решение о взыскании заработной платы



№ 2-155/12

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 января 2012 года г. Ростов-на-Дону.

Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Ушникова М.П.

при секретаре Дроздовой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минасян Г.М. к ЖСК «Север 8» г. Ростов-на-Дону о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец Минасян Г.М. обратился в Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону с исковым заявлением ЖСК «Север 8» г. Ростов-на-Дону о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда.

В исковом заявлении указано, что жена истца Минасян И.В. работала бухгалтером ЖСК «Север 8» в период времени с 01 июля 2006 г. до 15 августа 2011 г. На время очередного трудового отпуска Минасян Г.М. исполнял ее трудовые обязанности.

Также в исковом заявлении указано, что 29 июня 2011 г. из отпуска вернулась Минасян И.В. и 01 июля 2011 г. она рассчитала заработную плату сотрудникам ЖСК за июнь 2011 г. и передала ведомость на выдачу зарплаты новому председателю правления ЖСК «Север 8» Иванову Г.М. на подпись, однако, Иванов Г.М. поставил на ведомости отметку напротив фамилии истца о том, чтобы кассир ЖСК не выдавала заплату истцу.

Указанную заработную плату истец не получил до настоящего времени.

На основании изложенного истец Минасян Г.М. просил суд взыскать с ЖСК «Север 8» в его пользу задолженность по заработной плате в размере 5799 рублей 60 копеек.

Впоследствии истец Минасян Г.М. уточнил исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил суд также взыскать с ответчика ЖСК «Север 8» в пользу истца также проценты за несвоевременную выплату заработной платы в размере 261 рубль 56 копеек, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

Истец Минасян М.Г. в судебное заседание явился, исковое заявление поддержал в полном объеме, просил суд исковое заявление удовлетворить в полном объеме, дав аналогичные исковому заявлению пояснения.

Представитель ЖСК «Север 8» - Иванов Г.М. в судебное заседание явился, исковое заявление не признал в полном объеме, просил суд отказать в удовлетворении искового заявления в полном объеме, при этом не отрицал, что заработную плату истец не получил по состоянию на 1.01.2012 г. 09.01.2012 г. истцу была направлена заработная плата почтовым переводом, которая исчислена в другом размере – 830 рублей 60 копеек.

Представитель ЖСК «Север 8», по ордеру – Лунтовский М.В. в судебное заседание явился, исковое заявление не признал в полном объеме, просил суд отказать в удовлетворении искового заявления в полном объеме.

Суд, выслушав пояснения сторон, показания свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - также лица, не достигшие указанного возраста. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

В соответствии с приказом № 5 от 30 мая 2011 г. бухгалтер ЖСК «Север 8» Минасян И.В. был предоставлен отпуск очередной отпуск с 01 июля 2011 г., а исполнение обязанностей бухгалтера ЖСК «Север 8» было возложено на Минасян Г.М. с окладом согласно штатного расписания, что подтверждается указанным приказом (л.д. 22-23), выпиской из указанного приказа (л.д. 5), письмом Государственной инспекции труда в РО (л.д. 31), табелем использования рабочего времени за июнь 2011 г. Минасян Г.М. в ЖСК «Север 8» (л.д. 55), актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя (л.д. 64-65), предписанием № 3.2.15_217/3 (л.д. 66-67), пояснениями сторон и никем в судебном заседании не отрицалось и не оспаривалось.

В соответствии со ст. 2 ТК РФ основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются является в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Как установлено в судебном заседании истцу Минасян Г.М. была начислена заработная плата, что подтверждается ведомостью начисления заработной платы (л.д. 11), ведомостью расчета заработной платы (л.д. 12), платежной ведомостью (л.д. 15).

В соответствии с платежной ведомостью № 6 за период времени с 01 июня по 30 июня истцу Минасян Г.М. была начислена заработная плата в размере 5799 рублей 60 копеек, однако, напротив фамилии истца в указанной ведомости стоит отметка – «не выдавать» (л.д. 15), что свидетельствует о том, что заработная плата в размере 5799 рублей 60 копеек истцу Минасян Г.М. не выплачивалась.

Также в судебном заседании установлено, что предписанием Государственной инспекции труда в РО от 03 ноября 2011 г. ЖСК «Север 8» было предписано оплатить заработную плату работнику Минасян Г.М. за период работы в ЖСК «Север 8» в соответствии с табелем учета использования рабочего времени за фактически отработанное время (л.д. 66-67).

В судебном заседании не отрицалось и не оспаривалось то обстоятельство, что ЖСК «Север 8» начислил согласно предписанию Государственной инспекции труда в РО от 03 ноября 2011 г. заработную плату в размере 830 рублей 60 копеек, которая была направлена в адрес истца Минасян Г.М., что подтверждается почтовым переводом, квитанций почтового отправления (л.д. 40), письмом ЖСК «Север 8» в адрес Государственного инспектора труда РО Петреченко О.Ю. (л.д. 8), расчетом (л.д. 39).

При этом председатель ЖСК «Север 8», отказывая истцу Минасян Г.М. в выплате оставшейся заработной платы в размере 4969 рублей, исходил из того, что Минасян Г.М. работал не полный рабочий день, нарушал требований дисциплины труда, в подтверждение чего предоставил табель учета использования рабочего времени (л.д. 55), актом от 27 октября 2011 г. (л.д. 60-63).

Однако, председатель ЖСК «Север 8» суду не предоставил в порядке ст. 55, 56 ГПК РФ доказательства того, что истец Минасян Г.М. за период времени исполнения им обязанностей бухгалтера привлекался к дисциплинарной ответственности за указанные нарушения трудовой дисциплины.

Таким образом, учитывая изложенное и принимая во внимание, что истец Минасян Г.М. был фактически допущен к работе в качестве бухгалтера в ЖСК «Север 8» и ему была начислена заработная плата в размере 5799 рублей 60 копеек, из которой на основании предписания Государственной инспекции труда РО ему была выплачена сумма в размере 830 рублей 60 копеек, учитывая, что к истцу Минасян Г.М. не были применены меры дисциплинарной ответственности за нарушения требований действующего трудового законодательства, из чего суд делает однозначный вывод о том, что Минасян Г.М. не допускал нарушений дисциплины труда за все время выполнения работы в качестве бухгалтера, а также учитывая, что действующее трудовое законодательство предусматривает право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, суд считает необходимым взыскать с ЖСК «Север 8» в пользу Минасян Г.М. задолженность по выплате заработной платы в размере 4969 рублей.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Истцом Минасян Г.М. суду был представлен расчет в соответствии с которым проценты за несвоевременную выплаты заработной платы составляют сумму в размере 261 рублей 56 копеек. Указанный расчет был проверен судом, расчет не содержит материальных и технических ошибок, поэтому суд считает возможным с ним согласиться.

Кроме того, представителем ответчика суду не было представлено доказательств того, что сумма процентов составила большую или меньшую сумму, чем та, которая указана в представленном истцом расчете.

Таким образом, учитывая изложенное, суд считает необходимым также взыскать с ответчика ЖСК «Север 8» в пользу истца Минасян Г.М. проценты за несвоевременную выплату заработной платы в размере 261 рублей 56 копеек.

Что касается требования истца Минасян Г.М. о взыскании в его пользу с ответчика компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 1099 ГК РФ основание и размер компенсации морального вреда определяется правилами, предусмотренными настоящий главой и статьей 151 настоящего кодекса.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Компенсация морального вреда по общему правилу допускается при наличии вины причинителя.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

При таких обстоятельствах, учитывая изложенное и принимая во внимание обстоятельства, ранее установленные судом, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца также компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.

Судом при определении размера компенсации морального вреда установлены степень вины ответчика и иные заслуживающие внимания обстоятельства, учтена степень физических и нравственных страданий истца.

Что касается судебных расходов, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежной содержании) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособии.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости взыскать с ответчика ЖСК «Север 8» в доход государства государственную пошлину в размере 400 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Жилищно-строительного кооператива «Север 8» г. Ростов-на-Дону в пользу Минасян Г.М. задолженность по выплате заработной платы в размере 4 969 рублей, проценты за несвоевременную выплату заработной платы в размере 261 рубль 56 копеек, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей, а всего 8 230 рублей 56 копеек.

Взыскать с Жилищно-строительного кооператива «Север 8» г. Ростов-на-Дону госпошлину в доход местного бюджета 400 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Ворошиловский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца с момента составления мотивированного решения.

СУДЬЯ: