Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении требований об обязании выплатить компенсацию за не предоставленное санаторно-курортное лечение



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 марта 2011 года г.Ростов-на-Дону

Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Ушникова М.П.

при секретаре Полуян В.Н.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску Будник В.В. к Государственному учреждению Ростовскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании выплатить компенсацию за не предоставленное санаторно-курортное лечение, компенсацию стоимости проезда до места санаторно-курортного лечения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ГУ РРО ФСС РФ о взыскании стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, стоимости проезда до места санаторно-курортного лечения, в обоснование исковых требований указав, что он в 1986 году участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, является ... В соответствии с ФЗ «О государственной социальной помощи» истец является получателем государственной социальной помощи в виде набору социальных услуг, в том числе, санаторно-курортного лечения, которое должно предоставляться ежегодно. ... и ... истец обратился в филиал № 6 ГУ ФСС РФ по РО с заявление на получение путевки, приложив всю необходимую документацию, где ему в течение 10 дней должны были сообщить о возможности предоставления санаторно-курортной путевки в соответствии с заявленным профилем с указанием даты заезда. Однако, ему об этом не сообщили. Несмотря на то, что истцом были приняты все необходимые меры и условия для получения путевки, ему её не предоставили. В связи с изложенным, истец просит обязать ГУ РРО ФСС РФ выплатить ему компенсацию стоимости путевки в ... годах, а также стоимости проезда до мест санаторно-курортного лечения за ... годы.

Истец в судебное заседание исковые требования поддержал в полном объеме, при этом указал, что ему неизвестна точная стоимость путевок в 2006 и 2010 годах, а также стоимость проезда до мест санаторно-курортного лечения в 2006 и 2010 годах, в связи с чем, настаивает на своих исковых требованиях и просит рассмотреть дело по заявленным исковым требованиям.

Представители ответчика по доверенности Маврина С.И. и Быченко Т.П. в судебное заседание явились, предоставили в суд возражение на исковое заявление, просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав мнение представителей ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Так, судом установлено и не оспаривается сторонами, что истец в ... году участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, является ... В соответствии с ФЗ «О государственной социальной помощи» истец является получателем государственной социальной помощи в виде набору социальных услуг, в том числе, санаторно-курортного лечения, которое должно предоставляться ежегодно. ... и ... истец обратился в УФСС с заявление на получение путевки, приложив всю необходимую документацию, где ему в течение 10 дней должны были сообщить о возможности предоставления санаторно-курортной путевки в соответствии с заявленным профилем с указанием даты заезда. Однако, ему об этом не сообщили. Несмотря на то, что истцом были приняты все необходимые меры и условия для получения путевки, ему её не предоставили.

Судом по делу установлено, что путевки на санаторно-курортное лечение, за получением которой истец обращался в ГУ РРО ФСС РФ в 2006 и 2010 годах, не была ему предоставлены по объективным причинам, поскольку на момент его обращения в региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации количество заявлений получателей набора социальных услуг, которые не были обеспечены путевками, превысило имеющуюся квоту по обеспечению данными льготами в 2006, 2010 гг.

В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.

Согласно п. 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.

Ни Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (с изменениями по состоянию на 14 июля 2008 г.), ни Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 81-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями по состоянию на 09.12.2010 г.) не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение.

В соответствии с положениями ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 данного Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 6.2 настоящего Федерального закона.

Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.

Принимая во внимание, что в 2006 и 2010 годах за истцом сохранялось право на получение льгот в натуральной форме, и он не лишен права на получение санаторно-курортной путевки в порядке, предусмотренном действующим законодательством, правовые основания для удовлетворения иска в рамках заявленных требований отсутствуют, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Указанная позиция также подтверждается определением Конституционного суда РФ от ... «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Б. и К. на нарушение их конституционных прав Федеральным законом «О государственной социальной помощи», в котором указано, что Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1), вместе с тем не определяет конкретные объемы, способы и порядок предоставления такой защиты тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который располагает определенной свободой усмотрения при установлении мер социальной защиты, включая выбор формы их предоставления (денежной или натуральной).

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" система социальной защиты населения была реформирована, основная часть ранее предоставлявшихся в натуральной форме льгот была заменена ежемесячной денежной выплатой. В то же время Федеральный закон "О государственной социальной помощи" был дополнен главой 2, в соответствии с которой ряду категорий граждан (к их числу относятся и заявители) предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг, который включает в себя в том числе бесплатное предоставление путевки на санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний). Одновременно гражданам предоставлено право выбора: получать набор социальных услуг или отказаться от его предоставления (полностью или в части) и воспользоваться правом на получение ежемесячной денежной выплаты.

Такое правовое регулирование направлено на реализацию права граждан на социальное обеспечение и какие-либо конституционные права и свободы граждан не нарушает, поскольку изменения в нормативном содержании прав, гарантий и льгот, ранее установленных для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не могут рассматриваться как лишение данной категории граждан возможности пользоваться соответствующими социальными благами в натуральной форме либо получать взамен определенную денежную компенсацию.

Разрешение же вопроса о выплате взамен непредоставленных путевок на санаторно-курортное лечение их стоимости, на чем, как видно из искового заявления, настаивает Будник В.В., связано с внесением изменений в действующее законодательство, что является прерогативой законодателя и не входит в компетенцию суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Будник В.В. к Государственному учреждению Ростовскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании выплатить компенсацию за не предоставленное санаторно-курортное лечение, компенсацию стоимости проезда до места санаторно-курортного лечения – отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток.

СУДЬЯ: