Дело № 2-1971/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <дата> г. Воскресенск Московской области Воскресенский городской суд Московской области В составе: Председательствующего судьи Шикановой З.В. При секретаре судебного заседания Ионовой С.В. С участием прокурора ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воскресенского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования <данные изъяты> об устранении нарушений правил пожарной безопасности, об обязании создать условия для забора воды из водоисточника, УСТАНОВИЛ: Воскресенский городской прокурор обратился в Воскресенский городской суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования <данные изъяты> об устранении нарушений правил пожарной безопасности, об обязании создать условия для забора воды из водоисточника мотивирую свои требования тем, что во исполнение приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера и их последствий» Воскресенский городской прокуратурой проведена проверка в части выполнения органами местного самоуправления мероприятий по защите населения и территорий от пожаров. В ходе проверки установлено, что на территории Муниципального образования <данные изъяты>, расположен водоем, который не имеет подъезда с площадкой из твердого покрытия для установки пожарных автомобилей и забора воды. Отсутствие обустроенного пирса у водоема затрудняет беспрепятственный подъезд к нему пожарной техники и забор воды из водоема, что является нарушением требований пожарной безопасности. Обязанность по обустройству водоема пирсом возложена на Администрацию Муниципального образования «<данные изъяты>. Настоящее исковое заявление предъявлено прокурором в целях защиты интересов государства и общества, а также жизни, здоровья и имущества граждан от пожаров. Воскресенский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц просит суд обязать Администрацию Муниципального образования <данные изъяты> обустроить водоем, расположенный в <данные изъяты>, подъездом с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В качестве специалиста по данному делу допрошен ФИО3, работающий начальником пожарной части № <данные изъяты>, который пояснил, что в де<адрес> имеется искусственный водоем, но он пересыхает и в хорошее дождливое время. Там очень мелко. Просит учитывать, что спуск к источнику около 45 градусов - наклон с дороги. Если машина туда спуститься, то обратно не выезжает никак. Машина там не может нигде развернуться, т.к. там территория заболоченная, а задним входом тоже не выезжает. ФИО3 в составе комиссии выезжал <дата> к водоему пруду в де<адрес> для обследования проезда к пруду с учетом местности. Проехать пожарной машины с центральной улице де<адрес> к данному пруду не возможно, т.к. там отсутствует отсыпная дорога с центральной автотрассы, а проезд представляет собой дренажную канаву между домовладениями. В случае оборудования подъезда к данному пруду выезд пожарной заполненной машины со стороны пруда в левую строну в строну села не возможен, т.к. препятствием этому повороту является электрический столб, по которому проходит уличное освещение и это будет возможно только в случае переноса столба. ФИО3 считает, что в де<адрес> нужен водоем для пожаротушения, т.к. это удобнее. Выезд в право возможен, если будет твердое покрытие в низу. По этому проезду не проезжают даже местные жители. Приливные колодцы, возможно, не будут замерзать при понижении температуры. Съехать к этому пруду возможно, но выехать не представиться возможным. Ширина пожарной машины 2,5м., длина около 7 метров, а масса груженой машины около 19 тонн. Просит учитывать, что при выезде имеется угол наклона и при выезде с грунтовой дороги будут проблемы. В этом пруду имеется зеркало воды и возможно там обустройство хотя бы колодца при наличии специально оборудованного подъезда. Представитель 3-го лица Отдела государственного пожарного надзора по <данные изъяты> – ФИО4 в судебном заседании пояснил, что в соответствии с правилами пожарной безопасности определены меры по устранению пожарной ситуации. У них есть рекомендации о том, что в случае если забор воды из водоема по каким-то причинам невозможен, то рекомендуется обустраивать данные водоем приемными колодцами. Данный приказ является добровольным для применения проектами организациями, не имеет юридической силы и носит рекомендательный характер. Под асфальтированной центральной дорогой в де<адрес> в строну проезда у пруду проходит дренажная труба и весной когда талые воды там стекается вода. Там имеется полуразрушенная дренажная система и при ее восстановлении все эти талые воды не будут препятствовать и если отсыпать твердым камнем проезд, то проезд пожарной машины не будет затрудняем ничем. Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании пояснил, что нет проезда к пруду возле <адрес>, а есть только не запользованная земля между домами. В судебном заседании прокурор ФИО6, с учетом ответа МЧС пояснений представителя ответчика, специалиста и третьих лиц, просит принять изменение к иску и обязать Администрацию Муниципального образования <данные изъяты> обустроить в водоеме расположенный в <данные изъяты> с подъездом приливным колодцем с твердым покрытием не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей для забора воды в любое время года. Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании уточненные исковые требования не признает. Обустройство колодца в данном месте возможно, но будут большие затраты связанные с обустройством подъезда. Представитель 3-го лица МУ «<данные изъяты>» - ФИО7 в судебном заседании уточненные исковые требования поддерживает частично. Представитель 3-го лица Отдела государственного пожарного надзора по <данные изъяты> – ФИО4 в судебном заседании уточненные исковые требования поддерживает. Свидетель ФИО8 в судебном заседании пояснил, что работает в должности начальника отдела по делам ГО ЧС администрации Воскресенского муниципального района. Стаж работы 3,5 года в составе администрации. План предупреждения и ликвидации пожаров на 2011г. разрабатывается лично его отделом. Разрабатывая в соответствии с требованиями МО по методике ГУМЧС РФ по МО впоследствии данный план согласовывается с ГУ МЧС РФ по МО для того, что органы управления района и организации района непосредственно руководствовались в действиях в силу средств находящимися на территории района. В этот план входит очень много разделов. Данный план является рекомендательного характера. При составлении списка водоемов на территории района используется карта района, сведения затребованных с городских и сельских поселений. В этом плане не стоит никаких конкретных заданий по обустройству и количеству пирсов. Для забора воды могут использоваться разные средства, например мотопомпы, цистерны. Их отдел не является надзорным органом. Согласно рекомендациям ГУ МЧС РФ по МО все населенные пункты и организации расположенный в районе около 500 м от лесных массивов являются зонами повышенной пожароопасности. Поэтому <адрес> вошло в данный перечень. Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд находит требования Воскресенского городского прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с п.п. 1, 3, 5 ст. 1 ФЗ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; противопожарный режим - требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности. В соответствии с п. 2 ст. 19 ФЗ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. В пункте 94 ППБ 01-03 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (утв. приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 313, зарегистрированного в Минюсте РФ 27.06.2003 № 4838) предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Из материалов дела следует, что на территории Муниципального образования <данные изъяты> в д. <адрес>, на расстоянии около <адрес>, который не имеет подъезда с площадкой из твердого покрытия для установки пожарных автомобилей и забора воды. Данный факт подтверждается актом проверки от <дата>, составленным ОГПН по <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> (копия на л.д. 6-7), рапортом инспектора ОНД по <адрес> ФИО4 от <дата> (копия на л.д. 5). Согласно п. 5.78 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» водозаборные сооружения (водозаборы) должны: обеспечивать забор из водоисточника расчетного расхода воды и подачу его потребителю. Согласно п. 5.87 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» условия забора воды из поверхностных источников должны разделяться в зависимости от устойчивости берегов и ложа источника, русловых и шуголедовых режимов. Согласно п. 9.32 СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» если непосредственный забор воды из пожарного резервуара или водоема автонасосами или мотопомпами затруднен, надлежит предусматривать приемные колодцы объемом 3-5 м3. В ответе ФГБУ ВНИИПО МЧС России от <дата> указано, что строительство специального пирса для забора воды в целях пожаротушения из открытых водоемов не обязательно, в том случае, когда имеющаяся площадка для установки пожарной техники соответствует требованиям п. 94 ППБ 01-03 и позволяет осуществлять забор воды в расчетных количествах, необходимых для тушения пожара. Учитывая мнение лиц, участвующих в деле, в целях создания наибольшей эффективности обеспечения первичным мер пожарной безопасности, суд читает целесообразным обустройство в водоеме расположенный в де<адрес> <данные изъяты> с подъездом приливным колодцем с твердым покрытием не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей для забора воды в любое время года. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Воскресенского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования <данные изъяты> об устранении нарушений правил пожарной безопасности, об обязании создать условия для забора воды из водоисточника – удовлетворить. Обязать Администрацию Муниципального образования <данные изъяты> обустроить в водоеме расположенный в <данные изъяты> с подъездом приливным колодцем с твердым покрытием не менее 12*12 метров для установки пожарных автомобилей для забора воды в любое время года. Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в течение 10 дней. Судья З.В. Шиканова