о признании членом семьи



Дело № 2-1053/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации (России)

Ворошиловский районный суд г. Волгограда

В составе председательствующего судьи Поповой Е.В.

при секретаре Янкиной С.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску Быкодорова В.И. к Государственному учреждению «Центр социальной защиты населения по Ворошиловскому району Волгограда» о признании членом семьи,

У С Т А Н О В И Л:

Быкодорова В.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Центр социальной защиты населения по <адрес> Волгограда» (далее ГУ ЦСЗН по <адрес> Волгограда) о признании ФИО1, проживавшего совместно с ней членом семьи, для получения ежемесячной компенсации в возмещения вреда здоровью и иных льгот.

В обоснование своих требований указала, что с ДД.ММ.ГГГГ г. она и ФИО1 проживали совместно по ее месту жительства, куда он был вселен как член ее семьи, вели общее хозяйство, имели общий бюджет, несмотря на то, что брак не был зарегистрирован фактически проживали как муж и жена до момента смерти ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлся участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидом № группы по «<данные изъяты>». На основании п.15 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Указанное право возникает у ФИО4 по достижении ДД.ММ.ГГГГ лет, при установлении факта нахождения на иждивении. Органы социальной защиты рекомендовали ей обратиться для решения данного вопроса в суд, чтобы получить право на получение суммы возмещения вреда. Факт нахождения на иждивении установлен решением Ворошиловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, однако как усматривается из ответа органов социальной защиты, без признания Быкодорова В.И. членом семьи ФИО1 выплату производить ей отказываются. Истец считает, что она как находящаяся на иждивении ФИО1 и проживающая при его жизни совместно с ним и ведущая совместное хозяйство, являлась членом его семьи, следовательно, имеет право на получение ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью и иных льгот.

В судебное заседание истец Быкодорова В.И. не явилась, извещена надлежащим образом, согласно пояснений представителя просит рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя.

В судебном заседании представитель истца Быкодорова В.И. - ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования своего доверителя поддержала и просила удовлетворить, по изложенном в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика ГУ ЦСЗН по <адрес> Волгограда – ФИО6, действующая на основании доверенности, возражений по иску не представила.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

На основании п.15 ст. 14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлено, что в случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 15 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан.

ФИО1 являлся инвалидом № группы по «увечью, полученному при исполнении обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС». При жизни имел право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Был получателем ежемесячной компенсации вреда здоровью и иных льгот.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П указано, Базовый Закон ни в редакции от 24 ноября 1995 года, ни в ныне действующей редакции не содержит определения понятий «иждивение» и «нетрудоспособный член семьи». Они раскрываются в других федеральных законах, использование которых для уяснения смысла этих понятий является общим правилом. В данном случае подлежат применению соответствующие положения статьи 7 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Следовательно, нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на иждивении инвалидов-чернобыльцев, поставлены в равное положение с нетрудоспособными членами семьи граждан других категорий, а потому оспариваемая норма в этой части не носит дискриминационный характер и не противоречит Конституции Российской Федерации. Если же в правоприменительной практике допускается истолкование понятия «иждивение», которое лишает указанные в запросе Верховного Суда Российской Федерации категории граждан права на возмещение вреда либо допускает его реализацию не в соответствии с правилами статьи 7 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», то такое истолкование не может иметь юридического значения.

Принимая во внимание вышеизложенное, в соответствии со ст. 7 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» право на возмещение вреда в связи с потерей кормильца имеют наряду с иными гражданами, лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти. Указание на то, что указанные иждивенцы в обязательном порядке относятся к членам семьи умершего, в законе отсутствует.

Согласно правовой позиции п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ).

При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Судам также необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

С принятием нового ЖК РФ существенно изменилось правовое положение членов семьи. Для признания лиц членами семьи требуется установление факта совместного проживания с собственником и ведение с ним общего хозяйства. Степень родства значения не имеет. Граждане могут быть признаны членами семьи собственника при наличии двух юридических фактов: совместное проживание, вселение в качестве членов семьи и ведение общего хозяйства.

Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

Из материалов дела, решения Ворошиловского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, установлен факт нахождения Быкодорова В.И. на иждивенииФИО1 При этом установлено, что они проживали совместно в принадлежащем Быкодорова В.И. на праве собственности жилом доме, и вели общее хозяйство, имели общий бюджет (л.д. 20-22).

Согласно ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

К членам семьи гражданина относятся постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - учитываются в случае признания их в судебном порядке членами его семьи.

Быкодорова В.И. с ФИО1 проживала совместно по одному адресу:<адрес>, в жилом доме, с ДД.ММ.ГГГГ года. Собственником жилого дома являлась Быкодорова В.И., ФИО1 был вселен как член ее семьи и все годы до смерти ФИО1 совместно проживали по вышеуказанному адресу и вели совместное (общее) хозяйство как одна семья.

Они имели общий бюджет, вели совместное хозяйство. Быкодорова В.И. считала ФИО1 своим мужем, также к нему относился и ее сын, другие родственники, соседи, она испытывала родственные чувства.

Факт совместного проживания и ведения общего хозяйства подтверждается справкой с места жительства, решением Ворошиловского районного суда <адрес>.

Т.о. судом установлено, что Быкодорова В.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживала одной семьей по адресу: <адрес>, и вела совместное хозяйство с ФИО1, имели общий бюджет, на равных условиях пользовались жильем, несли общие обязанности, связанные с жильем, он был вселен как член ее семьи, поэтому имеются все основания считать Быкодорова В.И. членом семьи ФИО1.

Признание Быкодорова В.И. членом семьи ФИО1 позволит ей стать получателем компенсации в возмещение вреда здоровью и других льгот в соответствии сост. 14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Быкодорова В.И. к Государственному учреждению «Центр социальной защиты населения по <адрес> Волгограда» о признании членом семьи - удовлетворить.

Признать Быкодорова В.И. членом семьи ФИО1.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 дней через Ворошиловский районный суд <адрес>.

Председательствующий:Е.В. Попова