О признании незаконным бездействия директора ООО и обязании разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу



                                                         Р Е Ш Е Н И Е

                                          Именем Российской Федерации

                                                       

п.Воротынец                                                                                               12 апреля 2011 года.

      Воротынский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Макаровой В.И.,

при секретаре Васянькиной М.А.,

с участием истца пом. прокурора Воротынского района Нижегородской области Меньшова Д.Ю., представителя ответчика Общества с ограниченной ответственностью «Кузьмияр» Саловой Е.Г., представителя третьего лица Сергачского межрайонного отдела государственного экологического контроля Управления государственного контроля и надзора Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Лукоянова В.М.,

      рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлениюПрокурора Воротынского района Нижегородской области в порядке ст. 131 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Кузьмияр»

     о признании незаконным бездействия директора ООО «Кузьмияр»,

                                                            у с т а н о в и л:

Прокурор обратился в суд с иском к ответчику, указав, что 16 февраля 2010 года государственным инспектором Сергачского межрайонного отдела государственного экологического контроля Управления государственного контроля и надзора Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в отношении ООО «Кузьмияр», расположенного Нижегородская область, Воротынский район, п. Кузьмияр, ул. Центральная, д.2 была проведена проверка природоохранного законодательства, в ходе которой выявлен ряд нарушений, а именно ООО «Кузьмияр» обеспечивает теплоснабжение жилищного фонда, административных зданий и объектов соцкультбыта п. Кузьмияр. Для этих целей предприятие эксплуатирует котельную, работающую на печном топливе.

В результате сжигания топлива происходит выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

Проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не разработан, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу в природоохранных органах не получено - нарушены ст. 12, 14 Федерального Закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст.23 п. 4 Федерального Закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Проект нормативов образования отхолои и размещение отсутствует, чем нарушены ст. 11, 18 Закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Постановлением о наложении штрафа за административное правонарушение от 24.02.2010 года №31 директор ООО «Кузьмияр» привлечен к административной ответственности по ст. 8.21 КоАП РФ

В целях устранения нарушений государственным инспектором Сергачского межрайонного отдела государственного экологического контроля Управления государственного контроля и надзора Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области директору ООО «Кузьмияр» выдано предписание №10 от 16.20.2010 года «Об устранении нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды».

В соответствии с данным предписанием ООО «Кузьмияр» было необходимо в срок до 01.01.2011 года разработать проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, получить в природоохранных органах разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В ходе проведения прокуратурой Воротынского района в марте 2011 года проверки было выявлено, что в ООО Кузьмияр» нарушения законодательства не устранены, проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу не разработан, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу в природоохранных органах не получено, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение также не разработан.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 1 Федерального Закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

Согласно п.4 ст. 23 Федерального Закона от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 12 Федерального Закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об
охране атмосферного воздуха» предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

План уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух разрабатывается и осуществляется юридическими лицами, для которых устанавливаются временно согласованные выбросы, с учетом степени опасности указанных веществ для здоровья человека и окружающей среды.

В целях государственного регулирования вредных физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

В соответствии с п. 7 ст. 12 Федерального Закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения й виды источников, для которых они устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 8 Положения "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 года №183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Согласно ст. 14 Федерального Закона от 04.05.1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Федерального Закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

Согласно п. 3 ст. 18 Федерального Закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.

Бездействием ООО «Кузьмияр», выразившимся в не разработке в установленный срок проекта предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, охрану атмосферного воздуха.

Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита гражданских прав.

В соответствии с ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор обращается в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц и просит

  1. Признать незаконным бездействие директора ООО «Кузьмияр» по неразработке проекта предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
  2. Обязать ООО «Кузьмияр» разработать проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Установить ответчику срок для исполнения решения.

В судебном заседании представитель истца пом. прокурора Воротынского района Меньшов Д.Ю. исковые требования поддержал и подтвердил обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика директор ООО «Кузьмияр» Салова Е.Г. иск признала, пояснила, что в настоящее время они подготовили необходимые документы и заключили договор с учреждением «Экология региона» на разработку проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Представитель Сергачского межрайонного отдела государственного экологического контроля Управления государственного контроля и надзора Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Лукоянов В.М. иск поддержал и просил его удовлетворить.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что ООО «Кузьмияр» эксплуатирует котельную, работающую на печном топливе, не имея проекта предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, не имея разрешения от природоохранных органов на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, не разработав проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Указанные обстоятельства подтверждаются предписанием № 10 об устранении нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды от 16.02.2010 года, постановлением о наложении штрафа за административное правонарушение от 24.02.2010 года №13 и не оспорены в судебном заседании директором ООО «Кузьмияр» Саловой Е.Г.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196 - 198 ГПК РФ,

                                                              р е ш и л:

Исковые требования прокурора Воротынского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие директора ООО «Кузьмияр» по неразработке проекта предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Обязать ООО «Кузьмияр» разработать проект предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Установить ответчику срок для исполнения решения до 01 декабря 2011 года.

Взыскать с ООО «Кузьмияр» в доход государства государственную пошлину в размере 4 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский облсуд через Воротынский районный суд в 10 суток со дня вынесения.

Судья                                                                                                                               В.И.Макарова