2-3358/2011



Дело № 2-3558/11 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

<дата> г. Воскресенск Московской области

Воскресенский городской суд Московской области

В составе:

Председательствующего судьи Севастьяновой Е.В.

При секретаре судебного заседания Соловьевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес>, МУ «Администрация Воскресенского муниципального района <адрес>» о признании невозникшим права собственности РФ на земельный участок, признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в Воскресенский городской суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес>, МУ «Администрация Воскресенского муниципального района <адрес>», в котором просит установить, что спорный земельный участок относится к категории объектов, в отношении которых право государственной собственности не разграничено; прекратить за РФ и признать за ней право собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, деревня Старая, <адрес> площадью 1289,13 кв.м., с кадастровым номером 50:29:002 04 07:0123; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> осуществить государственную регистрацию сделки- договора купли-продажи земельного участка.

Свои исковые требования истец мотивирует тем, что <дата> между ней и Администрацией Конобеевского сельского округа был заключен договор аренды земельного участка , предоставленного для индивидуального жилищного строительства расположенного по адресу: <адрес>, деревня Сарая, участок , договор был зарегистрирован в <адрес> регистрационной палате. На арендованном земельном участке она построила дом и получила свидетельство о государственной регистрации права собственности на него. <дата> между ней и МУ «Администрация Воскресенского муниципального района <адрес>» был заключен договор купли-продажи этого же земельного участка, но Воскресенским отделом УФРС по <адрес> ей отказано в государственной регистрации договора в связи с тем, что, согласно сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, собственником земельного участка является российская Федерация. Считает, что приобрела право собственности на спорный земельный участок на основании договора купли-продажи.

В ходе рассмотрения дела истец ФИО2 исковые требования уточнила, заявив вместо требования о прекращении права собственности РФ на спорный земельный участок требование о признании права собственности РФ на спорный земельный участок не возникшим. Заявленные исковые требования в уточненном виде ФИО2 и ее представитель ФИО4 поддержали, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.

В судебное заседание представители ответчиков и третьего лица не явились, о слушании дела уведомлены, и дело рассмотрено в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования ФИО2 подлежат удовлетворению по следующим основаниям: Согласно ст.16 ЗК РФ, «Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами.» Исходя из положений п.1 ст.17 ЗК РФ, «В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.» В соответствии со ст.25 ЗК РФ, «Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".» П.2 ст.28 ЗК РФ устанавливает, что « Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.» В соответствии со ст. 29 ЗК РФ, «Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ». Согласно ст.3.1 ФЗ от <дата> N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", «В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.»

Исходя из положений ст.36 ЗК РФ, «Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным Кодексом.» п/п3 п.1 и п.2 ст. 8 ЗК РФ гласит, что « Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления. Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Категория земель указывается в: договорах, предметом которых являются земельные участки; Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.»

Согласно ст.3 ФЗ от <дата> N 137-ФЗ (ред. от <дата>) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" «В соответствии с п.2 ст.11 ЗК РФ «Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.» Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.»

Поскольку в соответствии со ст.2 ФЗ от <дата> № 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ, сама по себе государственная регистрация права гражданских прав, в том числе, права собственности на земельные участки, не порождает, а является актом признания государством возникновения, изменения, прекращения и т.д. гражданских прав.

Согласно копии кадастровой выписки о земельном участке (л.д.25), спорный земельный участок на момент передачи его в аренду ФИО2 был расположен по адресу: <адрес>, с/пос Ашитковское, деревня Старая, участок 22, имел кадастровый номер 50:29:0020407:123, площадь 1289,1 кв.м., выделен с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства из земель населенных пунктов. Таким образом, изначально, по данным кадастрового учета этот земельный участок не относился к землям РФ, а являлся земельным участком, право собственности на который не разграничено. На запрос суда о предоставлении копии дела правоустанавливающих документов, на основании которых право собственности на земельный участок было зарегистрировано за РФ, по спорному земельному участку представлена копия дела правоустанавливающих документов, из которой видно, что никаких оснований для перехода права собственности на земельный участок к РФ, не имелось. Согласно копии дела правоустанавливающих документов, <дата> ИО главы администрации муниципального образования «<адрес>» обратился в Московскую областную регистрационную палату с письмом, в котором просит зарегистрировать право государственной собственности на спорный земельный участок, то есть вид собственности, не предусмотренный ЗК РФ. Московская областная регистрационная палата вместо вынесения сообщения об отказе в осуществлении регистрационного действия, зарегистрировала право собственности РФ на спорный земельный участок, к чему оснований у нее не имелось. И эта незаконная, в нарушение положений ст.8 Земельного кодекса РФ, регистрация позволила ошибочно отнести данный земельный участок к казне РФ, без наличия к тому правоустанавливающих документов. При этом, сама по себе государственная регистрация права в соответствии со ст.2 ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не порождает права собственности РФ на спорный земельный участок, в связи с чем отнесение земельного участка, право собственности на который не разграничен в силу требований Земельного кодекса РФ, к собственности РФ не имеет под собой законного основания, а заключение договора купли-продажи спорного земельного участка от <дата> (л.д.14-16) между истцом и МУ «Администрация Воскресенского муниципального района <адрес>» является законным, поскольку именно МУ «Администрация Воскресенского муниципального района <адрес>» является органом местного самоуправления, имеющим право, в соответствии с вышеназванными нормами земельного законодательства, осуществлять распоряжение земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено, и в соответствии с копией свидетельства о государственной регистрации права от <дата> (л.д.26), на спорном земельном участке возведен жилой дом, который на праве собственности принадлежит истцу ФИО2, возведен им на законных основаниях в период действия договора аренды земельного участка, заключенного между истцом ФИО2 и администрацией Конобеевского сельского округа <дата> (л.д.25), вследствие чего ФИО2 имеет право на приобретение в собственность спорного земельного участка, как собственник возведенных на нем строений и сооружений.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования ФИО2 подлежащими полному удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.194-199 суд

Р Е Ш ИЛ:

Право собственности Российской Федерации на земельный участок по адресу: <адрес>, деревня Старая, <адрес>, площадью 1289,13 кв.м., с кадастровым номером 50:29:002 04 07:0123 признать не приобретенным.

Признать за ФИО2 право собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, деревня Старая, <адрес>, площадью 1289,13 кв.м., с кадастровым номером 50:29:002 04 07:0123.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в течение 10 дней.

Судья: подпись Е.В.Севастьянова

<данные изъяты>

Судья:

Секретарь:

<данные изъяты>

Судья:

Секретарь:

<данные изъяты>

-32300: transport error - HTTP status code was not 200