Дело № 2-2251/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 декабря 2011 года г.Ростов-на-Дону Ворошиловский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе: председательствующего судьи Ушникова М.П. с участием прокурора Николаевой Е.Ю. при секретаре Дроздовой Е.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г.Ростова-на-Дону действующего в интересах неопределенного крага лиц к ООО «Реклама Центр», Муниципальное учреждение «Управление наружной рекламы г.Ростова-на-Дону» о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции и об обязании осуществить демонтаж рекламной конструкции, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района г.Ростова-на-Дону действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ворошиловский суд с иском к ООО «Реклама Центр», МУ «Управление наружной рекламой г.Ростова-на-Дону» о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции и об обязании осуществить демонтаж рекламной конструкции. В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Октябрьского района г.Ростова-на-Дону была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, законодательства, регламентирующего деятельность в сфере распространения рекламы и установки рекламных конструкций при размещении средств наружной рекламы ООО «Реклама Центр». В ходе проверки установлено, что рекламная конструкция, принадлежащая ООО «Реклама Центр», расположенная по адресу: ..., установлена с нарушением ст. 6 ГОСТ Р 52044-2003, а именно: средство наружной рекламы нависает над проезжей частью, средство наружной рекламы расположено на расстоянии 7021 мм от горизонтальной проекции ближайшей точки рекламного щита до светофора и дорожного знака, высота опоры 3835 мм. Также, истец указал, что владельцем рекламной конструкции и ответственным за соблюдение требований ГОСТа является ответчик по делу, ООО «Реклама Центр». Согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ ООО «Реклама Центр» зарегистрировано и состоит на налоговом учете в Ворошиловском районе г.Ростова-на-Дону. Разрешение № 27549м на установку рекламной конструкции выдано в 2007 году МУ «Управление наружной рекламой г.Ростова-на-Дону». Размещение рекламной конструкции противоречит требованиям Госстандарта, который устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения. Учитывая изложенные обстоятельства, прокурор просил суд признать разрешение № 282м на установку рекламной конструкции, выданное ООО «Реклама Центр» МУ «Управление наружной рекламой г.Ростова-на-Дону» на размещение рекламной конструкции по адресу: ... недействительным, обязать ООО «Реклама Центр» осуществить демонтаж рекламной конструкции, размещённой по адресу: ... в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Помощник прокурора Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону Николаева Е. Ю. в судебное заседание явилась, исковое заявление поддержала в полном объеме, просила удовлетворить, дав аналогичные исковому заявлению пояснения. Кроме того, суду пояснила, что ... осуществляется интенсивное дорожное движение автомобильного транспорта и пешеходов. Нарушения, допущенные ООО «Реклама Центр», создают реальную угрозу для жизни и здоровья, а также сохранности имущества неопределенного круга лиц – пользователей автомобильными дорогами. Представитель ответчика ООО «Реклама Ценрт» Перегудов В.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, исковые требования не признал в полном объеме, просил суд в их удовлетворении отказать. Представитель ответчика ООО «Реклама Центр», Геллер Л.А., действующий на основании доверенности в судебное заседание явился, иск не признал, в удовлетворении заявленных требований просил отказать, в том числе и потому, что в настоящее время, все выявленные нарушения устранены, рекламная конструкция приведена в соответствие с требованиями нового ГОСТа и высота опоры (расстояние от поверхности земли до нижнего края рекламной конструкции) составляет 4,60 м., а расстояние от ближайшей к дороге точки рекламного щита до бордюрного камня составляет 5, 25 м., угол отклонения рекламной поверхности щита от проезжей части в сторону тротуара составляет 52 градуса, в связи с чем, оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется. Представитель ответчика, МУ «Управление наружной рекламой г.Ростова-на-Дону», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, МУ «Управление наружной рекламой г.Ростова-на-Дону», в порядке ст. 167 ГПК РФ. Суд, выслушав пояснения помощника прокурора Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону Николаевой Е.Ю., представителя ответчика Геллер Л.А., исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно п. 4 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» рекламная конструкция и её территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» технические регламенты принимаются, в том числе в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Порядок размещения рекламных конструкций регулируется техническим регламентом ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», утвержденным постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 года № 124-ст, с изменениями, введенными в действие с 1 сентября 2009 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 марта 2009 года (далее ГОСТ Р 52044-2003). В соответствии с п. 20, 21 ст. ФЗ «О рекламе» разрешение на установку рекламной конструкции может быть признано недействительным в судебном порядке в случаях несоответствия рекламной конструкции и её территориального размещения требованиям технического регламента, требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта. В случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца. В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Октябрьского района г.Ростова-на-Дону проверки соблюдения требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, а также законодательства, регламентирующего деятельность в сфере распространения рекламы и установки рекламных конструкций, было установлено, что рекламосодержащая конструкция, расположенная по адресу: ..., принадлежащая ООО «Реклама Центр» установлена с нарушениями ст. 6 ГОСТ Р 52044-2003: средство наружной рекламы нависает над проезжей частью, средство наружной рекламы расположено на расстоянии 7021 мм от горизонтальной проекции ближайшей точки рекламного щита до светофора и дорожного знака, высота опоры 3835 мм.. (л.д. 6). Также, судом установлено и подтверждается материалами дела, что владельцем рекламной конструкции и ответственным за соблюдение требований ГОСТа является ответчик, ООО «Реклама Центр». Согласно Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, ООО «Реклама Центр» зарегистрировано в качестве юридического лица и состоит на налоговом учете в ИМНС России по ... (л.д. 15). В судебном заседании достоверно и бесспорно установлено, что ООО «Реклама Центр» в 2001 году было получено разрешение № 6925 на установку рекламной конструкции по адресу ..., которую выдал ответчик, Муниципальное учреждение «Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону» (л.д. 8). В дальнейшем указанное неоднократно продлевалось и в настоящее время действительно разрешение № 7549м до 26 октября 2012 года. Каждая процедура получения и продления разрешения сопровождалась согласованием с с уполномоченными на то органами. Судом также установлено, что рекламная конструкция, была установлена по адресу ... в полном в соответствии со схемой и техническими характеристиками приложенными к разрешению №6925, что полностью соответствовало действующему на тот момент законодательству РФ и техническим регламентам, предъявляемым к указанным конструкциям, а именно, принадлежащая ответчику ООО «Реклама Центр» конструкция по адресу ... имеет высоту опоры 4500 мм, а расстояние от горизонтальной проекции ближайшей точки рекламного щита до бордюрного камня 2000 мм. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О рекламе» от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.05.2009 N 89-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 5, ч. 4 ст. 19 ФЗ от 13 марта 2006 года № 38 - ФЗ «O рекламе» реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного транспорта, рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Согласно п.5 ч.3 ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным, правовым актам о безопасности дорожного движения. Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессами проектирования (включая изыскания), производства, строительства монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения". Согласно разд. 1 данного ГОСТа «Область применения» стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения. Поскольку требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, суд приходит к мнению об обязательности его применения в порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций. Так, согласно с п. 6.1. ГОСТ 52044-2003 средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а также не должны быть размещены в том числе: на пешеходных переходах и пересечениях автомобильных дорог в одном уровне, а также на расстоянии менее 150 метров от них вне населенных пунктов, 50 метров – в населенных пунктах; а также сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 метров от бровки земляного полотна автомобильной дороги вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 метров от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) – в населенных пунктах. В соответствии с п. 6.2 указанного нормативного акта, на автомобильных дорогах нижний край рекламного щита или крепящих его конструкций размещают на высоте не менее 2,0 метров от уровня поверхности участка, на котором расположено средство размещения рекламы, а на территорий городских и сельских поселений – на высоте не менее 4,5 м. В силу п.п. 11 п. 6.1 средства наружной рекламы не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м. от бровки земляного полотна автомобильной дороги вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м. от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) – в населенных пунктах. Таким образом, в связи с изменением нормативов ГОСТа, а также увеличением количества дорожных знаков, указанная рекламная конструкция и имеющееся на неё разрешение №6925 перестали соответствовать требованиям ГОСТа только лишь в части её нахождения на расстоянии менее 30 метров от светофора и дорожного знака. Что касается указанного истцом нарушения по высоте опоры рекламной конструкции, то в настоящее время данное нарушение ГОСТа устранено, т.к. произведены конструктивные изменения рекламного щита путем его поднятия, в связи с чем, в настоящее время высота опоры составляет 4600 мм, что подтверждается двумя актами замеров, и соответствует ГОСТу. Вместе с тем, в судебном заседании достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что в настоящее время, установленная ООО «Реклама Центр» рекламосодержащая конструкция, расположенная по адресу: ... полностью соответствует остальным требованиям ГОСТ 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» и указанное обстоятельство достоверно подтверждается актом обследования сооружения от 05.12.2011 года, согласно которому высота опоры (расстояние от поверхности земли до нижнего края рекламной конструкции) составляет 4 60 м.; а расстояние от ближайшей к дороге точки рекламного щита до бордюрного камня составляет 5, 25 м., угол отклонения рекламной поверхности щита от проезжей части в сторону тротуара составляет 52 градуса. В указании МВД РФ от 14.09.1995 года № 1/4377 «О реализации Закона Российской Федерации «О рекламе» предусмотрено, что расстояние от нижнего края рекламы до поверхности дорожного покрытия автомобильных дорог должно быть не менее 2,2 м при установке сбоку от дороги вне населенных пунктов. Расстояние от нижнего края рекламы при ее размещении сбоку от дороги до поверхности дорожного покрытия должно быть не менее 4 м, а при установке над проезжей частью – не менее 6 м. В силу постановления от 22 декабря 2006 года № 1475 «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений на установку рекламных конструкций» (в ред. постановлений Мэра г. Ростова-на-Дону от 04.03.2008 № 200, от 26.12.2008 № 1385, от 13.05.2009 № 336) рекламные конструкции должны быть изготовлены и размещены в строгом соответствии с проектами и схемами размещения. Эксплуатация рекламных конструкций на улицах, площадях и тротуарах города, разделительных полосах, территориях, не имеющих застройки, должна обеспечивать условия безопасного движения транспорта и пешеходов, а также не препятствовать уборке и обслуживанию территории, на которой размещена реклама. Порядок размещения и эксплуатации рекламно-информационных элементов регулируется примерными правилами благоустройства и санитарного содержания городов и районов Ростовской области (в ред. постановления Администрации РО от 02.12.2008 № 562) предусматривает, что установка малых архитектурных форм и элементов внешнего благоустройства – киосков, павильонов, палаток, сезонных рынков, летних кафе, оград, заборов, газонных ограждений, остановочных транспортных павильонов, телефонных кабин, ограждений тротуаров, детских спортивных площадок, рекламных тумб, стендов, щитов для газет, афиш и объявлений, подсветка зданий, памятников, реклам, фонарей уличного освещения, опорных столбов, капитальный ремонт тротуаров допускаются лишь с разрешения соответствующего органа местного самоуправления при наличии согласованного проекта, при этом должно быть соблюдено целевое назначение земельного участка. В отношении соответствия рекламных конструкций, устанавливаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги, требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения, до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов установка рекламных конструкций осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании». В настоящее время действует национальный стандарт ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама па автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», введенный в действие Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 22 апреля 2003 года № 124-ст (в ред. Приказа Ростехрегулирования от 30 июня 2005 года № 170-ст) Указанный Стандарт распространяется на средства наружной рекламы, размещаемые в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования, ведомственных и частных автомобильных дорог, в городских и сельских поселениях. Стандарт устанавливает требования к техническим средствам стабильного территориального размещения рекламы и способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения. Таким образом, суд приходит к выводу, что размещение рекламной конструкции ООО «Реклама Центр» по адресу: ... в настоящее время не противоречит требованиям Госстандарта, не угрожает безопасности дорожного движения неограниченного круга лиц, так как в настоящее время установлено в строгом соответствии с национальным стандартом ГОСТ Р 52044-2003 и требованиями ФЗ «О рекламе» и необходимости в осуществлении демонтажа указанной конструкции не имеется. Поскольку истцом также заявлено требования о признании разрешения № 7549м на установку рекламной конструкции по ..., выданного ООО «Реклама Центр» МУ «Управление наружной рекламой г.Ростова-на-Дону» недействительным, суд, проанализировав все представленные доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности также приходит к выводу о необходимости отказа в заявленном требовании, поскольку само по себе разрешение на установку рекламной конструкции не является правоустанавливающим документом, не является актом государственных или муниципальных органов, а является лишь информационным документом призванным представлять информацию о данном объекте рекламы, его владельце, и само по себе не может нарушать чьи-либо права, в том числе обеспечивающих безопасность дорожного движения, в связи с чем, само по себе признание недействительным разрешения на установку технически-правильной и расположенной в соответствии с ГОСТом рекламной конструкции не влечет за собой юридически значимых последствий и приведет к неисполнимости судебного решения. В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. По смыслу указанной нормы законным является решение, принятое судом в точном соответствии с действующими нормами материального и процессуального права в момент рассмотрения и разрешения спора. Обоснованным будет признано судебное решение, в котором всесторонне и полно установлены все юридически значимые для дела факты, подтвержденные доказательствами, отвечающими требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. С учетом изложенного, оценив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г.Ростова-на-Дону к ООО «Реклама Центр», МУ «Управление наружной рекламой г.Ростова-на-Дону» о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции и об обязании осуществить демонтаж рекламной конструкции необходимо отказать. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 167, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского района г.Ростова-на-Дону к ООО «Реклама Центр», МУ «Управление наружной рекламой г.Ростова-на-Дону» о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции и об обязании осуществить демонтаж рекламной конструкции – ОТКАЗАТЬ. Решение может быть обжаловано в Ростовский Областной Суд через Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток с момента составления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 16 декабря 2011 года. СУДЬЯ: