об оспаривании решения Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов админитсрации Волгограда



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е (заочное)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ворошиловский райсуд <адрес>

в составе: председательствующего судьи Куратовой Л.В.

при секретаре ФИО2

с участием прокурора ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации об оспаривании решения Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда,

у с т а н о в и л:

Прокурор Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда, выразившееся в согласовании МУ «Жилищно-коммунальное хозяйство Центрального она Волгограда» места размещения «сухих» снежных масс на не предназначенной для указанных целей территории по <адрес> (пустырь в районе ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»). В обоснование требований указал, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения проверки были выявлены нарушения природоохранного законодательства и законодательства об охране объектов культурного наследия в деятельности Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда. Так, в прокуратуру поступило обращение ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры» по фактам нарушений законодательства об отходах производства и потребления при складировании загрязненного снега, который собирается городскими службами с автомобильных дорог, в непосредственной близости от студенческого общежития (<адрес>). Выездом на место, осуществленным сотрудником Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации <адрес> по поручению прокуратуры, установлено, что площадь размещенного снега, загрязненного отходами, составляет 24 097,5 м (длина территории - 157,5 м., ширина - 153 м.), средняя высота по всей площади размещения составляет 2,5. Таким образом, объем снега, загрязненного отходами, составляет 60 243,75м3. При осмотре установлено, что при таянии снега по естественному уклону рельефа местности сброс загрязняющих веществ в составе талых вод произойдет в водный объект федерального значения <адрес>, находящийся в 600-800 метрах, и на территорию плоскостных спортивных сооружений ФГОУ ПО «Волгоградская государственная академия физической культуры». Как установлено прокурорской проверкой, размещение загрязненного снега на пустыре по <адрес> производится не первый год. Для согласования ранее используемых мест размещения снежных масс на зимний период 2009-2010 гг. заказчик работ по содержанию улично-дорожной сети Волгограда (дорог общегородского значения) МУ «Коммунально-дорожного строительства, ремонта и содержания» обратилось с письмами (ДД.ММ.ГГГГ № и повторно) в адрес администрации <адрес>. По поручению администрации <адрес> МУ «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес> Волгограда» обратилось в Департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда с письмом от ДД.ММ.ГГГГ № по тому же вопросу. В ответ на обращение МУ «ЖКХ <адрес> Волгограда» Департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда направил письмо от ДД.ММ.ГГГГ №/Д. Указанным письмом руководителем Департамента ФИО3 предложено директору МУ «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес> Волгограда» два места на территории <адрес> Волгограда «для размещения «сухих» снежных масс в зимний период 2010 года, а именно:

1. <адрес> (пустырь в районе ФГОУ ВПО «Волгоградская
государственная академия физической культуры»),

2. <адрес> (пустырь в районе оврага «Долгий»).
Департамент считает целесообразным использование данных участков, так
они значительно удалены от водосборных территорий, при условии проведения в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязательной очистки вышеуказанных территорий от мусора, находящегося в снежных массах, силами специализированных организаций, выполняющих работы по текущему содержанию улично-дорожной сети». Также МУ «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес> Волгограда» предложено Департаментом «в перспективе проработать вопрос по закреплению данных объектов за конкретными организациями и выполнению на них работ по обустройству твердого покрытия, обваловки, ограждения и оборудования сооружений для очистки вод после таяния снега». Вместе с тем, указанное решение руководителя Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда ФИО3 является незаконным, так как нарушаются ст.3,ст.51 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.11,12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 98-ФЗ «Об отходах производства и потребления». При осмотре территории установлено, что размещенный снег загрязнен мусором, сметом с дорог (в который входят земля, пескосоляная смесь), и.т.п., который относится в соответствии с Федеральным классификационным каталогом к «прочим коммунальным отходам» (класс опасности не установлен). Между тем, решение о размещении на данной территории снега, загрязненного отходами, с федеральными органами исполнительной власти не согласовывалось. Так, управление Роспотребнадзора отказало в согласовании МУ «ЖКХ <адрес> Волгограда» места размещения снега со ссылкой на п.4.1.3 Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» СанПиН 2.1.5.980-00, запрещающий сбрасывать на водосборную территорию пульпу, снег и т.п. по причине того, что территория пустыря по <адрес> является водосборной территорией <адрес>. Кроме того, территория, расположенная напротив студенческого общежития ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры» (<адрес>) входит в зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения (категория "А"), утвержденную Постановлением ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 942 "Об утверждении границ зон охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения". Указанным постановлением установлено, что в данной зоне все строительство и другие работы подлежат согласованию с федеральным и региональным исполнительным органом, специально уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны культурного наследия. Однако Департаментом по охране окружающей среды письмом от ДД.ММ.ГГГГ №/Д, с превышением полномочий, согласовано проведение хозяйственных работ по размещению загрязненных снежных масс в указанной зоне. Таким образом, распорядительное действие – решение, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №/Д, повлекло нарушения природоохранного законодательства, а также законодательства об охране культурного наследия. Об оспариваемом письме природоохранной прокуратуре стало известно ДД.ММ.ГГГГ из акта проверки Облкомприроды по обращению ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры». Таким образом, трехмесячный срок обжалования, установленный ст. 256 ГПК РФ, не истек. [

Представитель Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представители заинтересованных лиц Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда и МУ «ЖКХ <адрес> Волгограда» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Как следует из разъяснений, данных в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», на основании ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном ФИО1 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закрепляются основные принципы, на основе которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, всеми государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

К числу таких принципов относится соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; платность природопользования.

Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, согласно ч. 1 ст. 34 указанного Закона, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В судебном заседании установлено, что в Волгоградскую межрайонную природоохранную прокуратуру поступило обращение ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры» по фактам нарушений законодательства об отходах производства и потребления при складировании загрязненного снега, который собирается городскими службами с автомобильных дорог, в непосредственной близости от студенческого общежития (<адрес>).

Из акта № осмотра территории по проверке фактов, жалоб, заявлений граждан, организаций установлено следующее. По поручению прокуратуры, выездом на место, осуществленным ДД.ММ.ГГГГ сотрудником Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации <адрес>, установлено, что площадь размещенного снега, загрязненного отходами, составляет 24 097,5 м (длина территории - 157,5 м., ширина - 153 м), средняя высота по всей площади размещения составляет 2,5м. Таким образом, объем снега, загрязненного отходами, составляет 60 243,75м3. Установлено, что размещенный снег загрязнен мусором, сметом с дорог (в который входят земля, пескосоляная смесь), который относится в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов к виду код по ФККО- 99000000 00 000 - «Прочие коммунальные отходы» (класс опасности не установлен), а также химическими соединениями, используемыми дорожными службами при обработке твердых покрытий дорог в гололед в зимний период. Учитывая, что класс опасности данных отходов не определен, в связи с чем, в случае отнесения производителями отходов данного отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности (приказ МПР РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»). При осмотре установлено, что при таянии снега по естественному уклону рельефа местности сброс загрязняющих веществ в составе талых вод произойдет в водный объект федерального значения <адрес>, находящийся в 600-800 метрах, и на территорию плоскостных спортивных сооружений ФГОУ ПО «Волгоградская государственная академия физической культуры». На момент осмотра производилась распланировка территории с размещенным снегом с использованием трактора. Также установлено, что деятельность по размещению снега на данной территории осуществляется МУП трест «Дорожно-мостового строительства» на основании письма Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ №/Д (л.д.11).

Для согласования ранее используемых мест размещения снежных масс на зимний период 2009-2010 гг. заказчик работ по содержанию улично-дорожной сети Волгограда (дорог общегородского значения) МУ «Коммунально-дорожного строительства, ремонта и содержания» обратилось с письмами (ДД.ММ.ГГГГ № и повторно) в адрес администрации <адрес> (л.д.13-14).

По поручению администрации <адрес> МУ «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес> Волгограда» обратилось в Департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда с письмом от ДД.ММ.ГГГГ № по тому же вопросу (л.д.15).

В ответ на обращение МУ «ЖКХ <адрес> Волгограда» Департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда направил письмо от ДД.ММ.ГГГГ №/Д. Указанным письмом руководителем Департамента ФИО3 предложено директору МУ «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес> Волгограда» два места на территории <адрес> Волгограда «для размещения «сухих» снежных масс в зимний период 2010 года, а именно:

1. <адрес> (пустырь в районе ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»),

2. <адрес> (пустырь в районе оврага «Долгий»).

Из письма следует, что департамент считает целесообразным использование данных участков, так как они значительно удалены от водосборных территорий, при условии проведения в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязательной очистки вышеуказанных территорий от мусора, находящегося в снежных массах, силами специализированных организаций, выполняющих работы по текущему содержанию улично-дорожной сети».

Также МУ «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес> Волгограда» предложено Департаментом «в перспективе проработать вопрос по закреплению данных объектов за конкретными организациями и мнению на них работ по обустройству твердого покрытия, обваловки, ограждения и оборудования сооружений для очистки вод после таяния снега» (л.д.12).

О том, что на указанной площадке размещался снег, загрязненный отходами, свидетельствуют имеющиеся в материале проверки письменные объяснения начальника участка № по уборке улично-дорожной сети <адрес> филиала № МУП трест Дормостстрой» Нестерова СВ. от ДД.ММ.ГГГГ, начальника отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, главного специалиста производственно-технического отдела МУ «ЖКХ <адрес> Волгограда» Попова ЗА., данные в природоохранной прокуратуре, письмо МУ «Коммунально-дорожного строительства, ремонта и содержания» № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес начальника управления автомобильных дорог Департамента городского хозяйства администрации Волгограда о том, что МУП трест «Дормостстрой» размещает отходы (снег) в районе ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», фотоматериалы (л.д.16,17,19, 20-24,32-42).

Однако решение руководителя Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда ФИО3 о согласовании места размещения «сухих» снежных масс в зимний период 2010 года, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №/Д., является незаконным по следующим основаниям.

Отходами производства и потребления согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В силу статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Исходя из пункта 1 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные плошали, в недра и на почву.

<адрес>ю, согласно Модельному Водному Кодексу для государств-участников Содружества независимых государств, называется территория, сток с которой формирует водный объект.

Однако решение о размещении на данной территории снега, нагрязненного отходами, с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами не согласовывалось.

Управлением Роспотребнадзора по <адрес> МУ «ЖКХ <адрес> Волгограда» не было согласовано место размещения снега со ссылкой на п. 4.1.3 Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к охране поверхностных вод" СанПиН 2.1.5.980-00, запрещающий сбрасывать на водосборную территорию пульпу, снег и кубовые остатки, и другие отходы и мусор, формируемые на территории населенных мест (л.д.18).

Кроме того, территория, расположенная напротив студенческого общежития ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры» (<адрес>) входит в зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности Мамаева кургана -места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения (категория "А"), утвержденную Постановлением ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 942 "Об утверждении границ зон охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения". Размещение снега на указанной территории с органами, уполномоченными в сфере охраны культуры, не согласовывалось, что подтверждается письмами Нижне-Волжского управления Росохранкультуры от ДД.ММ.ГГГГ № и Комитета по культуре <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.26-27).

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической
среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Зоной регулирования застройки и хозяйственной деятельности по вышеуказанному Закону, является территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность. определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

Как установлено Постановлением ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 942 "Об утверждении границ зон охраны Мамаева кургана - места ожесточенных боев в 1942 - 1943 гг. - объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения", в пределах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности категории "А" все строительство и другие работы подлежат согласованию с федеральным и региональным исполнительным органом, специально уполномоченным в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Как уже указывалось выше, такого согласования получено не было.

Таким образом, решение о согласовании места размещения снега по <адрес>, выраженное в письме Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда ДД.ММ.ГГГГ №/Д, было принято с нарушением природоохранного законодательства, а также законодательства об охране объектов культурного наследия.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать незаконным указанное решение.

Руководствуясь ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ,

р е ш и л:

Признать незаконным решение Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда, выразившееся в согласовании МУ «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес> Волгограда» письмом от ДД.ММ.ГГГГ №/Д места размещения «сухих» снежных масс на не предназначенной для указанных целей территории по <адрес> (пустырь в районе ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»).

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Волгоградский Областной суд через Ворошиловский райсуд <адрес>.

Департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.

Председательствующий