РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <дата> <адрес> <адрес> городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Легковой Т.М., при секретаре судебного заседания Буйницкой Н.Л.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к МУ «<данные изъяты> <адрес> о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечении жильем, установил: ФИО4 обратилась в <адрес> городской суд с исковым требованием к МУ «<данные изъяты> <адрес> о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечении жильем, мотивируя свои требования тем, что она является участником Великой Отечественной Войны, ветераном труда, инвалидом 2 группы. В настоящее время проживает одна в № деревни <адрес>. <дата> она обратилась к Главе сельского поселения «<данные изъяты>» с заявлением о предоставлении ей, как участнику ВОВ, благоустроенного жилого помещения в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». В удовлетворении заявления ей было отказано в связи с тем, что обеспеченность ее общей площадью жилого помещения превышает размер учетной нормы площади жилого помещения, установленной Решением Совета депутатов МО «<данные изъяты>» <адрес> муниципального района <адрес> от <дата> №. ФИО4 с данным отказом не согласна, поскольку жилой дом, в котором она зарегистрирована, принадлежит на праве собственности ее дочери ФИО8. До настоящего времени у нее нет ни в собственности, ни в найме никаких жилых помещений. Дом, в котором она в настоящее время проживает одна, очень старый, ему более 100 лет, имеет печное отопление, водопровода нет, воду носит из колодца, туалет на улице. В судебном заседании ФИО4 на иске настаивала, просила требования удовлетворить. По обстоятельствам дела пояснила, что в мае ей будет 90 лет, она проживала по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Живет в нем с 1947 года с мужем, имеет 5 детей, один из них умер. Во время войны вышла замуж и вместе с мужем с фронта приехали по месту жительства к свекрови в деревню Щербово. Стали жить у знакомой парализованной старушки, ухаживали за ней 17 лет, и этот дом остался нам после ее смерти. Ничего там не пристраивали, было сложно с пятью детьми после войны. Дому больше 100 лет, он весь худой, были морозы, очень холодно, топить трудно, к детям идти жить она не хочет, так как у сына в трехкомнатной квартире живет 10 человек, у дочери две комнаты. Другие дети живут в других деревнях. Она воевала на фронте, в Польше, участвовала в форсировании Франкфурта на Одере дошла до Берлина; была санитаркой, выкапывали трупы в противогазах для перезахоронения, фугаски тушили и бойцам питание подвозили. Муж подарил дом дочери, но она живет в этом доме. Замерзает вода, постоянно одета тепло, тело не отдыхает, ложится спать с грелками. Хочется перед смертью пожить свободно, независимо от своих детей. Она писала заявление в «<данные изъяты>» о предоставлении жилья, ответ получили. Она инвалид 2 группы по общему заболеванию Представитель истца ФИО9 в судебном заседании уточнил исковые требования, просил признать ФИО4 нуждающейся в улучшении жилищных условий. Представитель ответчика МУ «<данные изъяты>» <адрес> муниципального района <адрес> ФИО10 исковые требования не признал, просил в иске отказать, поскольку требования построены на том, что дом старый, нет печного отопления, нет водопровода. Собственник дома обязан содержать дом и ухаживать за своими родителями. Это не является основанием для признания нуждающейся в улучшении жилищных условий. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования ФИО4 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального Закона «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. В силу пункта 3 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; Постановление Правительства РФ от 28 января 2006г.N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (с изменениями от 2 августа 2007 г.) устанавливает перечень оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания. В частности, пункты 33 и 34 указанного Постановления устанавливают, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно Указу Президента РФ от 7мая 2008г.N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945годов" (с изменениями от 9 января 2010 г.), отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12января 1995г.N5-ФЗ "О ветеранах". При этом, пунктом «в» части 2 Указа установлена обязанность Правительства Российской Федерации обеспечить заключение соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий, предусмотренных настоящим Указом. Судом установлено, что ФИО4, <дата> года рождения, является ветераном Великой Отечественной войны (л.д. 7), ветераном труда (л.д. 8), инвалидом второй группы (л.д. 9), имеет государственные награды за участие в боевых действиях против фашистской Германии в годы ВОВ (л.д. 30-41), награждена медалью материнства второй степени (л.д. 42). С <дата> ФИО4 постоянно зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> <адрес>. Указанный дом принадлежал на праве собственности мужу ФИО4 – ФИО5, умершему <дата> (л.д. 26). При жизни ФИО5 распорядился принадлежащим ему имуществом – жилым домом и земельным участком, оформив договор дарения земельного участка с домом их дочери ФИО11 (л.д. 23 – 24). Однако ФИО4 продолжала проживать в указанном доме, пользоваться им. Другого жилья ФИО4 ни в собственности, ни в найме не имеет (л.д. 27). С течением времени, а именно с момента вселения в указанный дом ФИО4 в 1946 году, строение обветшало, требует капитального ремонта с заменой кровли, окон, фундамента, что подтверждено в судебном заседании показаниями сторон, актами проверки жилищных условий от <дата> (л.д. 43-44) и <дата> (л.д. 45-46). В ноябре 2009 года ФИО4 дважды обращалась в МУ «<данные изъяты> <адрес> с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 11, 12). Однако в постановке на учет в соответствии с требованиями Закона ей было отказано, ввиду отсутствия оснований для предоставления таких мер социальной поддержки (л.д. 13, 14). Кроме того, в ответе Главы Администрации «<данные изъяты>», указано, что решением Совета депутатов муниципального образования «<данные изъяты> <адрес> от <дата> № установлена учетная норма жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не более 9 кв.м. общей площади на одного члена семьи. Суд не может согласиться с данным выводом органа исполнительной власти, поскольку данное положение противоречит требованиям статьи 15 Федерального Закона «О ветеранах», устанавливающей, что Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. То есть наличие у ветерана жилого помещения в собственности или по договору социального найма, или жилого помещения необходимого метража, не является основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении такого помещения. Таким образом, суд считает требования ФИО4 к МУ «Администрация <данные изъяты> <адрес> о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования ФИО4 к МУ «<данные изъяты> <адрес> о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий удовлетворить. Признать ФИО4 нуждающейся в улучшении жилищных условий. Обязать МУ «<данные изъяты> <адрес> поставить ФИО4 на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий. Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> городской суд в течение месяца. Судья: подпись Легкова Т.М. <данные изъяты> ________________________________- Судья - Секретарь -