв. м., относящийся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования – под строительство магазина, с кадастровым номером <данные изъяты>.

Свои исковые требования ФИО3 мотивировал тем, что на <дата> между ООО «<данные изъяты>» и Администрацией был заключен договор аренды спорного земельного участка для ведения предпринимательской деятельности /Бел. Указанный договор зарегистрирован в <адрес> регистрационной палате.

<дата> между ООО «<данные изъяты>» и ФИО3 заключен договор купли-продажи недвижимости – нежилого 1-этажного здания, расположенного на спорном участке. <дата> Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> зарегистрировано право собственности ФИО3 на данное здание.

Реализуя свое исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности недвижимый объект, истец <дата> заключил с Администрацией договор купли-продажи земельного участка общей площадью 1796 кв. м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес> <данные изъяты>

При обращении в Воскресенский отдел Управления федеральной регистрационной службы по <адрес> истцу было отказано в государственной регистрации договора купли-продажи в связи с тем, что согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним собственником спорного земельного участка является Российская Федерация. Администрация полномочиями по отчуждению собственности РФ не обладает, следовательно, является ненадлежащей стороной в договоре.

Истец считает, что приобрел право собственности на спорный земельный участок на основании договора купли-продажи.

Истец ФИО3 в суд не явился, доверив представлять свои интересы ФИО2 (л.д. 24), суд рассмотрел дело в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности от <дата>, уточнил исковые требования, просил признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок и признать право собственности на данный участок за истцом. Просил удовлетворить его требования, обстоятельства, изложенные в иске, подтвердил, просил рассмотреть дело в заочном порядке в отсутствие ответчиков.

Представители ответчиков ТУ Росимущества по <адрес> и Администрация, представитель третьего лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> - о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд не явились, ходатайств об отложении слушания дела или рассмотрения дела в их отсутствие не представили, причины неявки суду не сообщили.

Учитывая согласие представителя истца на рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства, суд рассмотрел дело в указанном порядке в отсутствие ответчиков и третьего лица.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования ФИО3 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

По смыслу ст. 12 ГК РФ, не является исчерпывающим и защита права может быть осуществлена любым иным способом, предусмотренным законом.

Согласно с ч. 2 ст. 2 Федерального Закона от <дата> № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», действовавшим на момент регистрации права собственности РФ, основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

Вместе с тем, такие акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов РФ, так и муниципальных образований, и, как следствие, – наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.

Согласно ст. 30.1 Федерального Закона от <дата> № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.

В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности, РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден Постановлением Правительства РФ от <дата> .

В соответствии со ст. ст. 9, 13, 17 ФЗ от <дата> № 122-ФЗ, при государственной регистрации права орган, осуществляющий регистрацию права, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимости, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации права.

Согласно ст. 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат регистрации в соответствии с Федеральным Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющиеся в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом РФ.

В судебном заседании установлено, что согласно копии кадастровой выписки о земельном участке (л.д. 21-23), спорный земельный участок расположен по адресу: <адрес>, г/п Белоозерский, <адрес>-а, имеет площадь 1796 кв. м., кадастровый номер <данные изъяты>, выделен из земель населенных пунктов под магазин.

Также в судебном заседании установлено, что в регистрирующий орган для регистрации права собственности за РФ не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный участок, так и доказательства разграничения права государственной собственности на него, произведенного в установленном законом порядке.

Суд учитывает, что регистрация права в РФ носит заявительный характер, доказательств обращения РФ о регистрации права собственности на спорный земельный участок суду не представлено.

По смыслу закона, государственная регистрация призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов, но при этом она не затрагивает самого содержания права, не ограничивает свободу договора, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.

Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.

Статьей 3.1. Федерального Закона от <дата> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» закреплен перечень земельных участков, которые могут быть отнесены к федеральной собственности.

Судом установлено, что в отношении спорного участка оснований его отнесения к федеральной собственности не имеется, а государственная регистрация права собственности РФ с внесением соответствующей записи в ЕГРП на указанный участок была произведена в отсутствие оснований, предусмотренных п. 1 ст. 17 Федерального Закона от <дата> № 122-ФЗ.

Согласно сведениям ТУ Росимущества в <адрес> спорный земельный участок в территориальной базе данных федерального имущества по <адрес> и ее архиве не значится (л.д. 48).

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать суду те обстоятельства, которыми она обосновывает свои требования или возражения.

Ответчиками суду не представлены доказательства о наличии права собственности РФ на спорный участок.

Таким образом, суд считает, что исковое требование ФИО3 о признании отсутствующим права собственности РФ на спорный земельный участок подлежит удовлетворению.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального Закона от <дата> № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участкам, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность РФ, субъектов РФ и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время осуществляется органами местного самоуправления, за исключением случаев, прямо установленных законодательством.

Таким образом, законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.

Копией свидетельства о государственной регистрации права от <дата> (л.д. 16) подтверждается, что на спорном земельном участке расположено нежилое здание, общей площадью 98,6 кв.м., принадлежащее на праве собственности истцу ФИО3

На основании п. 10 ст. 3 Федерального Закона от <дата> № 137-ФЗ, ст. 36 ЗК РФ между истцом и Администрацией заключен договор купли-продажи от <дата> предметом которого является спорный участок.

Следовательно, у истца возникло право собственности на данный земельный участок.

Таким образом, суд находит исковые требования ФИО3 подлежащими полному удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 233-237 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО3 <данные изъяты> к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, Муниципальному учреждению «<данные изъяты> <адрес>» о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации и признании права собственности на земельный участок за истцом удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> <данные изъяты>», площадью 1796 кв. м., относящийся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования – под строительство магазина, с кадастровым номером <данные изъяты>.

Признать за ФИО3 <данные изъяты> право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> <данные изъяты> площадью 1796 кв. м., относящийся к категории земель населенных пунктов, с разрешенным видом использования – под строительство магазина, с кадастровым номером <данные изъяты>

Ответчики вправе в семидневный срок со дня получения копии решения суда подать в Воскресенский городской суд <адрес> заявление об его отмене.

Решение может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в течение 10 дней со дня истечения срока для подачи ответчиками заявления об отмене решения.

Судья подпись Б.Ш. Нигматулина

<данные изъяты>

Судья Б.Ш. Нигматулина

Секретарь:

<данные изъяты>

Судья

Секретарь

<данные изъяты>

-32300: transport error - HTTP status code was not 200