об оспаривании акта проверки трудового законодательства



2-3957/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3 ноября 2010 годаг.Волгоград

Ворошиловский райсуд г.Волгограда

в составе: председательствующего судьи Куратовой Л.В.

при секретаре Гахаевой А.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Волгоградская региональная компания по реализации газа» об оспаривании акта проверки соблюдения трудового законодательства, предписания, извещения за невыполнение предписания государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Волгоградской области ФИО1,

у с т а н о в и л:

ООО «Волгоградская региональная компания по реализации газа» обратилось в суд с заявлением об оспаривании акта проверки соблюдения трудового законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ, предписания №3 от ДД.ММ.ГГГГ, извещения за невыполнение предписания № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Волгоградской области ФИО1. В обоснование требований заявитель указал, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес заявителя поступил акт проверки соблюдения трудового законодательства от ДД.ММ.ГГГГ №, из содержания которого следует, что он был составлен по результатам внеплановой документарной проверки, проводившейся с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Волгоградрегионгаз». К акту прилагается предписание, обязывающее ООО «Волгоградрегионгаз» до ДД.ММ.ГГГГ выплатить ФИО3 (которая с ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Волгоградрегионгаз» не работает, приказ о прекращении трудового договора с работником № от ДД.ММ.ГГГГ) материальную помощь к ежегодному основному отпуску с денежной компенсацией, предусмотренной ст. 236 ТК РФ. Одновременно в предписании содержится требование о необходимости решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за допущенные нарушения, указанные в предписании. В извещении за невыполнение предписания содержится предложение генеральному директору или защитнику ООО «Волгоградрегионгаз» прибыть в гострудинспекцию ДД.ММ.ГГГГ, в случае невыполнения предписания для составления протокола об административном правонарушении в отношении должностного и юридического лица. Указанные акт проверки, предписание и извещение являются незаконными и необоснованными, в связи с чем должны быть признаны недействительными и отменены, поскольку руководитель ООО «Волгоградрегионгаз», иные должностные лица или уполномоченные представители юридического лица о составлении акта проверки не уведомлялись. Акт проверки руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица под расписку об ознакомлении не вручался. В связи с тем, что руководитель ООО «Волгоградрегионгаз» и иные уполномоченные лица не располагали сведениями о составлении акта проверки, ООО «Волгоградрегионгаз» было необоснованно лишено возможности представить для рассмотрения должностного лица, проводящего проверку, дополнительные документы и пояснения, которые должны были быть рассмотрены должностным лицом. Отношения по вопросам выплаты материальной помощи к ежегодному отпуску регулируются локальным актом работодателя, в данном случае «Положением о порядке оплаты труда и материальном стимулировании работников ООО «Волгоградрегионгаз» с изменениями к нему. Решение о выплате или невыплате материальной помощи принимается руководителем организации и оформляется приказом. Кроме того, одним из элементов отношений по поводу выплаты материальной помощи является характер таких отношений. До ДД.ММ.ГГГГ решения о выплате материальной помощи работникам к ежегодному отпуску руководителем организации не принимались. Приказы руководителя о выплате материальной помощи работникам по их обращениям начали оформляться в конце ДД.ММ.ГГГГ. С работником ФИО3 трудовой договор был расторгнут до принятия решения (вынесении приказа) о выплате материальной помощи о выплатах материальной помощи на основании обращений работников. Так как на момент увольнения ФИО3 решение о выплате материальной помощи не принималось, то работник не имел права на получение такой выплаты до момента увольнения и при расчете. После увольнения работника трудовые отношения с ним прекратились, соответственно, и локальные акты работодателя на их правоотношения не распространяются. Эта позиция также подтверждается заключением аудиторской компании, обслуживающей ООО «Волгоградрегионгаз», проводившей по поручению общества анализ данного случая. Более того, заявитель считает, что у него отсутствовали финансовые возможности для выплаты материальной помощи ФИО3 на основании «Положения о порядке оплаты труда». Кроме того, считает, что направленное извещение в адрес заявителя противоречит Кодексу РФ об административных правонарушениях, согласно которого (статья 28.1 Кодекса) определены поводы к возбуждению дела об административном правонарушении, поскольку на момент составления и направления извещения отсутствовали основания для привлечения руководителя ООО «Волгоградрегионгаз» и юридического лица к административной ответственности, так как основания для этого могут появиться только в будущем (после ДД.ММ.ГГГГ) при определенных условиях (оставления без изменения предписания, неисполнения предписания). В настоящее время отсутствуют основания для направления такого извещения, в связи с чем оно также подлежит признанию недействительным.

Впоследствии заявитель в порядке ст.39 ГПК РФ дополнил основания своих требований, указав, что при проведении внеплановой проверки инспектор не потребовал документы, касающиеся того, обращалась ли ФИО3 к руководителю ООО «Волгоградрегионгаз» за материальной помощью. Кроме того, с учетом фактически отработанного времени ФИО3 имела право не на <данные изъяты> отпуска, а на меньшую часть. Также выплата материальной помощи в <данные изъяты> в организации не производилась.

В судебном заседании представитель ООО «Волгоградрегионгаз», действующий на основании доверенности ФИО4, заявление поддержал полном объеме.

Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФИО1., действующий также на основании доверенности в интересах заинтересованного лица Государственной инспекции труда в Волгоградской области, в судебном заседании с требованиями не согласился, пояснив, что по результатам проведенной проверки в ООО «Волгоградрегионгаз» нарушение трудового законодательства нашло свое подтверждение, что подтверждается актом проверки соблюдения трудового законодательства от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с этим в адрес заявителя ДД.ММ.ГГГГ было вынесено предписание об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также направлено извещение о разъяснении последствий за невыполнение предписания. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

В соответствии со ст. 22 ч. 2 ТК РФ, работодатель обязан:

соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;

обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;

обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;

обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;

выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами;

вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом;

предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;

знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;

своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимать меры по устранению выявленных нарушений и сообщать о принятых мерах указанным органам и представителям;

создавать условия, обеспечивающие участие работников в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;

обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;

осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами;

возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

В силу ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в Волгоградской области по заявлению ФИО3 на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> ФИО5 была проведена проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в ООО «Волгоградрегионгаз».

Из акта о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в ходе проведения внеплановой документарной проверки ООО «Волгоградрегионгаз» по обращению работника ФИО3 по вопросам невыплаты материальной помощи к отпуску было установлено нарушение п. 1 ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 135 ТК РФ, выразившееся о том, что работодателем не соблюдаются локальные нормативные акты, регулирующие системы доплат и надбавок стимулирующего характера в ООО «Волгоградрегионгаз», в результате чего ФИО3 при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №) не была выплачена материальная помощь к ежегодному основному оплачиваемому отпуску, предусмотренная п.5.1. Изменения № от ДД.ММ.ГГГГ к Положению о порядке оплаты труда и материальном стимулировании работников ООО «Волгоградрегионгаз» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-12).

В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ, акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.

Из объяснений заинтересованного лица ФИО1 и приложенных материалов проверки следует, что в соответствии с извещением о явке от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, направленного посредством факсимильной связи, <данные изъяты> ООО «Волгоградрегионгаз» ФИО6, приглашался в Государственную инспекцию труда в Волгоградской области к ДД.ММ.ГГГГ, для вручения акта о результатах проверки соблюдения трудового законодательства; предписания об устранении нарушений трудового законодательства. Однако согласно данному извещению в назначенное время законный представитель ООО «Волгоградрегионгаз» или иной уполномоченный представитель для вручения акта о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и предписания об устранении нарушений трудового законодательства не явился. В связи с этим, в соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ, результаты проверки, акт и предписание, были направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое в последствии было приобщено к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля.

На основании акта в адрес работодателя ООО «Волгоградрегионгаз» было вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым на работодателя возложена обязанность выплатить ФИО3 материальную помощь к ежегодному основному отпуску с уплатой процентов, предусмотренных ст. 236 ТК РФ, а также решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за допущенные нарушения, указанные в предписании (л.д.13-15).

В силу с п. 5.1.1. Изменения № к Положению о порядке оплаты труда и материальном стимулировании работников ООО «Волгоградрегингаз», введенных в действие с ДД.ММ.ГГГГ, работникам ООО «Волгоградрегионгаз» оказывается материальная помощь к ежегодному основному оплачиваемому отпуску <данные изъяты> в размере: <данные изъяты>»

В соответствии с приказом о предоставлении отпуска работнику от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО3 был представлен ежегодный оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На момент предоставления отпуска материальная помощь к ежегодному оплачиваемому отпуску в соответствии с п. 5.1.1. Положения выплачена не была.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что работодателем были нарушены п. 1 ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 135 ТК РФ, в части несоблюдения локального нормативного акта, регулирующего системы доплат и надбавок стимулирующего характера в ООО «Волгоградрегионгаз».

Ссылки заявителя на отсутствие права работника ФИО3, прекратившей трудовые отношения на получение материальной помощи, также не состоятельны, поскольку на момент возникновения у нее права на материальную помощь к ежегодному оплачиваемому отпуску она являлась работником ООО «Волгоградрегионгаз».

Представителем заявителя в обоснование своих доводов были представлены суду приказы генерального директора : от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении с ДД.ММ.ГГГГ действия раздела 5 «Материальная помощь к отпуску» Порядка оплаты труда и материальном стимулировании работников ООО «Волгоградрегионгаз» и от ДД.ММ.ГГГГ о возобновлении действия указанного раздела с ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, данные документы ООО «Волгоградрегионгаз» на запрос инспектора Государственной инспекции труда в Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ не представлялись, хотя имели прямое отношение к запрашиваемому локальному нормативному акту, регламентирующему оказание работникам материальной помощи к отпуску.

Кроме того, какие-либо изменения Порядка оплаты труда и материальном стимулировании работников ООО «Волгоградрегионгаз» в части уточнения периода его действия не принимались. Действие локального нормативного правового акта не может быть приостановлено приказом руководителя.

Так, согласно ст.12 ТК РФ, локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи с:

истечением срока действия;

отменой (признанием утратившими силу) данного локального нормативного акта либо отдельных его положений другим локальным нормативным актом;

вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом).

Также суд учитывает, что, в соответствии с действующим законодательством, предусматривается возможность оспаривания в судебном порядке предписания, но не акта проверки, и извещения за невыполнение предписания, поскольку акт проверки отражает результат надзорно-контрольного мероприятия, извещение носит информационный характер, то есть указанные документы не являются нормативными правовыми документами и сами по себе не влекут негативных последствий для заявителя.

Таким образом, оспариваемые акт, предписание, извещение государственного инспектора труда составлены в соответствии с законом в пределах полномочий вынесшего его должностного лица, и не нарушают прав заявителя.

С учетом изложенного, суд считает, что в удовлетворении заявления ООО «Волгоградрегионгаз» об оспаривании акта проверки соблюдения трудового законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ, предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, извещения за невыполнение предписания № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Волгоградской области ФИО1 следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ,

р е ш и л :

В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью «Волгоградская региональная компания по реализации газа» об оспаривании акта проверки соблюдения трудового законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ, предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, извещения за невыполнение предписания № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Волгоградской области ФИО1, отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Волгоградский Облсуд через Ворошиловский райсуд г.Волгограда.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья