решением суда в удовлетворении иска об обязании назначить меры социальной поддержки отказано



Дело № 2-2232/11

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

г. Ростов-на-Дону 01 августа 2011 года

Ворошиловский районный суд г.Ростова-на-Дону

в составе:

судьи Ляшовой А.А.

при секретаре Агеевой Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыбаковой Л. Г. к МУ «УСЗН Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону» об обязании назначить меры социальной поддержки, об индексации мер социальной поддержки,

У С Т А Н О В И Л:

Рыбакова Л.Г. обратилась в суд с иском к МУ «УСЗН Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону» об обязании назначить меры социальной поддержки, об индексации мер социальной поддержки. В обоснование заявленных требований истец указал, что является вдовой умершего инвалида-чернобыльца ...3 На момент смерти мужа она являлась нетрудоспособным иждивенцем, поскольку достигла пенсионного возраста по старости. В соответствии с ч.4 п.15 ст.14 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации впоследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС» меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12-15 части настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки указанные в настоящей статье. ... она обратилась к ответчику с заявлением о назначении указанной меры социальной поддержки, однако ... ей было отказано в назначении выплаты. Мотивируя свой ответ, ответчик указал, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 31.12.2004 года №907, что для назначения выплат необходимо предоставить заверенную копию заключения межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи заболевания, приведшей к смерти кормильца, с последствиями чернобыльской катастрофы. Между тем, пунктом 13 статьи 14 указанного закона предусмотрена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей. Круг лиц, имеющих право на указанную компенсацию, определен данным законом и постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 907 (ред. от 24.09.2010). Так, п.п. 1.1. указанного постановления к лицам, имеющим право на получение компенсации, отнесены граждане, указанные в статье 14 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации впоследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС». Таким образом, право на получение мер социальной поддержки возникает у нетрудоспособного иждивенца на том основании, что умерший кормилец имел право и получал меры социальной поддержки при жизни. Указанная норма не ставит возникновение права на меры социальной поддержки в зависимость от наличия или отсутствия заключения межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи заболевания, приведшей к смерти кормильца, с последствиями чернобыльской катастрофы. Таким образом, по мнению истца, требование ответчика о предоставлении заключения экспертного совета ставит в неравное положение членов семей умершего инвалида в зависимости от наличия заключения.

В соответствии с ФЗ №31-ФЗ применяются индексы прогнозируемого уровня инфляции в соответствие с постановлениями Правительства РФ, принимаемыми ежегодно (индексы инфляции: с 1.01.2005 года - 1,11; с 1.01.2006 года - 1,090; с 01.01.2007 года -1,080; с 01.01.2008 года -1,105; с 01.01.2009 года - 1,13; с 01.01.2010 года - 1,1; с 01.01.2011 года - 1,065). Согласно приложению N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 1079 с учетом индексации на основании ст.5 ФЗ №1244-1 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров (пункт 13 части первой статьи 14 Закона) составляет 630 рублей 77 копеек. В соответствии с п.7 постановления Правительства РФ от 31.12.2004 № 907 выплата компенсации производится, начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления.

Истец обратился к ответчику с заявлением о назначении указанной меры социальной поддержки 25.10.2010 года. Таким образом, ответчик обязан был назначить и выплачивать компенсацию с 01.11.2010 года. Учитывая изложенные обстоятельства, истец просил суд обязать МУ «УСЗН Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону» выплачивать в его пользу с 01.04.2011 ежемесячно денежные суммы в счет денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 630 рублей 77 копеек, с последующей индексацией в установленном законом порядке, взыскать с МУ «УСЗН Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону в пользу Рыбаковой Л.Г. единовременно задолженность по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.11.2010 г. по 31.03.2011г. в сумме 3076,85 рублей.

В судебное заседание истец Рыбакова Л.Г., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ, с участием представителя по доверенности Абрамов Н.В., который исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель ответчика - МУ «УСЗН Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону» по доверенности Осипян А.Г. в судебное заседание явился, требования иска не признал, просил в удовлетворении отказать.

Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 11.07.2011) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число.

Выплата ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 15 части первой настоящей статьи, производится органами социальной защиты населения или иными государственными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.

Рыбакова Л.Г. является вдовой умершего ...3, инвалида 2 группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, который состоял на учете в МУ «УСЗН Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону», как получатель ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда причиненного здоровью, ежегодной компенсации за вред здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров.

Рыбакова Л.Г. обратилась в МУ «УСЗН Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону» с заявлением о назначении выплаты ей ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров 25.10.2010 года.

Ответом от 29.10.2010 года в удовлетворении заявления Рыбаковой Л.Г. было отказано, с обоснованием и разъяснением действующего законодательства РФ. Мотивируя свой ответ, ответчик указал, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 31.12.2004 года №907, что для назначения выплат необходимо предоставить заверенную копию заключения межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи заболевания, приведшей к смерти кормильца, с последствиями чернобыльской катастрофы.

По мнению истца, данный отказ является незаконным, поскольку право на получение мер социальной поддержки возникло у истца в силу закона и не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия данного заключения.

В соответствии си Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 11.07.2011) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004г. №907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Постановления Правительства РФ от 24.09.2010г. №751), для назначения ежемесячной компенсации необходимо подать заявление с приложением всех необходимых документов, указанных в этом пункте, одним из которых является «заверенная копия заключения межведомственного экспертного совета (военно-врачебной комиссии) об установлении причинной связи заболевания, приведшего к смерти кормильца, с последствиями чернобыльской катастрофы».

Статья 13 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации впоследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС» устанавливает размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, который составлял на момент принятия Закона 300 рублей.

Меры социальной поддержки, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации впоследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции ФЗ РФ от 26.04.2004 года №31-ФЗ, индексируются с применением коэффициентов, определенных нарастающим итогом исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год. Согласно ч.1 ст.5 указанного закона, предусмотренные законодательством возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Принимая во внимание указанные нормы в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истец в силу закона наделен правом на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров. Между тем, в настоящее время определен порядок возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, в случаях с которыми государство приняло на себя обязательство по его возмещению.Учитывая изложенные обстоятельства, суд полагает позицию истца необоснованной, поскольку своим отказом ответчик не оспаривает право истца на получение данной меры социальной поддержки, а лишь указывает на необходимость соблюдения установленного законодательством порядка для возможности реализации своего права.

В связи с изложенным, оценив представленные по делу доказательства, суд считает требования истца необоснованными, а потому удовлетворению не подлежащими.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Рыбаковой Л. Г. к МУ «УСЗН Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону» об обязании назначить меры социальной поддержки, об индексации мер социальной поддержки - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение 10 дней.

Мотивированное решение составлено 05.08.2011 года.

Судья