Дело № 2-1614/11
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2011 года г. Волгоград
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Чуриной Е.В.
при секретаре судебного заседания Приваловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Волгограда в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию «Волгоградское областное предприятие «Вокзал-Авто» о понуждении устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Центрального района г. Волгограда обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию «Волгоградское областное предприятие «Вокзал-Авто» (далее ГУП ВОП «Вокзал-Авто») о понуждении устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
В обоснование указав, что прокуратурой Центрального района г. Волгограда с участием специалистов Управления госстройнадзора администрации Волгоградской области, ОНД по Центральному району ОНД по г. Волгограду УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области, комитета земельных ресурсов администрации Волгограда проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности, требований к оборудованию специальными помещениями автовокзала при эксплуатации ГУП ВОП «Вокзал-Авто» здания Центрального автовокзала и прилегающей к нему территории, расположенных по адресу: <адрес>. В ходе проверки выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации здания Центрального автовокзала, а именно: ограждающие конструкции тамбуров основного и запасного эвакуационных выходов, холла и залов ожидания на первом этаже здания вокзала, а также ограждающие конструкции лестничной клетки и коридор 2-го этажа здания вокзала отделаны горючим материалом (пластиковые стеновые панели и панели на основе МДФ), что не соответствует требованиям п. 3, 33, 53 ППБ-01-03. п. 6.25* СНиП 21-01-97; автовокзал не оборудован прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны (п. 39 ППБ-01-03); не оборудован техническими средствами обеспечивающими передачу сигнала по беспроводным линиям связи, о срабатывании систем противопожарной защиты (п. 12 НПБ 110-03. п. 13.4 НПБ 88-2001 п. 14.4 приложение А п. А.9 СП 5.13130.2009, Приказ №507 ГУ МЧС России по Волгоградской области; входная дверь в помещение электрощитовой, расположенной на 1-м этаже здания автовокзала выполнена не противопожарной 2-го типа (п. 3 ППБ-01-03, СНиП 21-01-97* п. 5.14, 7,4, п. 7.3.14 ПУЭ); под лестничным маршем лестничной клетки, ведущей на 2-й этаж, на первом этаже здания вокзала допущено расположение комнаты размещением технического персонала (п. 40 ППБ-01-03). Считает, что эксплуатация автовокзала, являющегося объектом массового скопления людей, не отвечающая требованиям противопожарной безопасности, грубо нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц: работников автовокзала, посетителей вокзала, водителей автотранспорта, создает угрозу жизни и здоровья для неопределенного круга лиц. Просит возложить на ответчика обязанность в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности, требований к оборудованию автовокзалов, допущенных при эксплуатации двухэтажного здания Центрального автовокзала (общая площадь 720, 3 кв.м.), расположенного по <адрес>, закреплено за ГУП ВОП «Вокзал-Авто» на праве хозяйственного ведения, а именно: оборудовать здание автовокзала прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны, оборудовать здание автовокзала техническими, средствами, обеспечивающими передачу сигнала по беспроводным линиям связи, о срабатывании систем противопожарной защиты; оборудовать ограждающие конструкции тамбуров основного и запасного эвакуационных выходов, холла и залов ожидания на первом этаже здания вокзала, а также ограждающие конструкции лестничной клетки и коридора 2-го этажа здания вокзала не горючим материалом; оборудовать входную дверь в помещение электрощитовой, расположенной на 1 -м этаже здания автовокзала противопожарной 2-го типа; освободить от технического персонала комнату, расположенную под лестничным маршем лестничной клетки, ведущей на 2-й этаж, на первом этаже здания; оборудовать здание автовокзала помещениями для организации комнаты матери и ребенка; для отдыха водителей автотранспортных средств, следующих по регулярным маршрутам перевозок пассажиров и багажа, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории этого автовокзала.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Волгограда Шубаев В.Д. на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представители ответчика ГУП ВОП «Вокзал-Авто» Ковин В.А., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и директор Кузнецов В.А., действующий на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований прокурора Центрального района г. Волгограда не возражали. Полагали, что поскольку оборудование вокзала ограждающими конструкциями тамбуров основного и запасного эвакуационных выходов, холла и залов ожидания на первом этаже здания вокзала, а также лестничной клетки и коридора 2-го этажа не горючим материалом и помещениями для организации комнаты матери и ребенка необходима реконструкция здания вокзала и ее согласование в органах местного самоуправления, выполнить указанные работы в двухмесячный срок не представляется возможным, в связи с чем, просят в данной части исковых требований установить шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для устранения нарушений требований пожарной безопасности.
В судебном заседании представитель третьего лица ОГПН Центрального района Волгограда УГПН ГУ МЧС РФ по Волгоградской области Жиленков А.Ю., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора Центрального района г. Волгограда поддержал.
Представитель третьего лица Комитета по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомил.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно ст. 3 Федерального Закона РФ от 08.11.2007 №259 «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», с п. 20 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. №112, Приказом Минтранса России от 01.11.2010 №234 утверждены Требования к оборудованию автовокзалов обязательные для выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, владеющими автовокзалами на правах собственности или ином законном основании.
Согласно ст. 37 Федерального Закона РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции от 22.07.2008 года, с изм. от 14.03.2009 года) руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее Правила) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органам местного самоуправления, организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностным лицами, предпринимателями без образования юридического лица гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
На основании ст. 20 Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Приказом МЧС России от 18.06.2003 №313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03); Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03); Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 утверждены нормы пожарной безопасности (НПБ 110-03); постановлением Минстроя России от 13.02.97 г. №18-7 приняты и введены в действие СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений FIRE SAFETY OF BUILDINGS AND WORKS (далее - СНиП 21-01-97*).
На основании ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Статьей 59 указанного закона предусмотрено, что ограничение распространения пожара за пределы очага должно обеспечиваться одним или несколькими из следующих способов: устройство противопожарных преград; устройство пожарных отсеков и секций, а также ограничение этажности зданий, сооружений и строений; применение устройств аварийного отключения и переключение установок и коммуникаций при пожаре; применение средств, предотвращающих или ограничивающих разлив и растекание жидкостей при пожаре; применение огнепреграждающих устройств в оборудовании; применение установок пожаротушения.
В соответствии со ст. 88 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в части зданий, сооружений, строений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарным преградами. требования к таким ограждающим конструкциям и типа противопожарных преград устанавливаются с учетом классовой функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, строения, пожарного отсека.
Пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблице 2 приложения к настоящему Федеральному закону.
В судебном заседании установлено, что распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ двухэтажное здание Центрального автовокзала, общей площадью 720, 3 кв.м., расположенное по <адрес>, закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУП ВОП «Вокзал- Авто». (л.д. 10)
В соответствие с постановлением главы администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации учета объектов государственной собственности Волгоградской области и введении Реестра объектов государственной собственности Волгоградской области», ГУП ВОП «Вокзал-Авто» выдано свидетельство о внесении в реестр объектов государственной собственности Волгоградской области государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и присвоен реестровый номер №.
На основании распоряжения Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ за ГУП ВОП «Вокзал-Авто» зарегистрировано право хозяйственного ведения на здание Центрального автовокзала, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13, 14-15)
Согласно кадастровому паспорту ГУП ВОП «Вокзал-Авто», в 1967 году здание введено в эксплуатацию, что также подтверждается копией технического паспорта (л.д. 7-9, 18-39).
Как следует из материалов дела, в ГУП ВОП «Вокзал-Авто», государственным инспектором Центрального района г. Волгограда по пожарному надзору – инспектором отделения надзорной деятельности по Центральному району ОНД по г. Волгограду УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области, проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности.
Согласно письма ОНД по Центральному району г. Волгограду УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области за № от ДД.ММ.ГГГГ в результате проверки установлено, что: ограждающие конструкции тамбуров основного и запасной эвакуационных выходов, холла и залов ожидания на первом этаже здания вокзала, а также ограждающие конструкции лестничной клетки и коридор 2-го этажа здания вокзала отделаны горючим материалом (пластиковые стеновые панели и панели на основе МДФ), что не соответствует требованиям п. 3, 33, 53 ППБ-01-03. п. 6.25* СНиП 21-01-97; автовокзал не оборудован прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны (п. 39 ППБ-01-03); не оборудован техническими средствами обеспечивающими передачу сигнала по беспроводным линиям связи, о срабатывании систем противопожарной защиты (п. 12 НПБ 110-03. п. 13.4 НПБ 88-2001 п. 14.4 приложение А п. А.9 СП 5.13130.2009, Приказ №507 ГУ МЧС России по Волгоградской области; входная дверь в помещение электрощитовой, расположенной на 1-м этаже здания автовокзала выполнена не противопожарной 2-го типа (п. 3 ППБ-01-03, СНиП 21-01-97* п. 5.14, 7,4, п. 7.3.14 ПУЭ); под лестничным маршем лестничной клетки, ведущей на 2-й этаж, на первом этаже здания вокзала допущено расположение комнаты размещением технического персонала (п. 40 ППБ-01-03). (л.д. 5)
На основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ ОНД по Центральному району г. Волгограду УНД ГУ МЧС России по Волгоградской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГУП ВОП «Вокзал-Авто» проведена внеплановая выездная проверка за выполнением ранее выданного предписания № № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, срок исполнения, которого истек ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, в результате проверки установлено, что ограждающие конструкции тамбуров основного и запасной эвакуационных выходов, холла и залов ожидания на первом этаже здания вокзала, а также ограждающие конструкции лестничной клетки и коридор 2-го этажа здания вокзала отделаны горючим материалом (пластиковые стеновые панели и панели на основе МДФ), что не соответствует требованиям п. 3, 33, 53 ППБ-01-03. п. 6.25* СНиП 21-01-97.
ДД.ММ.ГГГГ, за №, ГУП ВОП «Вокзал-Авто» было выдано предписание о принятии мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, выявленного в ходе проверки.
Как следует из материалов дела, юридическим лицом ГУП ВОП «Вокзал-Авто» устранена часть выявленных нарушений правил пожарной безопасности, выявленных в ходе проведения проверки.
Так, ДД.ММ.ГГГГ между ГУП ВОП «Вокзал-Авто» и <данные изъяты> был заключен договор №, согласно которому заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по техническому обслуживанию передающего оборудования системы передачи извещения о пожаре, установленной на объекте ГУП ВОП «Вокзал-Авто».
В соответствии с договором №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ГУП ВОП «Вокзал-Авто» и <данные изъяты>, исполнитель принимает на себя обязанности оказания услуг по монтажу и поставки оборудования системы передачи извещения о пожаре на объекте заказчика, расположенного по адресу: <адрес>.
Также ДД.ММ.ГГГГ, ГУП ВОП «Вокзал-Авто» у <данные изъяты> была приобретена противопожарная дверь с оплатой услуг по ее установке, что подтверждается копией договора № от ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании директор ГУП ВОП «Вокзал-Авто» пояснил, что остальные выявленные нарушения, а именно оборудование вокзала ограждающими конструкциями тамбуров основного и запасного эвакуационных выходов, холла и залов ожидания на первом этаже здания вокзала, а также лестничной клетки и коридора 2-го этажа не горючим материалом и помещениями для организации комнаты матери и ребенка будут устранены в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку для исполнения данных мероприятий необходима реконструкция здания вокзала и ее согласование в органах местного самоуправления.
Учитывая, что эксплуатация автовокзала, являющегося объектом массового скопления людей, не отвечающая требованиям противопожарной безопасности, грубо нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц: работников автовокзала, посетителей вокзала, водителей автотранспорта, создает угрозу жизни и здоровья для неопределенного круга лиц, суд полагает, что исковые требования прокурора Центрального района г. Волгограда основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд считает возможным установить ответчику ГУП ВОП «Вокзал-Авто» шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу по оборудованию вокзала ограждающими конструкциями тамбуров основного и запасного эвакуационных выходов, холла и залов ожидания на первом этаже здания вокзала, а также лестничной клетки и коридора 2-го этажа не горючим материалом и помещениями для организации комнаты матери и ребенка, поскольку для исполнения данных мероприятий требуется выполнение большого объема строительных и ремонтных работ, которые требуют согласования с органами местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать ГУП ВОП «Вокзал-Авто» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Центрального района г. Волгограда в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию «Волгоградское областное предприятие «Вокзал-Авто» о понуждении устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности – удовлетворить.
Обязать Государственное унитарное предприятие «Волгоградское областное предприятие «Вокзал-Авто» устранить нарушения требований пожарной безопасности, требований к оборудованию автовокзалов, допущенных при эксплуатации двухэтажного здания Центрального автовокзала (общая площадь 720, 3 кв.м.), расположенного по <адрес>, а именно: оборудовать здание автовокзала прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу; оборудовать здание автовокзала техническими средствами, обеспечивающими передачу сигнала по беспроводным линиям связи, о срабатывании систем противопожарной защиты в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу; оборудовать ограждающие конструкции тамбуров основного и запасного эвакуационных выходов, холла и залов ожидания на первом этаже здания вокзала, а также ограждающие конструкции лестничной клетки и коридора 2-го этажа здания вокзала не горючим материалом в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу; оборудовать входную дверь в помещение электрощитовой, расположенной на первом этаже здания автовокзала противопожарной 2-го типа в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу; освободить от технического персонала комнату, расположенную под лестничным маршем лестничной клетки, ведущей на 2-й этаж, на первом этаже здания в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу; оборудовать здание автовокзала помещениями для организации комнаты матери и ребенка; для отдыха водителей автотранспортных средств, следующих по регулярным маршрутам перевозок пассажиров и багажа, в состав которых включен остановочный пункт, расположенный на территории автовокзала в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда.
Мотивированный текст решения изготовлен 05 апреля 2011 года.
Председательствующий: