Дело № 2-3916/12 19 января 2012 года г. Ростов-на-Дону Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе: председательствующего судьи Пискловой Ю.Н. с участием помощника прокурора Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону Николаевой Е.Ю. адвоката Морохиной Е.А. при секретаре Поповой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство председателя Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону Ерасовой Е.Н. по гражданскому делу по заявлению кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва от политической партии КПРФ Бессонова Е.И., Ростовского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», заинтересованное лицо: Территориальная избирательная комиссия Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону об итогах выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва на территории Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, УСТАНОВИЛ: Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва от политической партии КПРФ Бессонов Е.И., Ростовское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» обратились в Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону с заявлением об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону об итогах выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва на территории Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, сославшись на то, что 04 декабря 2011 года состоялись выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. В ходе проведения выборов со стороны государственных органов, уполномоченных и ответственных за их организацию и проведение, были допущены нарушения избирательного законодательства, которые существенно повлияли на результаты волеизъявления граждан и не позволили выявить их действительную волю ввиду умышленного искажения результатов голосования. Итогом проведённого голосования стало несовпадение данных протокола ТИК об итогах голосования на территории Ростовской области - Ростовская, Ворошиловского района города Ростова-на-Дону, составленного по 59-ми УИК с данными, выданными членам УИК заверенных копий протоколов 6-ти участковых избирательных комиссий, заполненных сразу после их составлении в день голосования при подсчёте голосов. Заявители указали в своем заявление, что наличие указанных несоответствий позволяет сделать вывод о наличии нарушения прав избирателей и установления результата их волеизъявления, в связи с фальсификацией протоколов председателями УИК №№. В связи с вышеизложенным заявители просили суд отменить решение Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону об итогах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва на территории Ростовской области- Ростовская Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону. Принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей на избирательных участках №№ № В судебном заседании председатель ТИК Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону Ерасова Е.Н., действующая на основании постановления избирательной комиссии РО от ... за № заявила ходатайство о прекращении производства по делу, по тем основаниям. Что из представленного заявления видно, что оспариваемое решение Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону не затрагивает прав и интересов регионального отделения или иных структурных подразделений политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», а также прав и интересов отдельных кандидатов, включенных в федеральные списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями. Документов, подтверждающих, что политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации» уполномочила заявителей на подписание и подачу заявления в суд не представлено. Из представленного заявления видно, что права и интересы не только регионального отделения, но и политической партии в целом, оспариваемым решением ТИК и протоколами об итогах голосования, составленными участковыми избирательными комиссиями в ходе проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва не нарушены. Заявитель Бессонов Е.И., представители Ростовского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» - Кунаева И.М., Морохина Е.А., действующие на основании доверенности, возражали против заявленного ходатайства, считая, что они являются надлежащими заявителями, оспариваемым решением Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону нарушены избирательные права заявителей. Суд, выслушав лиц участвующих в деле, мнение прокурора, полагающего подлежащим удовлетворению заявленное ходатайство, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса. В силу п.1ч.1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право. Заявители Бессонов Е.И., Ростовское областное отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» считают, что 04 декабря 2011 года председателями УИК №№ была допущена фальсификация протоколов по итогам проведенного голосования, в связи с чем произошло несовпадение данных протокола ТИК об итогах голосования на территории Ростовской области - Ростовская, Ворошиловского района города Ростова-на-Дону, составленного по 59-ми УИК с данными, выданными членам УИК заверенных копий протоколов 6-ти участковых избирательных комиссий. Разница между данными суммированного протокола территориальной избирательной комиссии и сводной таблицы с данными протоколов, выданными участковыми избирательными комиссиями составляет: по числу избирателей, внесенный в список избирателей +20; по количеству бюллетеней, выданных в помещении для голосования -31; по количеству в стационарных ящиках -492; по количеству недействительных бюллетеней – 30; по количеству действительных бюллетеней + 113; по количеству удостоверений, выданных на УИК + 60; по количеству проголосовавших по открепительным удостоверениям на ИУ +98; по количеству открепительных удостоверений, выданных избирателями ТИК +4. Разница в числе голосов поданных за федеральный список: политическая партия «Справедливая Россия» -180; политическая партия «ЛДПР» - 235; политическая партия «Патриоты России» -45; политическая партия «КПРФ» -0; политическая партия «Яблоко» -77; политическая партия «Единая Россия» +781; политическая партия «Правое дело» -17. Указанные нарушения, по мнению заявителей, являются существенными и позволяют сделать вывод о наличии нарушенных прав избирателей. В соответствии с п. 1.2 ст. 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 22 мая 2002 г.) суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов были допущены нарушения настоящего Федерального закона. В случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными. Согласно ч. 3 ст. 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 22 мая 2002 г.) суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей. В статье 259 ГПК РФ и специальных избирательных законах определен круг лиц, правомочных обратиться в суд с заявлением о защите избирательных прав. К ним, в частности, относятся, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, наблюдатели, политические партии и их региональные отделения и т.д. (ч. 1 ст. 259 ГПК РФ, п. 10 ст. 75 Федерального закона № 67-ФЗ). Однако это не означает, что названные лица, непосредственно связанные с избирательным процессом, вправе обращаться в суд с заявлением по поводу любых нарушений избирательного законодательства в защиту прав других лиц. Каждый участник избирательного процесса имеет свой круг прав и обязанностей, установленный федеральным законодательством, и вправе обращаться за защитой только своих избирательных прав, если считает их нарушенными (ст. 3, 4 ГПК РФ). Обращение в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами (ч. 1 ст. 46 ГПК РФ). Согласно ст. 3 Федерального закона № 95-ФЗ от 11.07.2011 года « О политических партиях» политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии. Руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации. Под региональным отделением политической партии в настоящем Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом. Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. В соответствии с п. 25 ст.2 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательным объединением признается политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющие в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. Согласно п.3 ст. 32 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии ч федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. В соответствии с ч.1 ст.33 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» право участия в выборах депутатов Государственной Думы предоставлено исключительно политическим партиям. Названный Федеральный закон не предоставляет права участвовать в выборах депутатов Государственной Думы региональным отделениям или иным структурным подразделениям политических партий. Частью 1 ст. 7 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусмотрено выдвижение кандидатов в депутаты Государственной Думы исключительно в составе федеральных списков кандидатов, выдвигаемых политическими партиями. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» не предусматривает непосредственного выдвижения кандидатов, помимо выдвижения в составе федерального списка кандидатов. Согласно ч.ч. 2,7,8 ст. 82 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» распределение депутатских мандатов осуществляется между федеральными списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями. Исходя из принципа равенства кандидатов, установленного ст. 39 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав..." все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. От имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам, доверенные лица, а в случае выдвижения кандидата в составе списка кандидатов также уполномоченные представители, доверенные лица избирательного объединения, выдвинувшего этот список. Таким образом, избирательное объединение, выдвинувшее кандидата в состав списка кандидатов, вправе выступать от своего имени только в защиту своих прав и интересов и не наделено правами по обращению в защиту прав и законных интересов других участников избирательного процесса. В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о том что производство по делу должно быть прекращено, поскольку данное дело не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, так как в заявлении оспаривается акт, не затрагивающий права, свободы и интересы заявителей. Оспариваемое решение Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону не затрагивает прав и интересов регионального отделения или иных структурных подразделений политической партии, а также прав и интересов отдельных кандидатов, включенных в федеральные списки кандидатов, выдвинутых политическими партиями. Единственным надлежащим заявителем по такой категории гражданских дел может выступать сама политическая партия, принявшая участие в выборах. В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Доказательств на право выступать в судах от имени политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», на подписание искового заявления и представление его в суд, заявителями суду не представлено. Кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва от политической партии КПРФ Бессонов Е.И., Ростовское областное отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в лице первого секретаря Ростовского областного отделения политической партии КПРФ Коломейцева Н.В. не являются лицами, чьи права и интересы могут быть затронуты решениями участковых избирательных комиссий, оформленными соответствующими протоколами об итогах голосования. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 134, 220, 225 ГПК РФ, суд ОПРЕДЕЛИЛ: Прекратить производство по делу по заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ шестого созыва от политической партии КПРФ Бессонова Е.И., Ростовского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», заинтересованное лицо: Территориальная избирательная комиссия Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону об итогах выборов депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва на территории Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону. На определение может быть подана частная жалоба, представление прокурора в Ростовский областной суд через Ворошиловский районный. суд г. Ростова-на-Дону в течение 15 дней со дня вынесения определения судом первой инстанции. Судья: