решением суда в удовлетворении иска о назначении досрочной трудовой пенсии отказано



РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

г. Ростов-на-Дону 09 февраля 2011 года

Ворошиловский районный суд г.Ростова-на-Дону

в составе:

судьи Ляшовой А. А.

при секретаре Глушковой Л. А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болдырева Е. М. к ГУ УПФ РФ Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконными, обязании засчитать в специальный трудовой стаж периоды работы и назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Болдырев Е.М. обратился в Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону с иском к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Ворошиловском районе г.Ростова-на-Дону о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконными, обязании засчитать в специальный трудовой стаж периоды работы и назначении досрочной трудовой пенсии, ссылаясь на следующие обстоятельства. ... на заседании комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону в назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 27.15 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от ... ему отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа 20 лет. Между тем, его общий непрерывный стаж работы в ... исчисляется с .... Непосредственно в инженерно-техническом составе на летно-испытательной станции указанного предприятия истец работал с ... в следующих должностях: инженер-конструктор ОЭРСО - с ... по ..., старший инженер-технолог начальник, устройства ЛИС цех№5 - с ... по ..., инженер по эксплуатации КЗА ЛИС цех№5 - с ... по ..., инженер по эксплуатации 2класса КЗА ЛИС цех№5 - с ... по ..., инженер по эксплуатации авиационного оборудования объективного контроля 2класса ЛИС цех - с ... по настоящее время. В общей сложности отработанный период составляет 25 лет общего непрерывного стажа и более 23 лет специального стажа по непосредственному обслуживанию воздушных судов. Учитывая изложенное, истец просил суд признать незаконным решение комиссии ГУ УПФ РФ Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону незаконным и обязать назначить льготную пенсию по выслуге лет с ....

В судебное заседание истец Болдырев Е.М. явился, заявленные исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил и просил суд зачесть в специальный стаж периоды работы с ... по ... - старшим инженером технологом, начальником устройства цех 5 (ЛИС); с ... по ... - инженером по эксплуатации авиационного оборудования объективного контроля 2 класса цех 5 (ЛИС) и назначить ему льготную пенсию по выслуге лет с ..., уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика, Управления Пенсионного фонда РФ в Ворошиловском районе г.Ростова-на-Дону Журова В.П. в судебное заседание явилась, требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, представив суду письменный отзыв.

Суд, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующим выводам.

Из материалов дела видно, что истец обратился в УПФ РФ ... с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. ..., на заседании комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Ворошиловском районе г. Ростова-на-Дону, Болдыреву Е.М. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. Комиссия приняла решение принять к зачету в специальный стаж Болдырева Е.М. следующие периоды работы: с ... по ... – в должности инженера по эксплуатации КЗА цеха (ЛИС) в ...», с ... по ... – в должности инженера по эксплуатации КЗА 2кл. цеха (ЛИС) в ...». Таким образом, решением указанной комиссии включен в специальный стаж работы Болдырева Е.М. период работы общей сложностью 8 лет 4 месяца 19 дней.

При этом решением данной комиссии отказано в зачете в специальный стаж периода работы с ... по ... в должности ст. инженера-технолога, начальника устройства цеха ... так как не были представлены документы, подтверждающие работу, предусмотренные Постановлением Совета Министров РФ от 04.02.1991 года №459.

Кроме того, решением комиссии также отказано в зачете в специальный стаж периода работы с ... по ... в должности инженера по эксплуатации КЗА 2 класса цеха (ЛИС) в ...», так как организация не относится к гражданской авиации. Таким образом, Болдыреву Е.М. было отказано в назначении пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого стажа 20 лет.

В соответствии со ст. 27 п.15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» предусмотрено назначение досрочной пенсии по старости мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.

Аналогичные положения содержались в ст. 10 и п. «б» ст. 12 действовавшего до 31.12.2001 года Закона РФ № 340-1 от 20.11.1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и в иных предшествующих ему законах.

В списке должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», указаны:

1. Авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований.

2. Мастера всех наименований.

3.Инженеры всех наименований.

4. Начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

Постановлением Правительства РФ № 537 от 18.07.2002 года установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, учитывается Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459.

Согласно Списку должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года № 459, к таким должностям отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий Министерства обороны СССР, МВД СССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и в учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Согласно п.11 «Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 11.12.1987 года № 1412 «О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации», пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.

Перечень работников, которые приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с указанным пунктом, определен Списком должностей инженерно - технического состава авиации, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года №459.

Право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют перечисленные в указанном Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости, ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом, исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании.

Ответчик отказался включить в льготный трудовой стаж период работы с ... по ... в должности старшего инженера-технолога, начальника устройства цеха № 5 (ЛИС) ... в связи с тем, что истцом не представлены документы, подтверждающие работу, предусмотренную Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 года № 459.

Между тем, согласно Списку, утвержденному названным Постановлением Совета Министров РСФСР, к должностям, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, как уже указывалось, отнесены: авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований; мастера всех наименований; инженеры всех наименований; начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов. Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях). При этом, как указано в данном Списке, занятость работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Согласно справке ... от ..., истец в указанный период времени работал в должности старшего инженера-технолога, полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации и не был занят на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях.

Основным документом при досрочном назначении трудовой пенсии по старости является трудовая книжка. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 555 от 24.07.2002 года, в случаях, когда в трудовой книжке нет полных данных о факторах, определяющих право на пенсию на льготных условиях, в подтверждение специального стажа принимаются уточняющие справки предприятий.

Факт работы истца в указанный период в названной должности, кроме справки, уточняющий особый характер работы, подтвержден также сведениями, содержащимися в трудовой книжке.

Учитывая изложенное, зачесть в специальный стаж периоды работы с ... по ... - старшим инженером технологом, начальником устройства цех 5 (ЛИС) представляется возможным, поскольку все юридически значимые обстоятельства по данному периоду работы нашли свое доказательственное значение.

При оценке обоснованности требований истца о принятии к зачету в специальный стаж работы периода с ... по ... в должности инженера по эксплуатации КЗА 2 класса цех 5 (ЛИС) и назначении ему льготной пенсии по выслуге лет с ..., суд приходит к следующему.

Ответчик отказал истцу включить указанный период работы в стаж, поскольку ...» не относится к предприятиям гражданской авиации.

В соответствии со ст. 20 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экпериментальную.

Согласно ст. 22 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. По смыслу указанной нормы, гражданская авиация используется, в основном, для предоставления услуг по осуществлению воздушых перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты.

В соответствии со ст. 23 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации.

Вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, где в п.15 указывается, что работа в инженерно-техническом составе осуществляется по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

В соответствии со ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Таким образом, с принятием Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 года, вступившего в силу с 01.04.1997 года, авиация стала подразделяться на гражданскую, государственную и экспериментальную. Статьей 8 указанного кодекса определено, что разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники, авиационные предприятия, осуществляющие авиационные работы и техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, подлежат обязательной сертификации. Такого сертификата ... не имеет. Организация ... осуществляет приемосдаточные и периодические испытания серийных вертолетов после их изготовления и ремонта на аэродроме экспериментальной авиации. Между тем, работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов в инженерно-техническом составе могут быть учтены при подсчете стажа, дающего право на досрочную пенсию согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» только в том случае, если они осуществляются в организациях, относящихся к гражданской авиации.

Согласно сведениям, содержащимся в ответе начальника Департамента исполнительной дирекции Пенсионного Фонда Российской Федерации № 25-22/7909 на обращение ... на работников инженерно-технического состава экспериментальной авиации действие указанного подпункта не распространяется.

Согласно справке Ростовского вертолетного производственного комплекса ...», данное ОАО не является экплуатантом гражданской авиации и, соответственно, не имеет сертификата эксплуатанта, так как в соответствии с ч. 3 ст. 61 Воздушного кодекса РФ эксплуатантом является гражданин или юридическое лицо, имеющее воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанные воздушные судна для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Как указано далее, ... не использует воздушные судна для полетов и выполнения авиационных работ, а занимается их разработкой, производством, испытанием и ремонтом, в том числе и для гражданской авиации, на основании соответствующих лицензий (л.д. 30).

Согласно сертификату соответствия от ... ...» предоставлено право производства технического обслуживания авиационной техники (л.д.31).

Как указал ... на аэродроме экспериментальной авиации ... проходят приемосдаточные и периодические испытания серийных вертолетов после их изготовления и ремонта. В письме УПФ РФ дано также разъяснение по поводу того, что подпунктом 15 пункта 1 статьи 27 ФЗ от ... ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставлено работникам инженерно-технического состава на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. На работников инженерно-технического состава экспериментальной авиации действие указанного подпункта не распространяется.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что период работы с ... по ... в должности инженера по эксплуатации КЗА 2 класса цех 5 (ЛИС) обоснованно не зачтен ответчиком в специальный стаж, так как организация не относится к гражданской авиации.

Невключение указанного периода работы в стаж Болдырева Е.М. влечет за собой отказ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого по длительности специального стажа.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Оценив представленные по делу доказательства каждое в отдельности и в их совокупности, суд считает недоказанным право Болдырева Е.М. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, обязании засчитать в специальный трудовой стаж периоды работы.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Болдырева Е. М. к ГУ УПФ РФ Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконными и назначении досрочной трудовой пенсии - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 14.02.2011 года.

Судья: