Требование прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону, действовавшего в интересах неопределенного круга лиц о демонтаже рекламной конструкции - удовлетворено



Дело № 2-2256/2011


РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ростов-на-Дону 24 октября 2011 года

Ворошиловский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Пухкаловой М.О.,

с участием прокурора Николаевой Е.Ю.

при секретаре Сологуб Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону действующего в интересах неопределенного крага лиц к ООО «Реклама Центр», Муниципальное учреждение «Управление наружной рекламы г.Ростова-на-Дону» о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции и об обязании осуществить демонтаж рекламной конструкции,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г.Ростова-на-Дону действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ворошиловский суд с иском к ООО «Реклама Центр», МУ «Управление наружной рекламой г.Ростова-на-Дону» о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции и об обязании осуществить демонтаж рекламной конструкции.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Кировского района г.Ростова-на-Дону была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства, регламентирующего деятельность в сфере распространения рекламы и установки рекламных конструкций при размещении средств наружной рекламы ООО «Реклама Центр». В ходе проверки установлено, что рекламная конструкция, принадлежащая ООО «Реклама Центр», расположенная по адресу: г.Ростов-на-Дону, пр. ..., возведена с нарушением п.п. 6.1, 6.2, 6.6, 6.7 ГОСТ Р 52044-2003, а именно: расстояние от ближнего нижнего края рекламной конструкции до проезжей части от бровки земляного полотна автомобильной дороги пр. Соколова составляет 2223 мм, до проезжей части дороги и по ул. Варфоломеева 4915мм (в то время как должна быть размещена сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии не менее 5 м. от бровки земляного полотна автомобильной дороги); расстояние до пешеходного перехода 2151 мм., до перекрестка 5375 мм. ( в то время как средство наружной рекламы не может быть размещено в пределах границ наземных пешеходных переходов и пересечениях автомобильных дорог, а также на расстоянии менее 50 м. в населенных пунктах); высота от нижнего края конструкции до поверхности земли составляет 4098 мм (высота должна быть не менее 4,5 м.); расстояние от рекламной конструкции до технических средств ОДД составляет 2151 мм. (в то время как расстояние должно быть не менее 60 м.); расстояние между отдельно размещенными на одной стороне дороги рекламными конструкциями составляет 24442 мм (допустимое расстояние – 100 м.). Также, истец указал, что разрешение № 5834м на установку рекламной конструкции выданное МУ «Управление наружной рекламой г.Ростова-на-Дону», выдано без учета нормативного расстояния до автомобильной дороги от бровки земляного полотна автомобильной дороги, нормативной высоты конструкции от поверхности земли, расстоянии до пешеходного перехода, перекреста, технических средств ОДД, рекламной конструкции на одной стороне дороги, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 52044-2033.

Учитывая изложенные обстоятельства, прокурор просил суд признать разрешение на установку рекламной конструкции, выданное ООО «Реклама Центр» МУ «Управление наружной рекламой г.Ростова-на-Дону» на размещение рекламной конструкции по адресу: г.Ростов-на-Дону, пр. ... недействительным, обязать ООО «Реклама Центр» осуществить демонтаж рекламной конструкции, размещённой по адресу: г.Ростов-на-Дону, пр. ... в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решением Ворошиловского районного суда г.Ростова-на-Дону от 28.02.2011 года исковые требования прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону к МУП «Управление наружной рекламой г.Ростова-на-Дону», ООО «Реклама Центр» о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции, об обязании осуществить демонтаж рекламной конструкции оставлены без удовлетворения.

23 мая 2011 года определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда решение Ворошиловского районного суда г.Ростова-на-Дону от 28 февраля 2011 года – отменено и направлено на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

Помощник прокурора Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону Николаева Е. Ю. в судебное заседание явилась, исковое заявление поддержала в полном объеме, просила удовлетворить в полном объеме, дав аналогичные исковому заявлению пояснения. Кроме того, суду пояснила, что по пр. ... осуществляется интенсивное дорожное движение автомобильного транспорта и пешеходов. Нарушения, допущенные ООО «Реклама Центр», создают реальную угрозу для жизни и здоровья, а также сохранности имущества неопределенного круга лиц – пользователей автомобильными дорогами.

Представители ответчика ООО «Реклама Центр», Перегудов В.В. и Геллер Л.А., действующий на основании доверенности в судебное заседание явились, иск не признали, в удовлетворении заявленных требований просили отказать. Кроме того, суду пояснил, что ГОСТы, действовавшие до 01 июля 2003 года, сохраняют обязательную силу только в части регулирования, связанного с целями защиты жизни или здоровья граждан и имущества в силу прямого указания стандарта (ст.ст. 2, 4, 7, 12, 15, 46 ФЗ «О техническом регулировании»). Боле того, национальный стандарт ГОСТ Р 52044-2003 с изменениями № 1, на котором основывает требования заявитель, введён в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 июня 2005 года № 170-ст с 01.09.2005 года. Согласно указанному приказу, на ранее возникшие отношения стандарт не распространяется. ООО «Реклама Центр» спроектировало и согласовало спорную рекламную конструкцию не позднее апреля 2001 года, о чём свидетельствуют данные отметок согласования проекта от 11.04.2001 года и 23.04.2001 года.

Представитель ответчика, МУ «Управление наружной рекламой г.Ростова-на-Дону», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив в суд заявление с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, МУ «Управление наружной рекламой г.Ростова-на-Дону», в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Суд, выслушав пояснения помощника прокурора Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону Николаевой Е.Ю., представителей ответчика Геллер Л.А. и Перегудова В.В., приняв во внимания показания свидетеля Помыкалкина А.А., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 4 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» рекламная конструкция и её территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» технические регламенты принимаются, в том числе в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Порядок размещения рекламных конструкций регулируется техническим регламентом ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», утвержденным постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 года № 124-ст, с изменениями, введенными в действие с 1 сентября 2009 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 марта 2009 года (далее ГОСТ Р 52044-2003).

В соответствии с п. 20, 21 ст. ФЗ «О рекламе» разрешение на установку рекламной конструкции может быть признано недействительным в судебном порядке в случаях несоответствия рекламной конструкции и её территориального размещения требованиям технического регламента, требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта. В случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца.

В судебном заседании достоверно и бесспорно установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Кировского района г.Ростова-на-Дону проверки соблюдения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, а также законодательства, регламентирующего деятельность в сфере распространения рекламы и установки рекламных конструкций, было установлено, что рекламосодержащая конструкция, расположенная по адресу: пр. ... г.Ростове-на-Дону, принадлежащая ООО «Реклама Центр» установлена с нарушениями п.п. 6.1, 6.2, 6.6, 6.7 ГОСТ Р 52044-2003: расстояние от ближнего нижнего края рекламной конструкции до проезжей части от бровки земляного полотна автомобильной дороги по пр. Соколова составляет 2223 мм.; высота от нижнего края конструкции до поверхности земли 4098 мм.; расстояние рекламной конструкции до пешеходного перехода 2151 мм.; расстояние от рекламной конструкции до перекрестка 5375 мм.; расстояние между отдельно размещенными на одной стороне дороги рекламными конструкциями составляет 24442 мм., что подтверждается актом измерения размещения рекламной конструкции (л.д. 8).

Также, судом установлено и подтверждается материалами дела, что владельцем рекламной конструкции и ответственным за соблюдение требований ГОСТа является ответчик, ООО «Реклама Центр».

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от ... года, ООО «Реклама Центр» зарегистрировано в качестве юридического лица (л.д. 14-16) и состоит на налоговом учете в ИФНС России по Ворошиловскому району г.Ростова-на-Дону, указанное обстоятельство также подтверждается Свидетельством о постановке на учет юридического лица серии 61 (л.д. 40).

В судебном заседании достоверно и бесспорно установлено, что ООО «Реклама Центр» было получено разрешение на установку рекламной конструкции в 2002 году, которую выдал ответчик, Муниципальное учреждение «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» (л.д. 64 обратная сторона).

Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.05.2009 N 89-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.

В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 5, ч. 4 ст. 19 ФЗ от 13 марта 2006 года № 38 - ФЗ «O рекламе» реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного транспорта, рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.

Согласно п.5 ч.3 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным, правовым актам о безопасности дорожного движения.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения".

Согласно разд. 1 данного ГОСТа «Область применения» стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения.

Поскольку требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, суд приходит к мнению об обязательности его применения в порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций.

Так, согласно с п. 6.1. ГОСТ 52044-2003 средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены в том числе: на пешеходных переходах и пересечениях автомобильных дорог в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 метров от них вне населенных пунктов, 50 метров – в населенных пунктах; а также сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 метров от бровки земляного полотна автомобильной дороги вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 метров от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) – в населенных пунктах.

В соответствии с п. 6.2 указанного нормативного акта, на автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее 2,0 метров от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, а на территорий городских и сельских поселений – на высоте не менее 4,5 м.

Согласно п. 6.6 ГОСТа Р 52044-2003 расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров должно быть не менее 60 м. В силу п. 6.7 указанного нормативного акта в зависимости от площади рекламного объявления расстояние между отдельно размещенными на одной стороне дороги средствами наружной рекламы, в пределах населенных пунктов должно быть не менее 100 м.

В связи с тем, что данная конструкция не соответствует требованиям, установленным ГОСТ 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», она создает угрозу возникновения аварийной обстановки на проезжей части. В силу содержания п. п. 1 и 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Несоблюдение требований, установленных ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», случаев влечет нарушение общих требований к рекламе. В силу пп. 3 п. 4 ст. 5 Закона «О рекламе», которым предусмотрено, что реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта. Требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан.

Так, в соответствии с информационным письмом полка ДПС ГИБДД УВД по г.Ростову-на-Дону от 17.10.2011 года, установлено, что за период с 01.01.2009 года по настоящее время по адресу: г.Ростов-на-Дону пересечение ул. ... (ул. ... №№ 261, 263, 300, 302 и пр. ... №№ 79, 81, 84, 86) в 2009 года совершено 26 ДТП, без пострадавших; в 2010 году 26 ДТП, без пострадавших; в 2011 году 17 ДТП, в которых ранено 2 человека.

Согласно Приказа ФДС РФ от 02.11.1998 года № 405 «О введении в действие Инструкции «О порядке согласования распространения наружной рекламы в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог и на территории городских и сельских поселений», наружная реклама, размещаемая в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог общего пользования, а также на территориях городских и сельских поселений (в том числе и на автомобильных дорогах и улицах городских и сельских поселений), должна соответствовать предъявляемым к рекламе требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Запрещается располагать рекламу: сбоку от дороги на расстоянии ближе 3-х метров от бровки земляного полотна дороги; на разделительной полосе, если расстояние от края рекламной конструкции или опоры до края проезжей части составляет менее 2,5 метра; нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций должен располагаться на высоте не менее 4,5 метров от покрытия проезжей части автомобильной дороги или улицы; конструкции рекламных щитов, узлы их крепления и фундаменты должны обладать достаточной прочностью, проектироваться и изготавливаться в соответствии с требованиями действующих стандартов и норм для подобного рода конструкций; при расположении наружной рекламы на разделительной полосе в случае, если расстояние от края рекламного щита до кромки проезжей части равно или менее 4 м, должны устанавливаться дорожные ограждения 1-й группы, предотвращающие наезд транспортных средств на конструктивные элементы рекламы.

В указании МВД РФ от 14.09.1995 года № 1/4377 «О реализации Закона Российской Федерации «О рекламе» предусмотрено, что расстояние от нижнего края рекламы до поверхности дорожного покрытия автомобильных дорог должно быть не менее 2,2 м при установке сбоку от дороги вне населенных пунктов. Расстояние от нижнего края рекламы при ее размещении сбоку от дороги до поверхности дорожного покрытия должно быть не менее 4 м, а при установке над проезжей частью – не менее 6 м.

В силу постановления от 22 декабря 2006 года № 1475 «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на установку рекламных конструкций» (в ред. постановлений Мэра г. Ростова-на-Дону от 04.03.2008 № 200, от 26.12.2008 № 1385, от 13.05.2009 № 336) рекламные конструкции должны быть изготовлены и размещены в строгом соответствии с проектами и схемами размещения.

Эксплуатация рекламных конструкций на улицах, площадях и тротуарах города, разделительных полосах, территориях, не имеющих застройки, должна обеспечивать условия безопасного движения транспорта и пешеходов, а также не препятствовать уборке и обслуживанию территории, на которой размещена реклама.

Порядок размещения и эксплуатации рекламно-информационных элементов регулируется примерными правилами благоустройства и санитарного содержания городов и районов Ростовской области (в ред. постановления Администрации РО от 02.12.2008 № 562) предусматривает, что установка малых архитектурных форм и элементов внешнего благоустройства – киосков, павильонов, палаток, сезонных рынков, летних кафе, оград, заборов, газонных ограждений, остановочных транспортных павильонов, телефонных кабин, ограждений тротуаров, детских спортивных площадок, рекламных тумб, стендов, щитов для газет, афиш и объявлений, подсветка зданий, памятников, реклам, фонарей уличного освещения, опорных столбов, капитальный ремонт тротуаров допускаются лишь с разрешения соответствующего органа местного самоуправления при наличии согласованного проекта, при этом должно быть соблюдено целевое назначение земельного участка.

В отношении соответствия рекламных конструкций, устанавливаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги, требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения, до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов установка рекламных конструкций осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании».

В настоящее время действует национальный стандарт ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама па автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», введенный в действие Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 22 апреля 2003 года № 124-ст (в ред. Приказа Ростехрегулирования от 30 июня 2005 года № 170-ст) Указанный Стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещаемые в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных автомобильных дорог, в городских и сельских поселениях. Стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения.

Установив рекламную конструкцию в нарушение требований государственного стандарта, ответчик допустил также нарушение положений ч.4 ст. 19 Федерального закона от 13 марта 2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Таким образом, суд приходит к выводу, что размещение рекламной конструкции ООО «Реклама Центр» по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул. Варфоломеева..., угрожает безопасности дорожного движения неограниченного круга лиц.

В связи с тем, что несоответствие рекламной конструкции требованиям ГОСТ Р 52044-2003 может повлечь угрозу безопасности движения автомобильного транспорта, суд приходит к выводу, что она подлежит демонтажу.

Статьей 20 ФЗ от 13 марта 2006г. № 38 - ФЗ «O рекламе» предусмотрены основания признания разрешения на установку рекламы недействительным в судебном порядке в случаях: обнаружения несоответствия рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента; несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта.

В связи с тем, что разрешение на установку рекламной конструкции, не соответствует требованиям ГОСТ 52044-2003 и было выдано в 2002 году МУ «Управление наружной рекламой г.Ростова-на-Дону», данное разрешение по основаниям, предусмотренным ст. 20 ФЗ от 13 марта 2006 года № 38 - ФЗ «O рекламе», является недействительным.

Таким образом, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению, так как они законны, обоснованны, нашли свое подтверждение при рассмотрении дела, подтверждаются собранными по делу доказательствами.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 167, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Кировского района г.Ростова-на-Дону действующего в интересах неопределенного крага лиц к ООО «Реклама Центр», Муниципальное учреждение «Управление наружной рекламы г.Ростова-на-Дону» о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции и об обязании осуществить демонтаж рекламной конструкции - удовлетворить.

Признать недействительным разрешение на установку рекламной конструкции, выданное Муниципальным учреждением «Управление наружной рекламой г.Ростова-на-Дону» на размещение рекламной конструкции по адресу: г.Ростов-на-Дону, пр... ООО «Реклама Центр».

Обязать ООО «Реклама Центр» произвести демонтаж рекламной конструкции, расположенной по адресу: г.Ростов-на-Дону, пр. ... в течение месяца.

Решение может быть обжаловано в Ростовский Областной Суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток с момента принятия судьей решения в окончательной форме.

Мотивированное решение будет изготовлено 28 октября 2011 года.

Судья: