Дело Номер обезличен
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Дата обезличенаг. в г.Волгограде
Ворошиловский районный суд г.Волгограда
В составе
председательствующего судьи Рыкова Д.Ю.
при секретаре Алимовой О.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «ЭкоМастер» о возложении обязанности
У С Т А Н О В И Л:
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ЭкоМастер» о возложении обязанности.
В обосновании своих требований он сообщил, что ответчик занимается деятельностью по хранению бытовых отходов на полигоне в районе .... данная деятельность является опасной для окружающей среды и здоровья человека и сопряжена с выбросами вредных веществ в воздух. Действующее Законодательство предусматривает, что данный вид деятельности возможен только на основании соответствующих разрешений, которые сопряжены с выдачей документов содержащих нормативы предельно допустимых выбросов, которые подлежат утверждению в соответствующих государственных надзорных органах. После чего на данный вид деятельности выдается разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.
Проведенной Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО «ЭкоМастер» выявлены нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха, а именно отсутствие у ответчика отсутствие нормативов ПДВ и разрешений на данный выброс. В связи с тем, что деятельность связанная с загрязнением окружающей среды при отсутствии данных документов запрещаена законодательством прокурор просит суд обязать ООО «ЭкоМастер» в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу предоставить в территориальный орган специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха – Нижнее-Волжское управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора проект нормативов предельно допустимых выбросов для утверждения и оформления разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.
Представитель ответчика в судебном заседании сообщил суду, что они согласны с обнаруженными прокурором нарушениях законодательства и сообщили, что в настоящее время их организацией в Дата обезличена заключен договор со специализированной организацией на разработку данной документации на нормативы и ПДВ загрязняющих веществ, срок исполнения, которых 1 год. В связи с чем ответчик берет на себя обязанность предоставить Нижнее-Волжское управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора проект нормативов предельно допустимых выбросов для утверждения и оформления разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу, но срок исполнения данной обязанности просит расширить до 1 года.
Представитель Нижнее-Волжское управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора в судебное заседание не явился причину неявки не сообщил, о времени и месте судебного разбирательства оповещен.
Выслушав стороны по делу и изучив представленные доказательства суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно общим положениям ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г., размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Требованиями ст. 23 указанного Федерального закона предусмотрено, что выбросы вредных веществ в окружающую среду допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г., «Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.
При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
За выдачу разрешений на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.»
В соответствии с п. 3 ст. 12 и ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выброс вредных веществ допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного органа федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ. На территории Волгоградской области территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха является Нижне-Волжское управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора.
Как установлено проверкой, ООО «ЭкоМастер» осуществляет деятельность в сфере обращения с отходами, в частности осуществляет эксплуатацию полигона твердых бытовых и промышленных отходов по адресу: ..., ..., ...Г.
При эксплуатации полигона ТБО осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от работы двигателей автотранспорта, от проведения сварочных работ, от карт размещения отходов и других источников. Загрязняющими веществами являются: метан, толуол, аммиак, ксилол, углерода оксид, азота диоксид, формальдегид, этилбензол, ангидрид сернистый, сероводород и др.
В ходе проведенной межрайпрокуратурой, с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Волгоградской области, проверки было установлено, что проект нормативов ПДВ предприятием не разработан, разрешение на выброс загрязняющих веществ отсутствует. Данные факты подтверждаются справкой о проверке исполнения требований закона об охране окружающей среды в деятельности ООО «ЭкоМастер» от Дата обезличенаг. л.д.6), а также объяснениями генерального директора ООО «ЭкоМастер» ФИО1, данными в межрайпрокуратуре Дата обезличенаг.
Таким образом, производственная деятельность ООО «ЭкоМастер» при эксплуатации полигона ТБО осуществляется без утвержденного проекта нормативов ПДВ и без разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, что недопустимо.
По данным фактам правонарушений межрайпрокуратурой в отношении ООО «ЭкоМастер» и в отношении генерального директора ООО «ЭкоМастер» возбуждены производства об административном правонарушении по ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ.л.д.19)
При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена (ч. 5 ст. 14, ч. 7 ст. 15 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).
Таким образом, в результате производственной деятельности ответчика при осуществлении выбросов вредных веществ в атмосферный воздух нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ и гарантированные государством.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Интересы неопределенного круга лиц – граждан, которые проживают, находятся и могут находиться в будущем в зоне влияния производственной деятельности ответчика (связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации) от неисполнения требований экологической безопасности нарушены тем, что атмосферный воздух является неотъемлемым компонентом окружающей среды, который в совокупности с другими компонентами обеспечивает благоприятные условия жизни на Земле, является неотъемлемой частью среды обитания человека, поэтому является объектом охраны окружающей среды от загрязнения, а гражданам гарантированно государством право на благоприятную окружающую среду, (ст. 42 Конституции РФ, ст.ст. 1 и 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Интересы Российской Федерации нарушены тем, что Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны атмосферного воздуха, в соответствии с принципами, установленными международными договорами Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, поэтому не должна допускать трансграничного перемещения вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, поэтому формирует и проводит единую государственную политику в данной области, устанавливая порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ст.ст. 5 и 33 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).
Эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется (согласно ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды») в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ч. 2 ст. 34 названного закона). Невыполнение требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем, что в силу ст. 1065 ГК РФ и ст. 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» является основанием для приостановления соответствующей деятельности в судебном порядке.
Таким образом суд усматривает, что требование Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора, ответчик обязан предоставить в территориальный орган специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха – Нижнее-Волжское управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора проект нормативов предельно допустимых выбросов для утверждения и оформления разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу и поскольку на сегодняшний день данная обязанность ответчиком не выполнена не смотря на заключение ими договора с ООО Жилкомунпроект-сервис» от Дата обезличенаг. на изготовление данных проектов мерой по защите прав и интересов не определенного круга лиц будет являться возложение на него данной обязанности обеспеченной предусмотренными законом принудительными мерами по исполнению. Сроки исполнения данной обязанности суд полагает разумными и реальными, дальнейшее произвольное затягивание данного действия будет существенным образом ухудшать экологическую обстановку данной территории.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора к ООО «ЭкоМастер» о возложении обязанности удовлетворить в полном объеме
Возложить на ООО «ЭкоМастер» обязанности в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу предоставить в территориальный орган специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха – Нижнее-Волжское управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора проект нормативов предельно допустимых выбросов для утверждения и оформления разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течении 10 дней через Ворошиловский районный суд Волгограда
Решение изготовлено Дата обезличенаг.
председательствующий