Решение по иску о признании приостановления регистрации права собственности незаконным



Дело № 2-XXX/10 XX.XX.XXXX года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи Тумашевич Н.С.,

с участием адвоката Иваниной И.П., ордер XXX от XX.XX.XXXX г.,

при секретаре Кузнецовой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мазаева А.В. о признании приостановления регистрации права собственности незаконным, обязании Управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области произвести государственную регистрацию права,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в суд с вышеуказанным заявлением и просит признать приостановление регистрации права собственности на квартиру № XXX в доме № XXX XXX в СПб незаконным; обязать УФРС по СПб и ЛО зарегистрировать право собственности на квартиру № XXX в доме № XXX. в СПб. В обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что в соответствии с инвестиционным договором № XXX от XX.XX.XXXXг. заявитель произвел реконструкцию под жилые цели мансардного помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: ..., площадью XXX кв.м. Исполнив условия инвестиционного договора, приобрел право на оформление в установленном порядке государственной регистрации прав собственности на дополнительные жилые помещения. XX.XX.XXXXг. все необходимые для государственной регистрации права собственности документы были представлены в УФРС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. XX.XX.XXXXг. УФРС по СПб и ЛО сообщило Мазаеву А.В. о приостановлении регистрации права собственности на квартиру №XXX, расположенную по адресу: ... и предложило устранить недостатки, выявленные в процессе проверки представленных документов. С вышеуказанным приостановлением регистрации права собственности заявитель не согласен, считает требование о предоставлении дополнительных документов необоснованным, создающим препятствие к осуществлению приобретенного права собственности на реконструированную в соответствии с инвестиционным договором № XXX от XX.XX.XXXXг. квартиру. Указывает, что Утверждение УФРС по СПб и ЛО о том, что представленный акт МВК от XX.XX.XXXX, утвержденный главой Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга не может быть принят в качестве надлежащего документа, так как выдан не уполномоченным на то органом...» не соответствует действующему законодательству. В рассматриваемом случае объект реконструкции из эксплуатации не выводился, реконструкция велась в эксплуатируемом жилом доме. Ответом на обращение заявителя (исх.№ XXX от XX.XX.XXXX) Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга сообщила о том, что «Служба не уполномочена проводить государственную экспертизу проектной документации на реконструкцию отдельных помещений в эксплуатируемых зданиях и разрешения на строительство и разрешения на ввод таких объектов недвижимого имущества не выдает». В соответствии с п.5.1. Распоряжения Комитета по содержанию жилищного фонда Администрации Санкт-Петербурга от 20.02.97г. № 34-р разрешение на производство работ по устройству мансардных этажей дает орган территориальной Администрации Санкт-Петербурга. Принимая в эксплуатацию квартиру после реконструкции с присоединением части чердачного помещения, администрация Василеостровского района действовала строго в соответствии с законодательством в рамках предоставленных Положением об администрации района Санкт-Петербурга (пункт 3.8.15), утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.12.2003 № 128, полномочий, что подтверждается письмом исх.№ XXX от XX.XX.XXXX. Документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию квартиры № XXX в доме № XXX в Санкт-Петербурге, не может быть представлено в силу того, что указанная квартира из владения Мазаева А.В. не выбывала, из эксплуатации не выводилась и никому не передавалась. Таким образом, полагает, что приостановление регистрации права собственности в связи с непредоставлением документов, которых у заявителя не имеется и не может иметься, является необоснованным и незаконным. Данное требование нарушает мои права собственников, лишает возможности владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. На основании вышеизложенного, просит удовлетворить заявленные требования л.д. XXX).

Заявитель в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания извещен надлежащим образом, ходатайств уважительности причин неявки не представил.

Представитель заявителя - адвокат Иванина И.П., на основании ордера XXX от XX.XX.XXXX г., в судебное заседание явилась, настаивала на заявлении.

Представитель заявителя - Агеева И.А. на основании доверенности XXX от XX.XX.XXXX г., сроком на три года, в судебное заседание явилась, настаивала на заявлении.

Представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - Дрожжина А.А., действующая на основании доверенности № XXX от XX.XX.XXXX г., сроком до XX.XX.XXXX г., в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявления. Представила возражения, согласно которым полагает, что в ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных для проведения регистрационных действий, в порядке ст. ст. 9, 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проведение указанных регистрационных действий было приостановлено, о чем сообщено в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от XX.XX.XXXX г. Впоследствии, основания, изложенные в уведомлении о приостановлении,
послужили основанием для отказа в государственной регистрации прав. В связи с чем XX.XX.XXXX г. Управлением было отказано в регистрации возникновения права собственности на квартиру №XXX, расположенную по адресу: ....

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

По сведениям дела правоустанавливающих документов Мазаев А.В. обращался за государственной регистрацией права собственности на квартиру №XXX расположенную по вышеуказанному адресу на основании документов, свидетельствующих о создании указанной квартиры в результате произведенной реконструкции чердачного помещения.

В ходе проведения правовой экспертизы документов, представленных для проведения регистрационных действий, в порядке ст. ст. 9, 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации), проведение указанных регистрационных действий было приостановлено, о чем сообщено в уведомлении о приостановлении государственной регистрации от XX.XX.XXXX г.

Впоследствии, основания, изложенные в уведомлении о приостановлении, послужили основанием для отказа в государственной регистрации прав. В связи с чем XX.XX.XXXX Управлением было отказано в регистрации возникновения права собственности на квартиру № XXX, расположенную по адресу: ....

Согласно распоряжения Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от XX.XX.XXXX №XXX Мазаеву А.В. разрешена реконструкция нежилого мансардного помещения XXX с целью создания нового жилого помещения, путем объединения после реконструкции его с квартирой № XXX л.д.XXX).

Актом приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией при Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от XX.XX.XXXX в эксплуатацию принято жилое помещение после реконструкции л.д.XXX).

В нарушение п.1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ, п.1 ст. 17, ст. 25 Закона о регистрации, ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ в регистрирующий орган не был представлен документ, подтверждающий ввод заявленного к регистрации объекта недвижимости, выданный по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ «О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию» от 24.11.2005 г. №698.

Однако, представленный Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией при Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от XX.XX.XXXX, утвержденный Распоряжением администрации Василеостровского района XX.XX.XXXX г., не может быть принят в качестве документа, подтверждающего ввод заявленного к регистрации после произведенной реконструкции объекта недвижимости, поскольку выдан неуполномоченным на то органом, в связи с отсутствием у администраций районов Санкт-Петербурга на момент выдачи указанного документа полномочий на ввод в эксплуатацию объектов недвижимости.

В соответствии с распоряжением Мэра Санкт-Петербурга от 19.02.1996 №128-р «О реконструкции чердаков и мансард, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, на инвестиционных условиях» к компетенции районных администраций отнесено принятие решений о привлечении инвесторов к осуществлению реконструкции чердаков и мансард.

В период с XX.XX.XXXX по XX.XX.XXXX действовал Порядок выдачи разрешений на строительство и производство ремонтно-реставрационных работ в Санкт-Петербурге, утвержденный Распоряжением Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга от 12.10.2004 № 19.

Положение, в котором был определен указанный порядок устанавливало основные требования к порядку выдачи разрешений на строительство по объектам, планируемым к строительству, реконструкции, ремонту и к иным планировочным и функциональным изменениям, а также к выдаче разрешений на производство ремонтно-реставрационных работ по объектам культурного наследия, памятникам истории и культуры, независимо от формы собственности и финансирования работ на территории Санкт-Петербурга.

В указанное Положение распоряжением Комитета по строительству Санкт-Петербурга от 27.04.2006 № 104 были внесены изменения, и в соответствии с п.4 распоряжения с 01.05.2006 следовало руководствоваться утвержденной данным распоряжением формой разрешения на строительство. Данные изменения действовали до утверждения в установленном порядке Правительством РФ Инструкции по заполнению формы разрешения на строительство.

Соответствующая инструкция была утверждена Приказом Минрегиона Российской Федерации от 19.10.2006 № 120 и вступила в силу 27.11.2006 года. При этом, Распоряжение Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга от 12.10.2004 № 19 утратило силу с 05.07.2007, в связи с изданием распоряжения Комитета по строительству Санкт-Петербурга от 20.06.2007 № 203.

Согласно п.2.2. Распоряжения Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга от 12.10.2004 № 19 (как в первоначальной редакции, так и в ред. распоряжения Комитета по строительству Санкт-Петербурга от 27.04.2006 № 104) государственным органом, выдающим разрешения по реконструкции чердаков и строительству мансард на эксплуатируемых зданиях, по перепланировке квартир, других помещений и иных изменений в эксплуатируемых зданиях были названы администрации районов Санкт-Петербурга.

Таким образом, отсутствовали полномочия у администраций районов Санкт-Петербурга на ввод в эксплуатацию объектов недвижимости (на дату утверждения представленного акта) можно сделать исходя из следующего.

При этом, полномочия по приемке в эксплуатацию объектов строительства и реконструкции мансард, чердаков, подвалов и других помещений в эксплуатируемых и расселенных жилых и нежилых зданиях были прописаны в п.3.8.15. «Положения об администрациях Санкт-Петербурга».

В настоящее время в «Положении об администрациях районов Санкт-Петербурга», утвержденном Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 № 1078 таких полномочий у администрации нет.

Таким образом, администрации районов должны были выдавать соответствующие разрешения и принимать в эксплуатацию объекты строительства и реконструкции мансард, чердаков по 05.07.2007 г.

С 13.11.2004 вступило в силу «Положение о службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга», утвержденное Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.10.2004 № 1747, которым Служба была наделена полномочиями по выдаче разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. Однако п.2.10, указанного Положения, которым Служба наделялась полномочиями по выдаче разрешений на строительство, вступил в силу только с 01.01.2005.

Служба является единственным уполномоченным органом по выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию с даты отмены Распоряжение Комитета по строительству Правительства Санкт-Петербурга от 12.10.2004 № 19 (05.07.2007 г.)

Таким образом, фактически Служба начала осуществлять деятельность в соответствии с «Положением о службе государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга» только с 05.07.2007 (хотя Регламент рассмотрения, оформления и выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденный Приказом Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга от 23.10.2006 № 130-п, вступил в силу 23.10.2006 года).

Исходя из изложенного, полномочий на ввод в эксплуатацию после произведенной реконструкции мансардных помещений указанных квартир XX.XX.XXXX администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга не имела, поскольку с 05.07.2007 единственным органом, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов недвижимости, является Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга.

При осуществлении реконструкции мансардных помещений, находящихся в государственной собственности, инвесторы могут затрагивать общее имущество дома (например стены, крышу), а также затрагивать конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности здания. В связи с чем реконструкция мансардных помещений в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ должна осуществляться после выдачи уполномоченным органом разрешения на строительство (подпункт 4 п. 17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии со ст. З Градостроительного Кодекса РФ градостроительная деятельность относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса РФ, других федеральных законов и иных нормативно правовых актов РФ, а также законов и иных нормативно правовых актов субъектов РФ. Но следует отметить, что нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить нормам федеральных законодательных актов. С учетом вышеизложенного, нельзя согласиться с позицией Службы Государственного и Строительного надзора о том, что в их полномочия не входит выдача разрешений на реконструкцию, а также ввод объектов в эксплуатацию в эксплуатируемых жилых домах.

Аналогичная позиция была изложена в информационном письме прокуратуры Санкт-Петербурга от XX.XX.XXXX г. №7XXX, в котором указаны сведения о выдаче разрешения на строительство для проведения работ по реконструкции объекта, расположенного по адресу: ..., неуполномоченным органом (Администрацией Центрального района Санкт-Петербурга), что нарушает требования законодательства РФ.

Кроме того, установлено, что отказ в государственной регистрации был выдан XX.XX.XXXX г., тогда как в соответствии со ст. 256 Гражданско-процессуального кодекса РФ, срок на обжалование установлен - в течение трех месяцев, ввиду чего процессуальный срок на момент подачи заявления в суд истек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Мазаева А.В. о признании приостановления регистрации права собственности незаконным, обязании Управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области произвести государственную регистрацию права - отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: