№2- 2857/2010 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 6 октября 2010 года Ворошиловский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе: Председательствующего судьи Морозова И.В. с участием прокурора Николаевой Е.Ю. при секретаре Василевской Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Титаренко И.В. о снятии с регистрации кандидата в депутаты Ростовской-на-Дону городской Думы по Ворошиловскому одномандатному избирательному округу №6 Чехомовой О.В., заинтересованные лица: Окружная избирательная комиссия по Ворошиловскому одномандатному избирательному округу №6, Чехомова О.В., УСТАНОВИЛ: Титаренко И.В. как зарегистрированный кандидат обратился в суд с заявлением о снятии с регистрации кандидата в депутаты Ростовской-на-Дону городской Думы по Ворошиловскому одномандатному избирательному округу №6 Чехомовой О.В.. Заявитель утверждал, что данным кандидатом допущены существенные нарушения требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", требований Областного закона «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области» при осуществлении предвыборной агитации. Титаренко И.В. указал, что при проведении агитационной компании Чехомова О.В. использовала подкуп избирателей. Так по информации избирателей в школе №101 были заменены несколько оконных рам, заасфальтировано около 150 кв.м. ( заезд с ул.Королева 23 напротив школы №101). Чехомова О.В. использовала для агитационной компании ансамбль казаков, таким образом, оказывая услуги избирателям, тем самым нарушив п.2 ст.43 Областного закона «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области». Дарила на своих встречах с избирателями им цветы для клумб, лейки и другие садовые принадлежности. Кроме того, в присутствии свидетелей председатель окружной избирательной комиссии уговаривала заявителя снять его кандидатуру, так как он не сможет победить. Тем самым в нарушение п.1 ст.28 Областного закона «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области» окружная избирательная комиссия создала неравные условия для проведения предвыборной компании. В связи с изложенным, заявитель просит снять с регистрации кандидата в депутаты Ростовской-на-Дону городской Думы по Ворошиловскому одномандатному избирательному округу №6 Чехомову О.В. Представитель заявителя по доверенности Титаренко В.А. заявление поддержал, в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу просил отказать. Представители Окружной избирательной комиссии по Ворошиловскому одномандатному избирательному округу №6 по выборам депутатов Ростовской-на-Дону городской думы 5 созыва Сюнякова Т.З., Ерасова Е.Н., заявление не признали, просили производство по делу прекратить в связи с пропуском срока для принятия решения судом первой инстанции предусмотренного п.9 ст. 260 ГПК РФ. Представитель заинтересованного лица действующая по доверенности Калюжная Е.Б., заявление Титаренко И.В. не признала, поддержала заявление окружной избирательной комиссии о прекращении производства по делу. Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего необходимым прекратить производство по делу, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Как установлено в судебном заседании, Титаренко И.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Ростовской-на-Дону городской Думы по Ворошиловскому одномандатному избирательному округу №6. Постановлением № 4-1 окружной избирательной комиссии Ворошиловского одномандатного избирательного округа №6 от 27.08.2010г. Чехомова О.В. также зарегистрирована кандидатом в депутаты Ростовской-на-Дону городской Думы пятого созыва по Ворошиловскому одномандатному избирательному округу №6. Пунктом 7 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата; б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов; в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией; д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона; е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона; ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте "г" пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет") призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения; з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости. В силу ч.2 ст.43 Областного закона «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Ростовской области» Кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления. Согласно Закону граждане Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах вести предвыборную агитацию. Агитация при проведении выборов может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения массовых мероприятий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов, в иных установленных законом формах. Таким образом, участники избирательного процесса обязаны осуществлять агитацию исключительно в установленных Законом формах и законными методами. Отступление от сугубо информационных методов ведения агитации избирательное законодательство запрещает. Между тем такая форма агитации, как проведение бесплатных концертов для избирателей, Законом не предусмотрена. В соответствии с подп. "г" п. 7 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией. Отмена регистрации кандидата является мерой публично-правовой ответственности, применяемой судом к лицам, виновным в совершении определенных нарушений законодательства о выборах. Отмена регистрации применяется в целях наказания виновных лиц, которое состоит в принудительном отказе в реализации этим лицам пассивного избирательного права. В соответствии с п. 2 ст. 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления. Таким образом, избирательное законодательство предусматривает в качестве основания для отмены регистрации кандидата совершение правонарушения при проведении предвыборной агитации в форме подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, иным лицом или организацией, действующими по их поручению. Подкупом признается оказание бесплатных услуг за совершение каких-либо конкретных действий в интересах лица, предоставляющего эти услуги. Действующее избирательное законодательство рассматривает подкуп избирателей в качестве такового лишь при наличии доказательств того, что он осуществлялся по отношению к избирателям под условием голосования "за" или "против" конкретного кандидата. Запрет на подкуп избирателей направлен на реальное обеспечение принципа равенства кандидатов и преследует цель исключить давление на избирателей в пользу того или иного кандидата. Как установлено в судебном заседании, в ходе избирательной кампании кандидат Чехомова О.В. использовала подкуп избирателей, который заключался в даче концерта с участием ансамбля казаков. Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании пояснениями свидетелей, о том что концерт осуществлялся для жителей двора, потенциальных избирателей, бесплатно. Также в судебном заседании было установлено, что на своих встречах с избирателями, кандидат в депутаты Чехомова О.В. обещала произвести асфальтирование заезда с ул. Королева 23 напротив школы №101, и нанести дорожную разметку «зебра» на асфальтовое покрытие в районе дома по пр. Космонавтов 42 в г.Ростове н\Д. Суд считает необходимым отметить, что указанные обещания совпали по времени с фактическим их исполнением, что было воспринято избирателями как исполнение их наказов Чехомовой О.В. В данном случае заявителем были представлены доказательства, подтверждающие то, что кандидатом, его доверенными лицами и уполномоченными представителями, а также по их поручению иными лицами и организациями проводилась предвыборная агитация в поддержку кандидата Чехомовой О.В., в ходе которой осуществлялся подкуп избирателей. Вместе с тем, доводы заявителя о том, что кандидат Чехомова О.В. на своих встречах с избирателями дарила им лейки и другие садовые принадлежности, тем самым осуществила подкуп избирателей, не могут быть приняты во внимание, поскольку, данные обстоятельства опровергаются материалами дела, из которых усматривается, что указанные действия Чехомова О.В. осуществляла 16.07.2010г. и 13.08.2010г. в рамках проведения программы «Праздник двора» и до даты регистрации Чехомовой О.В. в качестве кандидата – 27.08.2010г. Не нашли своего подтверждения доводы заявителя о том, что кандидатом в депутаты Чехомовой О.В. осуществлена замена в школе №101 нескольких оконных рам, поскольку в соответствии с представленными документами, замена рам осуществлялась за счет денежных средств родителей, учеников школы. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что зарегистрированным кандидатом в депутаты Ростовской-на-Дону городской Думы по Ворошиловскому одномандатному избирательному округу № 6 Чехомовой О.В. были нарушены положения п.2 ст. 56 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что в свою очередь в силу подп. «д» п. 7 ст. 76 указанного Федерального закона является достаточным основанием для отмены регистрации кандидата в депутаты Ростовской-на-Дону городской Думы по Ворошиловскому одномандатному избирательному округу № 6 Чехомовой О.В. Вместе с тем, п.5 ст.78 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч. 3 ст. 260 ГПК РФ определен срок подачи в суд заявления об отмене регистрации кандидата, списка - не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в том числе повторного). Заявление Титаренко И.В. подано 30.09.2010г. В соответствии с п. 5 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ч. 9 ст. 260 ГПК РФ установлено, что решение по заявлению об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) принимается судом первой инстанции не позднее чем за пять дней до дня голосования. Данное положение исключает вынесение решения в случае пропуска этого срока, а следовательно, и рассмотрение дела. В судебном заседании установлено, что выборы депутатов назначены на 10 октября 2010 года. Дело рассматривается по существу 06.10.2010г. – за 4 дня до даты голосования. Соответственно, при рассмотрении дела менее чем за пять дней до дня голосования суд не вправе принимать решение по существу и должен прекратить производство по делу на основании ст. 220 ГПК РФ. Согласно ст.220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства. С учетом изложенного суд приходит к выводу о прекращении производства по делу по заявлению Титаренко И.В. о снятии с регистрации кандидата в депутаты Ростовской-на-Дону городской Думы по Ворошиловскому одномандатному избирательному округу №6 Чехомовой О.В., заинтересованные лица: Окружная избирательная комиссия по Ворошиловскому одномандатному избирательному округу №, Чехомова О.В.. Руководствуясь ст.ст. 224-225, 259-261 ГПК РФ, суд ОПРЕДЕЛИЛ: Производство по делу по заявлению Титаренко И.В. о снятии с регистрации кандидата в депутаты Ростовской-на-Дону городской Думы по Ворошиловскому одномандатному избирательному округу №6 Чехомовой О.В., заинтересованные лица: Окружная избирательная комиссия по Ворошиловскому одномандатному избирательному округу №6, Чехомова О.В. – прекратить. На определение может быть подана частная жалоба в Ростовский областной суд в течение 5 дней через Ворошиловский районный суд г.Ростова-на-Дону. Судья