о признании недействительной оценки домовладения



Дело № 2-4651/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 января 2011 годаг.Волгоград

Ворошиловский районный суд г.Волгограда

в составе: председательствующего судьи Чуриной Е.В.

при секретаре судебного заседанияФастовой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорокиной ФИО6 к Муниципальному унитарному предприятию Ворошиловскому межрайонному бюро технической инвентаризации о признании недействительной оценки домовладения и возложении обязанности произвести перерасчет,

у с т а н о в и л:

Сорокина С.А. обратилась в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию Ворошиловскому межрайонному бюро технической инвентаризации о признании недействительной оценки домовладения и возложении обязанности произвести перерасчет.

В обоснование заявленных требований указав, что на основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, она является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Межрайонной ИФНС № 10 по Волгоградской области на данное имущество начисляется налог. Сведения для исчисления указанного налога в налоговый орган предоставляет МУП Ворошиловское межрайонное бюро технической инвентаризации. Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, определен Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако, органами МУП Ворошиловское межрайонное бюро технической инвентаризации данный порядок не соблюдается, что приводит к значительному завышению налогооблагаемой базы и нарушает её права. Кроме того, органами МУП Ворошиловское межрайонное бюро технической инвентаризации ей было отказано в предоставлении расчёта стоимости домовладения, что также нарушает права истца, как собственника индивидуального жилого <адрес>. Считает действия ответчика незаконными, поскольку органами МУП Ворошиловское межрайонное бюро технической инвентаризации не учитывается износ жилого дома, строений помещений и сооружений, что приводит к завышению стоимости объекта; не учитывается дифференциация ставок налога, что приводит к тому, что хозпостройки (туалет, забор) облагаются по ставке жилого дома; коэффициент, определяемый Главой Администрации Волгоградской области, применяется ответчиком к инвентаризационной стоимости объекта, а не к восстановительной стоимости объекта. Просит признать недействительной оценку, произведенную органами МУП Ворошиловское межрайонное бюро технической инвентаризации домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, для целей налогообложения за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ год; обязать МУП Ворошиловское межрайонное бюро технической инвентаризации произвести перерасчет оценки указанного домовладения за период с ДД.ММ.ГГГГ год для целей налогообложения; обязать МУП Ворошиловское межрайонное бюро технической инвентаризации предоставить расчет восстановительной стоимости и физического износа домовладения.

В судебном заседании Сорокина С.А. на удовлетворении исковых требований настаивала, просит удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика МУП Ворошиловское межрайонное бюро технической инвентаризации Балмашова Т.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании против удовлетворения заявленных Сорокиной С.А. требований возражала, суду пояснила, что Муниципальное унитарное предприятие «Ворошиловское межрайонное бюро технической инвентаризации» осуществляет государственный учет объектов недвижимости на территории Советского и Ворошиловского районов Волгограда. В соответствии с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.04.1992 № 87, МУП Ворошиловское межрайонное бюро технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ была произведена переоценка зданий, строений, сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, расположенных на территории Советского района, с учетом Постановления администрации Волгоградской области от 10.09.2010 г. № 1068 «О коэффициенте пересчета оценки строений, сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности». Полученные сведения были переданы в МИФНС № 10 по Волгоградской области до ДД.ММ.ГГГГ Последняя инвентаризация домовладения <адрес> производилась ДД.ММ.ГГГГ. При проведении текущей инвентаризации в 2007 году домовладения по заявлению Сорокиной С.А., был определен процент износа и инвентаризационная стоимость жилого дома, подготовлен технический паспорт, в соответствии с нормами действующего законодательства (форма технического паспорта утверждена Приказом Минэкономразвития России от 17 августа 2006 г. № 244 «Об утверждении формы технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядка его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества»). При проведении инвентаризации были осмотрены конструктивные элементы здания (жилого дома) и сооружений, определено их техническое состояние (физический износ) с целью определения процента износа всего строения в целом и вспомогательных строений. Согласно Положению о государственном учете жилищного фонда в РФ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 г. № 1301, а также указанному Порядку оценки техническая инвентаризация строений производится не реже одного раза в пять лет за счет средств их собственников. Сорокина С.А. за период 2008-2010 г.г. с заявлением о проведении инвентаризации объекта по адресу: ул. им. Буркова, 8, в МУП Ворошиловское межрайонное бюро технической инвентаризации не обращалась. Переоценка строений, входящих в состав указанного домовладения, производилась с применением повышающих коэффициентов, установленных Постановлениями администрации Волгоградской области. Просит в удовлетворении иска Сорокиной С.А., отказать.

Представитель третьего лица Межрайонной ИФНС № 10 по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, об уважительности причины неявки суд не уведомил.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных Сорокиной С.А. требований, по следующим основаниям.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с п.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что Сорокина С.А. является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11), копией технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства.

В силу действующего законодательства, Муниципальное унитарное предприятие «Ворошиловское межрайонное бюро технической инвентаризации» осуществляет государственный учет объектов недвижимости на территории Советского и Ворошиловского районов Волгограда.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 г. № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации» органы технической инвентаризации осуществляют инвентаризацию и учет объектов капитального строительства.

Согласно п. 12 Постановления сведения об объектах учета являются основой для определения размера налога на имущество, который уплачивается физическими лицами.

Обязанность органов технической инвентаризации по предоставлению сведений в налоговые органы для исчисления налога предусмотрена законом РФ от 09.12.1991 года «О налогах на имущество физических лиц».

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Статьей 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» определено, что налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года: органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов (п. 4 ст. 5 Закона).

Сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества, являющегося объектом обложения налогом на имущество физических лиц, поступают в налоговые органы в порядке и по форме, утвержденной Приказом Госстроя РФ № 36, МНС РФ № БГ-3-08/67 от 28.02.2001 «Об утверждении Порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества».

Действительная инвентаризационная стоимость определяется организациями технической инвентаризации в соответствии с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным Приказом Минстроя России от 04.04.1992 № 87.

Согласно п. 1.4 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности № 87 оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации.

Согласно п. 3.2 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности № 87 определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости строений и сооружений, определяемой по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости в ценах 1969 года с последующим ее перерасчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным Госстроем СССР, а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам утвержденным органами исполнительной власти субъекта РФ.

Конституционность положений Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», в части применения инвентаризационной стоимости имущества для целей налогообложения, а также законность положений Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности № 87 подтверждены соответственно решениями Конституционного Суда Российской Федерации (в частности, Определением от 21.12.2004 №473-0) и судебными постановлениями судов общей юрисдикции (в частности, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2006 № 60-Г05-14).

Согласно п. 6 Положения об организации в РФ государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.112.2000г № 921, техническая инвентаризация подразделяется на первичную, плановую и внеплановую.

С 01.01.2009 года согласно п. 6 указанного Положения, техническая инвентаризация подразделяется на:

- первичную техническую инвентаризацию,

- техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.04.2009 года № 388).

Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ № 921 от 04.12.2000 г., проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляется за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Как установлено в ходе судебного разбирательства, с 2007 года по настоящее время, Сорокина С.А. по вопросу проведения технической инвентаризации домовладения № <адрес>, в МУП «Ворошиловское межрайонное БТИ» не обращалась. Данное обстоятельство, также не оспаривалось в судебном заседании истцом Сорокиной С.А.

В судебном заседании представитель ответчика МУП «Ворошиловское межрайонное БТИ» пояснила, что определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент даты последнего обследования согласно п. 3.2. Порядка оценки зданий, помещений сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности утв. Приказом Министра архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.04.1992 года № 87.

Пунктами 4.1, 4.2 Инструкции № 37, утв. Приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству предусмотрено, что процент износа определяется при непосредственном осмотре зданий и сооружений.

Судом установлено, что при проведении текущей инвентаризации домовладения в ДД.ММ.ГГГГ году по заявлению Сорокиной С.А., был определен процент износа и инвентаризационная стоимость жилого дома, подготовлен технический паспорт, в соответствии с нормами действующего законодательства (форма технического паспорта утверждена Приказом Минэкономразвития России от 17 августа 2006 г. № 244 «Об утверждении формы технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядка его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества»).

Кроме того, при проведении инвентаризации были осмотрены конструктивные элементы здания (жилого дома) и сооружений, определено их техническое состояние (физический износ) с целью определения процента износа всего строения в целом и вспомогательных строений. В соответствующие таблицы внесены изменения в части расчетов процента износа, так как восстановительная стоимость была рассчитана в ДД.ММ.ГГГГ году, при проведении первичной инвентаризации, по сборнику норм для оценки строений, принадлежащих гражданам в городской местности Волгоградской области и с учетом поправочных ценностных коэффициентов. В связи с изменением показателей процента физического износа зданий и сооружений, их восстановительная стоимость уменьшена на полученный процент с целью выведения инвентаризационной (действительной) стоимости объекта, что подтверждается копией технического паспорта на жилой <адрес>, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а также копией технического паспорта на жилой дом, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, если по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год восстановительная стоимость <данные изъяты> рублей и действительная стоимость <данные изъяты> рублей жилого дома, принадлежащего Сорокиной С.А., совпадали, то по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год инвентаризационная (действительная) стоимость объекта уменьшилась и стала составлять <данные изъяты> рублей, без применения поправочных коэффициентов, утвержденных постановлениями администрации Волгоградской области.

Поскольку с ДД.ММ.ГГГГ года Сорокина С.А. в органы МУП «Ворошиловское межрайонное БТИ» по вопросу проведения технической инвентаризации домовладения, не обращалась, объект индивидуального жилищного строительства для осмотра сотрудникам БТИ не предоставлялся, суд полагает, что у МУП «Ворошиловское межрайонное БТИ» отсутствовали основания для применения иных показателей износа, кроме тех, которые зафиксированы в техническом паспорте на жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с изложенным, суд находит несостоятельными ссылки истца на то обстоятельство, что органами МУП «Ворошиловское межрайонное БТИ» не учитывается износ жилого дома, строений помещений и сооружений, при предоставлении сведений в МИФНС № 10 по Волгоградской области для начисления налога на имущество.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения иска Сорокиной С.А. не имеется, поскольку МУП «Ворошиловское межрайонное БТИ» действует в рамках норм действующего законодательства, доказательств нарушения прав и законных интересов истца, суду не представлено.

Таким образом, суд полагает необходимым в удовлетворении иска Сорокиной С.А. отказать в полном объеме, поскольку заявленные ею требования незаконны и необоснованны.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Исковые требования Сорокиной ФИО6 к Муниципальному унитарному предприятию Ворошиловскому межрайонному бюро технической инвентаризации о признании недействительной оценки домовладения и возложении обязанности произвести перерасчет – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский Областной суд через Ворошиловский районный суд г.Волгограда.

Мотивированный текст решения изготовлен 17.01.2011 года.

Председательствующий