2-3164/2010
Р Е Ш Е Н И Е (заочное)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2010 года г.Волгоград
Ворошиловский райсуд г.Волгограда
в составе: председательствующего судьи Куратовой Л.В.
при секретаре Гахаевой А.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шайкина В.С. к Администрации Волгограда о понуждении к принятию решения о предоставлении в аренду земельного участка,
у с т а н о в и л:
Шайкин В.С. обратился в суд с иском к администрации Волгограда, в котором просит обязать ответчика принять решение о предоставлении земельного участка, площадью ...., для размещения индивидуального жилого дома по .... В обоснование требований указал, что (дата) он обратился с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью ...., в аренду для индивидуального жилищного строительства в .... Письмом (№) от (дата) ему сообщили, что администрацией Волгограда с учетом рекомендаций комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда по его заявлению принято решение - возможно формирование земельного участка при условии получения положительного заключения департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда и отсутствия прав третьих лиц; необходимо опубликовать сообщение о приеме иных заявлений о возможности предоставления в аренду данного земельного участка. Письмом (№) от (дата) ... уведомил, что информация о принятом решении комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда о возможном предоставлении данного земельного участка опубликована в газете «...» от (дата) и на официальном сайте администрации Волгограда. На данный земельный участок иных и последующих заявлений не имеется. Письмом (№) от (дата) было сообщено, что ... принято решение отложить до уточнения ранее принятых решений. Срок уточнения ранее принятых решений в письме назван не был, то есть фактически рассмотрение заявления было отложено на неопределенный срок. Для конкретизации срока, на который отложено принятие решения, он обращался на личный прием руководителям соответствующих структурных подразделений администрации Волгограда, где получал неопределенные ответы. (дата) он письменно обратился к ... для выяснения срока принятия решения о предоставлении земельного участка. В ответном письме ... ФИО4 сообщил, что структурные подразделения администрации до настоящего времени не располагают информацией о наличии прав третьих лиц на запрошенные земельные участки, но не могут принять решения, так как не исключают возможность, что объявятся правообладатели данных земельных участков. Также данным письмом сообщается, что определен заказчик на разработку документации по планировке и межеванию ..., который не приступил к выполнению работ, и срок выполнения работ не определен. Согласно генеральному плану г. Волгограда, а также заключению о формировании земельного участка дл размещения объекта, выданным (дата) ..., заявленный на предоставление земельный участок находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, что соответствует цели предоставления земельного участка в аренду. Считает, что согласно действующему законодательству отсутствие проекта не является препятствием к рассмотрению вопросов о предоставлении в аренду земельного участка. Процедура по предоставлению земельного участка в аренду без согласования места размещения объекта не включает в себя проведение работ по подготовке документации по планировке и межеванию территории. В связи с чем, нарушено его право на получение в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Истец Шайкин В.С. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление, где просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель истца Шайкина В.С., действующий на основании доверенности ФИО6, в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации г. Волгограда, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образ, что подтверждается распиской л.д.69), не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, не представил суду доказательств уважительности неявки. В этой связи суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства в соответствии со ст. 233 ГПК РФ.
Представитель третьего лица ..., действующий по доверенности ФИО7, в судебном заседании с требованиями не согласился, суду пояснил, что порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа город-герой Волгоград определен статьей 30.1. Земельного кодекса РФ от (дата) (№) и Положением о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде, утвержденного постановлением администрации Волгограда от (дата) (№). Согласно установленному порядку, вопросы, связанные с предоставлением земельных участков, рассматриваются ..., осуществляющей свою деятельность на основании постановления администрации города Волгограда (№) от (дата) «О комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда». На обращение истца от (дата) администрацией Волгограда с учетом рекомендаций ... от (дата) было принято решение - отказать, поскольку было необходимо заключение ... ... в части принадлежности испрашиваемого земельного участка к землям городских лесов. Впоследствии ..., в заключении (№) от (дата), был сделан вывод о допустимости предоставления испрашиваемого земельного участка площадью .... для размещения индивидуального жилого дома Шайкину В.С. по .... В тоже время было получено письмо администрации ..., в котором администрация ... обращала внимание на невозможность предоставления земельных участков до утверждения проекта планировки и межевания территории всего поселка (заказчик работ - ...) и пересмотре ранее принятых решений о возможности формирования земельных участков. Отсутствие градостроительной документации по планировке территории препятствует, согласно п. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ, принятию органом местного самоуправления каких-либо решений об осуществлении на ней строительной деятельности. Доводы истца о нарушении предусмотренного ч. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, срока для принятия решения по заявлению гражданина о предоставлении в аренду земельного участка, считает необоснованными, поскольку ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, устанавливает особенности предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Указанная норма определяет двухнедельный срок для принятия решения органом местного самоуправления по заявлению гражданина, но лишь в том случае если земельный участок на момент обращения сформирован, т.е. согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, границы его определены в соответствии с федеральными законами. На момент обращения Шайкина В.С. с заявлением в администрацию Волгограда, земельный участок сформирован не был. Соответственно сроки, установленные ст. 30.1. нарушены не были. Таким образом, принятие решения о размещении индивидуального жилого дома на испрашиваемом земельном участке противоречит нормам действующего законодательства. Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, комиссией по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от (дата) по указанному заявлению принято решение - отложить до уточнения принятых решений с учётом письма администрации ... (№) от (дата). Кроме того, постановлением главы Волгограда (№) от (дата) внесены изменения в постановление Главы Волгограда от (дата) (№) «О разработке документации по планировке и межеванию территории» - срок выполнения работ продлен до (дата)
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица ..., действующая на основании доверенности ФИО8, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку земельный участок площадью .... для размещения индивидуального жилого дома по ... не соответствует имеющейся схеме планировки этого поселка. Считает, что в настоящее время спорный земельный участок предоставить в аренду не представляется возможным до разработки документации по планировке и межеванию территории.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
В силу ст. 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно п. 1.5 Положения «О комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда», утвержденного Постановлением администрации г. Волгограда от (дата) (№), решения комиссии являются основанием формирования земельных участков для их предоставления гражданам, юридическим лицам (в том числе с проведением конкурсов, аукционов), для подготовки проектов постановлений администрации Волгограда о предварительном согласовании мест размещения объектов, о проведении конкурсов, аукционов, об оформлении прав на земельные участки и связанные с ними объекты, по резервированию и изъятию земельных участков для муниципальных нужд.
Как установлено в судебном заседании, (дата) Шайкин В.С. обратился в ... по вопросу о возможности предоставления для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью .... по адресу ... л.д.14).
... было подготовлено градостроительное заключение (№), утвержденное (дата). Вместе с тем, для рассмотрения данного вопроса на комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда необходимы заключения согласующих служб. ... были подготовлены и направлены запросы в ... (исх. (№) от (дата)) и администрацию ... Волгограда (исх. (№) от (дата)) для подготовки заключений о возможности и условиях предоставления земельного участка для размещения объекта с учетом информации о наличии прав третьих лиц, что следует из письма ... от (дата) л.д.15).
Согласно письма ... от (дата) (№) на имя ..., испрашиваемый Шайкиным В.С. земельный участок расположен в зоне существующей индивидуальной жилой застройки ..., в связи с чем необходимо заключение администрации ... о наличии (отсутствии) прав третьих лиц л.д.60).
Администрацией Волгограда с учетом рекомендаций комиссии по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от (дата) по заявлению Шайкина В.С. о возможности предоставления для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью .... по адресу ..., было принято решение - отказать, поскольку необходимо заключение ... в части принадлежности испрашиваемого земельного участка к землям городских лесов л.д.16).
Впоследствии администрацией Волгограда с учетом рекомендаций ... от (дата) – (дата) по заявлению Шайкина В.С. было принято решение, что формирование земельного участка возможно, при получении положительного заключения ... и отсутствия прав третьих лиц; опубликовать сообщение о приеме иных заявлений о возможности предоставления в аренду данного земельного участка л.д.17).
..., в заключении (№) от (дата) сделан вывод о допустимости предоставления испрашиваемого земельного участка площадью .... для размещения индивидуального жилого дома Шайкину В.С. по ... л.д.18-19).
В тоже время ... было получено письмо администрации ... от (дата), в котором администрация ... обращала внимание на невозможность предоставления земельных участков, в том числе участка Шайкину В.С. (предлагаемые границы земельного участка не соответствуют утвержденной детальной планировке поселка, не решен вопрос о принадлежности участка к землям городских лесов), - до утверждения проекта планировки и межевания территории всего поселка (заказчик работ - ...) и пересмотре ранее принятых решений о возможности формирования земельных участков л.д.23-24).
Согласно ст. 41 Градостроительного кодекса РФ:
1. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
2. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
3. В случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством.
4. В случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку. Объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны.
5. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
В соответствии со ст. 43 ч. 2 Градостроительного кодекса РФ, подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Согласно ст. 9 ч. 3 Градостроительного кодекса РФ, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Таким образом, обоснованны доводы представителя третьего лица ... ФИО7 о том, что принятие решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка для размещения индивидуального жилого дома до утверждения документации по планировке и межеванию территории противоречит нормам действующего законодательства.
Комиссией по градостроительству и земельным отношениям администрации Волгограда от (дата) – (дата) по заявлению Шайкина В.С. принято решение - отложить до уточнения принятых решений с учётом письма администрации ... (№) от (дата) л.д.22).
Согласно заключения комитета по градостроительству и архитектуре (№) от (дата), по земельному участку, испрашиваемому Шайкиным В.С., утвержденный проект планировки и проект межевания отсутствует. Формирование земельного участка возможно после разработки и утверждения в установленном порядке документации по планировке и межеванию территории л.д.27-28).
В материалах дела имеется письмо ... от (дата), из которого следует, что ... возвращены без согласования, в соответствии с заключениями ... от (дата) (№), (№), что формирование земельных участков по ... возможно после разработки и утверждения документации по планировке и межеванию территории. Необходимость разработки проекта планировки и межевания территории вызвана тем, что земельные участки в ... предоставляются на основании отводов земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, в соответствии с разработанной и утвержденной проектной документацией. ... заказчиками на разработку проектной документации были определены: - Администрация ... района, в соответствии с постановлением администрации Волгограда от (дата). (№); - ..., в соответствии с решением ... от (дата). (№). Улицы ..., а также улицы ... не вошли в границы земельных участков предоставленных указанным организациям под индивидуальное жилищное строительство. В ... поступают документы, в том числе решения судов о признании имущественных прав на домовладения расположенные на указанных улицах, а также решения ... о выделении земельных участков по указанным улицам, в соответствии с постановлением администрации Волгограда от (дата) «О предварительном согласовании места размещения объекта Волгоградскому лесхозу». Учитывая, что земельные участки по ..., ..., ... и ..., в свое время могли быть предоставлены на основании решений ..., разработка документации по планировке и межеванию территории ..., должна установить наличие прав третьих лиц по указанным улицам. Заказчиком на разработку документации по планировке и межеванию территории ... определено ... постановлением администрации Волгограда от (дата) (№). В ... обращений о рассмотрении документации по планировке территории ... от ... не поступало. В настоящее время ... обратилось в администрацию Волгограда с заявлением о продлении сроков разработки планировочной документации на 1 год л.д.31-32).
Установлено, что постановлением главы Волгограда (№) от (дата) внесены изменения в постановление Главы Волгограда от (дата) (№) «О разработке документации по планировке и межеванию территории», срок выполнения работ продлен до (дата).
Ссылки заявителя на нарушение срока для принятия решения по заявлению гражданина, установленного ст.30.1 Земельного Кодекса РФ, необоснованны, поскольку указанная норма определяет двухнедельный срок для принятия решения по заявлению гражданина лишь в том случае, если земельный участок на момент обращения сформирован, т.е. согласно ст.11.1 Земельного Кодекса РФ, границы его определены в соответствии с федеральными законами. Поскольку на момент обращения Шайкина В.С. с заявлением в администрацию Волгограда, земельный участок сформирован не был, соответственно, сроки, установленные ст.30.1 Земельного Кодекса РФ, в данном случае неприменимы.
Следовательно, права истца ответчиком не нарушены.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения иска Шайкина В.С. к администрации Волгограда о понуждении к принятию решения о предоставлении в аренду земельного участка площадью ... для размещения индивидуального жилого дома по ...
Руководствуясь ст.ст.194-198, 233-237 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Шайкина В.С. в иске к Администрации Волгограда о понуждении к принятию решения о предоставлении в аренду земельного участка площадью .... для размещения индивидуального жилого дома по ... отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Волгоградский Областной суд через Ворошиловский райсуд г.Волгограда.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отменен этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Председательствующий