об обязании к заключению договора аренды земельного участка



Дело № 2- 4128/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 декабря 2010 годаг.Волгоград

Ворошиловский районный суд г.Волгограда

в составе: председательствующего судьи Куратовой Л.В.

при секретаре Гахаевой А.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Боева И.Н. к Комитету земельных ресурсов Администрации Волгограда, Администрации Волгограда об обязании к заключению договора аренды земельного участка,

у с т а н о в и л:

Боев И.Н. обратился в суд с иском к Комитету земельных ресурсов администрации Волгограда, администрации Волгограда, в котором просит обязать администрацию Волгограда заключить с ним договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> кадастровый №, из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, сроком до ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование требований указал, что на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ за № ему был предоставлен в аренду земельный участок, площадью №. в <адрес> сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Указанный земельный участок был предоставлен с учетом постановления <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в <данные изъяты> гр. Боеву И.Н.». В соответствии с п. <данные изъяты> постановления № от ДД.ММ.ГГГГ истец обязан был заключить договор аренды земельного участка и произвести его регистрацию. В <данные изъяты> он обратился в администрацию Волгограда с документами для заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка, однако в заключении договора ему было отказано на основании некорректности формулировки, примененной в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № - «для индивидуального жилищного строительства». Постановлением Администрации г. Волгограда № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено «Положение о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде». При этом ни в указанном положении, ни в постановлении администрации города Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № «О делегировании прав ведения арендных отношений по земле в Волгограде не отмечено положение о прекращении полномочий администрации района в предоставлении земельных участков. Считает отказ администрации Волгограда в заключении с ним договора аренды на предоставленный земельный участок необоснованным и незаконным, так как постановления <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № не отменены и имеют юридическую силу.

Истец Боев И.Н. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя ФИО3.

Представитель истца Боева И.Н., действующая на основании доверенности ФИО3, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Комитета земельных ресурсов администрации Волгограда, действующая по доверенности ФИО4, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № «Об аренде земельных участков, предоставляемых администрациями районов Волгограда», <данные изъяты> было разрешено предоставлять земельные участки, на которых расположены индивидуальные жилые дома, находящиеся в собственности граждан, для их эксплуатации. При этом, в указанном постановлении отсутствует ссылка на возможность осуществления процедуры предоставления участков для индивидуального жилищного строительства. Как видно из <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, истцу был предоставлен свободный от застройки земельный участок для индивидуального жилищного строительства по <адрес>, что противоречит вышеуказанному постановлению администрации Волгограда. Однако Земельный кодекс РФ вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ, при этом в <данные изъяты> указывалось, что предоставление участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется исключительно без проведения процедуры предварительного согласования места размещения объекта, т.е. с торгов. Далее, <данные изъяты> Земельного кодекса уже детально регламентировала указанную процедуру и установила обязательность публикации уполномоченным органом сообщения о приеме заявок с целью выявления возможных претендентов на земельный участок. Таким образом, еще с <данные изъяты> федеральным законом органам местного самоуправления было предписано предоставлять участки в данных целях исключительно с торгов. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представить ответчика администрации Волгограда, действующая по доверенности ФИО5, с исковыми требованиями не согласилась, просит в удовлетворении иска отказать, так как в постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ определены условия предоставления участка в аренду. Боеву И.Н. указано о том, что в <данные изъяты> со дня выхода постановления ему необходимо выполнить землеустроительные работы, осуществить государственный кадастровый учет земельного участка и заключить с <данные изъяты> договор аренды. Между тем, Боев И.Н. в нарушение указанного постановления в установленный срок землеустроительные работы не выполнил, кадастровый учет осуществил, в администрацию района за заключением договора аренды земельного участка не обращался. Кадастровый учет земельного участка в соответствии с действующим законодательством РФ осуществлен только ДД.ММ.ГГГГ, а доказательств обращения в администрацию района с просьбой заключить договор аренды не приведено. Таким образом, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № является основанием для возникновения права Боева И.Н. на заключение договора аренды земельного участка при условии выполнения обязательств, возложенных на него постановлением в установленный срок. Поскольку законом не установлено иное, то согласно ст. 196 ГК РФ. Таким образом, требование о понуждении администрации Волгограда к заключению договора аренды, заявленное по настоящему иску и основанное на <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, удовлетворению не подлежит в связи с истечением срока давности. Кроме того, доводы Боева И.Н. о существовании обязанности администрации Волгограда заключить с ним договор аренды спорного земельного участка со ссылками на <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № не состоятельны, поскольку исключительными полномочиями по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Волгограде обладает Администрация Волгограда, <данные изъяты> компетенцией в данной сфере не обладают. В силу норм гражданского и земельного законодательства РФ орган местного самоуправления обязан заключить договор аренды земельного участка только с собственником здания, строения, сооружения, расположенного на таком участке, поскольку в силу ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков. Боев И.Н. не привел доказательств того, что на испрашиваемом им земельном участке расположено здание, строение, сооружение, принадлежащее ему на праве собственности, а он сам обращался в администрацию Волгограда за предоставлением земельного участка в аренду в порядке ст.36 Земельного кодекса РФ.

Представитель третьего лица <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, дело просил рассмотреть в отсутствие представителя администрации района по имеющимся материалам дела, при вынесении решения полагается на усмотрение суда, возражений относительно требований не представил.

Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.

В силу ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно ст. 30.1 ЗК РФ

1. Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подп. 5 п. 1 ст. 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

2. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подп. 5 п. 1 ст. 24, п. 2.1 ст. 30 и п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ.

3. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Как установлено в судебном заседании, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в <данные изъяты> Боеву И.Н.» истцу был предоставлен в аренду на <данные изъяты> земельный участок площадью <данные изъяты> из земель поселений для индивидуального жилищного строительства по <адрес> (л.д.6)

В п. <данные изъяты> вышеуказанного постановления указано, что Боеву И.Н. в течение <данные изъяты> настоящего <данные изъяты> необходимо через землеустроительную организацию выполнить землеустроительные работы по определению границ земельного участка на местности. Заключить договор аренды земли с <данные изъяты>. Кроме того, в п. <данные изъяты> доведено до сведения, что земельный участок подлежит государственному кадастровому учету в <данные изъяты>". Договор аренды земельного участка подлежит государственной регистрации в <данные изъяты>. Строительство осуществить в соответствии с разработанным проектом застройки, согласованным с главным архитектором района. К строительству приступить после заключения договора на возведение индивидуального жилого дома.

Постановлением № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Боеву И.Н. до ДД.ММ.ГГГГ установлен срок аренды земельного участка по <адрес>, предоставленного из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства по <адрес> для окончания строительства и сдачи жилого дома в эксплуатацию (л.д.5).

По обращению Боева И.Н., <данные изъяты> был разработан проект границ земельного участка по <адрес>, площадью <данные изъяты> и сформировано землеустроительное дело на межевание земельного участка (л.д.67-71). ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, <адрес>, был выдан кадастровый паспорт № с кадастровым номером № (л.д.8-9).

Установлено, что на земельном участке по адресу <адрес> находится объект индивидуального жилищного строительства – жилой дом, отстроенный на <данные изъяты> в соответствии с эскизным проектом объекта, что подтверждается копией технического паспорта составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.56-66), а также копией эскизного проекта объекта (л.д.34-55).

Истец в <данные изъяты> обратился в администрацию Волгограда с заявлением для заключения договора аренды спорного земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Комитет по земельным ресурсам администрации Волгограда письмом сообщил Боеву И.Н. о том, что заключить договор аренды земельного участка по адресу <адрес> для индивидуального жилищного строительства не представляется возможным, так как в соответствии с <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке оформления прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения», постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об аренде земельных участков, предоставляемых администрациями районов Волгограда» администрация района имеет право оформлять только те земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности граждан, и устанавливать срок аренды для завершения строительства и эксплуатации объекта недвижимости, находящегося на данном земельном участке. Кроме того, порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства регулируется ст. <данные изъяты> ЗК РФ, а также Положением о предоставлении земельных участков для строительства в Волгограде, утвержденным Постановлением администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о предоставлении земельных участков для строительства объектов в Волгограде» предоставлять данный земельный участок с формулировкой «для индивидуального жилищного строительства» примененной в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № не корректно и противоречит законодательным нормам (л.д.7).

Согласно п.<данные изъяты> Положения об <данные изъяты> утвержденного <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № - <данные изъяты> является территориальным структурным подразделением администрации Волгограда и осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных настоящим Положением, как исполнительный орган местного самоуправления.

В п. <данные изъяты> Положения об <данные изъяты>, утвержденного <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, перечислены полномочия <данные изъяты> в области использования земли и других природных ресурсов, охраны природы, в том числе указано, что <данные изъяты> предоставляет в установленном органами <данные изъяты> порядке земельные участки для индивидуального жилищного строительства, а также во временное пользование для иных целей, не связанных с возведением капитальных зданий и сооружений.

Администрация Волгограда письмом от ДД.ММ.ГГГГ № подтвердила полномочия <данные изъяты> в части оформления прав граждан на земельные участки для индивидуального жилищного строительства в массивах индивидуальной жилой застройки, ранее переданных в ведение <данные изъяты> (в т.ч. в <адрес>), и подготовки соответствующих постановлений по распоряжению (предоставлению, изъятию) данными земельными участками (л.д. 72).

Установлено, что при вынесении <данные изъяты> о предоставлении Боеву И.Н. земельного участка процедура предоставления, предусмотренная <данные изъяты> не была соблюдена.

Однако ответственность за ненадлежащее оформление документов компетентными органами не может быть возложена на истца.

Суд учитывает, что <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «О представлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в <адрес> гр. Боеву И.Н.» и <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении срока аренды земельного участка по <адрес> гр. Боеву И.Н.» никем не оспорены, не отменены и в настоящее время действуют. Земельный участок сформирован и прошел государственный кадастровый учет.

В соответствии со ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Доводы представителя ответчика администрации Волгограда ФИО5, о том, что на дату обращения Боева И.Н. в суд с иском о заключении договора аренды истек как срок аренды, установленный постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №, так и срок давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат, суд находит несостоятельными. <данные изъяты> №, которым срок аренды установлен до ДД.ММ.ГГГГ, было вынесено ДД.ММ.ГГГГ. О нарушении своего права Боев И.Н. узнал после отказа Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда заключить договор аренды, о чем было указано в письме от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Комитет земельных ресурсов Администрации Волгограда, Администрацию Волгограда заключить с Боевым И.Н. договор аренды сроком до ДД.ММ.ГГГГ земельного участка площадью <данные изъяты>. из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу <адрес> (кадастровый №).

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Волгоградский Областной суд через Ворошиловский райсуд г.Волгограда.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья