Дело № ... г. г. Ростов-на-Дону с участием представителя ответчика - ГУ УПФ РФ по Ворошиловскому району г. Ростова н/Д - ФИО1, действующего на основании доверенности № от ... г.; при секретаре Полуян В.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ГУ УПФ РФ в Ворошиловском районе г. Ростова н/Д о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии, обязании включить период работы в специальный стаж и назначить досрочно пенсию по старости, У С Т А Н О В И Л: ФИО3 обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Ворошиловском районе г. Ростова н/Д о признании неправомерным отказа в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости, обязании включить периоды работы в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование иска приведены следующие доводы. ... г. истец обратился в ГУ УПФ РФ по Ворошиловскому району г. Ростова н/Д с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. ... г. Комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Ворошиловском районе (протокол заседания Комиссии № от ... г.) ему было отказано в назначении досрочной пенсии и в зачете в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии до достижения пенсионного возраста, периодов работы: с ... года по ... года - спасателем ...; с ... года по ... года - спасателем ... в ...; с ... года по ... года - спасателем ... в ..., на том основании, что данные организации являются региональными и не входят в систему МЧС России, а также в связи с отсутствием требуемого стажа 15 лет и отсутствием условия достижения возраста 40 лет, а также в связи с тем, что в соответствии с Перечнем должностей и специальностей работников, дающим право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 78 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 года № 702, так как работа протекала не в международных организациях и в организациях не входящих в систему МЧС России. Решение ГУ УПФ РФ по Ворошиловскому району г. Ростова н/Д об отказе в зачете в специальный стаж указанных периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости истец считает незаконным, в связи с чем просит суд признать его неправомерным, обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону включить в его специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, спорные периоды работы и назначить досрочно пенсию. Истец, в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить, дав пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика - ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, возражала против требований иска, просил в иске отказать. Суд, выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, обозрев материалы гражданского дела, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Основания данного вывода следующие. Согласно п.п. 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставляется лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно- спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста. Указанная норма предусматривает, что включенные в указанные перечни спасатели являются работниками профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, входящих в структуру МЧС России. Основными условиями для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по достижении возраста 40 лет являются: участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, постоянная работа спасателями не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях в должностях, предусмотренных Перечнем должностей и специальностей работников, дающим право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом «л» статьи 12 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2001г. № 702. Назначение досрочной трудовой пенсии по старости независимо от возраста установлено только спасателям, спасателям 1, 2, 3 классов и спасателям международного класса, для которых основными условиями являются: участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, работа спасателями не менее 15 лет в профессиональных аварийно-спасательных службах и профессиональных аварийно-спасательных формированиях по Перечню должностей и специальностей работников, дающему право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 78 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», утвержденному постановлением правительства РФ от 01.10.2001г. № 702. В развитие Федерального закона от 27.08.1995г. № 151-ФЗ было принято Положение о поисково-спасательной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное приказом МЧС РФ от 28.01.2002г. № 32, которое вступило в силу в апреле 2002г. и согласно которому состав и структура поисково-спасательных формирований ПСС МЧС РФ определяется МЧС России и региональными центрами в пределах компетенции (п.8), финансирование содержания и деятельности поисково-спасательных формирований ПСС МЧС России осуществляется за счет средств федерального бюджета (п. 14), а материально-техническое обеспечение поисково-спасательных формирований ПСС МЧС России осуществляется за счет материально-технический ресурсов МЧС России (п. 15). Давая оценку заявленным требованиям, суд исходит из того, что правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются работники профессионально-спасательных служб и формирований, которые входят в организационную структуру поисково-спасательной службы МЧС России, утверждаемую соответствующим приказом МЧС России. Данные службы и формирования финансируются из средств федерального бюджета. В судебном заседании установлено, что ФИО3 ...г. обратился в ГУ УПФ РФ по Ворошиловскому району г. Ростова н/Д с заявлением о назначении ему досрочной пенсии по старости по указанным выше основаниям, однако ему было отказано в назначении досрочно пенсии по старости, в связи с отсутствием 15 летнего стажа работы в качестве спасателя в профессиональных аварийно- спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ответчиком, как следует из протокола № от ... г., в специальный стаж истца не были включены оспариваемые им периоды его работы: с ... года по ... года - в качестве спасателям ...; с ... года по ... года - в качестве ...; с ... года по ... года - в качестве спасателя .... Основанием для отказа в принятии к зачету спорных периодов работы истца явилось то, что указанные организации являются региональными и не входят в систему МЧС России, а также в связи с отсутствием требуемого пятнадцатилетнего стажа, требуемого 40 летнего возраста, а также в связи с тем, что в соответствии с Перечнем должностей и специальностей работников, дающим право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 78 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 года № 702, выполняемая истцом работа протекала не в международных организациях и в организациях не входящих в систему МЧС России. Разрешая настоящий спор, суд принимает во внимание разъяснения данные Конституционным Судом РФ в определении от 05.02.2009г. № 551-О-П (п.3) о том, что согласно Закону Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшему до вступления в силу Федерального закона № 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", спасатели, постоянно трудившиеся в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавшие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, имели право на пенсию за выслугу лет, которая предоставлялась ранее достижения общего пенсионного возраста независимо от ведомственной подчиненности этих служб и формирований (пункт "л" части первой статьи 12 и статья 78.2). Федеральный закон № 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает такой вид трудовых пенсий, как пенсии за выслугу лет, однако сохраняет право на установление трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста за гражданами, проработавшими не менее 15 лет спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшими в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Досрочное назначение трудовой пенсии по старости спасателям, осуществлявшим профессиональную аварийно-спасательную деятельность в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию Российской Федерации, но и территории зарубежных стран. Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года N 868) на создаваемые в системе данного Министерства профессиональные аварийно-спасательные формирования возложены организация предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и трансграничного характера и спасание людей при этих чрезвычайных ситуациях; поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасанию людей на море и водных бассейнах Российской Федерации; формирование и доставка в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи населению Российской Федерации и иностранных государств в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также эвакуация граждан Российской Федерации из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций (подпункт 3 пункта 8). Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидация их последствий в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "з" части 1). В развитие указанных конституционных положений статья 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (подпункт 5 пункта 2), а статья 7 Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" предусматривает создание в субъектах Российской Федерации собственных аварийно-спасательных служб. При этом согласно подпункту "д" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью. Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации. Соответственно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций. В судебном заседании установлено и стороны данный факт не отрицали, что организация, в которой работал истец не относится к профессиональным аварийно- спасательным службам и формирований, входящих в структуру МЧС России, согласно книжки спасателя истец не является спасателем международного класса. Спасатели поисково - спасательных служб и отрядов субъектов РФ и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, поэтому они правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не пользуются. На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования ФИО3 о включении указанных выше периодов его работы в стаж, дающий право для назначения пенсии по старости досрочно, обязании назначить пенсию не основаны на законе, а потому не подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований ФИО3 к ГУ УПФ РФ в Ворошиловском районе г. Ростова н/Д о признании незаконным отказа в назначении досрочной пенсии, обязании включить период работы в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и назначении досрочно трудовой пенсии, отказать. Решение суда может быть обжаловано в Ростоблсуд через Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 дней. Судья: