Дело № 2-1568/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации (России)
12 апреля 2011 г г. Волгоград
Ворошиловский районный суд г. Волгограда в составе:
Председательствующего судьи Поповой Е.В.
при секретаре Янкиной С.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Спектр» о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Волгоградский природоохранный прокурор обратился в суд с иском, в котором просит обязать ООО «Спектр» разработать проект рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенного на расстоянии № метров северо-западнее от автотрассы «Волгоград-Москва», и в № км от р.п. Городище Городищенского района Волгоградской области, принадлежащего на праве собственности Волгоградской сортоиспытательной станции филиала ФГУ «Государственная комиссия РФ по испытанию и охране селекционных достижений»; обязать ООО «Спектр» после разработки проекта рекультивации провести рекультивационные работы нарушенных земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенного на расстоянии № метров северо-западнее от автотрассы «Волгоград-Москва», и в № км от р.п. Городище Городищенского района Волгоградской области, принадлежащего на праве собственности Волгоградской сортоиспытательной станции филиала ФГУ «Государственная комиссия РФ по испытанию и охране селекционных достижений».
В обоснование иска указал, что проведенной Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО «Спектр» выявлены нарушения природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности. Установлено, что ООО «Спектр» образовано ДД.ММ.ГГГГ и расположено по адресу: г. Волгоград, ул. Елецкая, д. 21, офис 317. Согласно Устава ООО «Спектр», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ одними из основных видов деятельности общества являются: производство общестроительных работ, разработка гравийных и песчаных карьеров, строительно-эксплуатационные работы. В начале ДД.ММ.ГГГГ года, ООО «Спектр», не имея законных оснований и прав на пользование земельным участком, начал эксплуатацию участка земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номер №, расположенного на расстоянии № метров северо-запада от автотрассы «Волгоград-Москва», и в № км от р.п. Городище Городищенско района Волгоградской области, принадлежащего на праве собственности Волгоградской сортоиспытательной станции филиала ФГУ «Государственна комиссия РФ по испытанию и охране селекционных достижений», для разработки карьера для последующей добычи песка. Должностные лица ООО «Спектр» ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на отсутствие разрешения и без согласования с собственником земельного участка, без предварительной оценки воздействия осуществляемой деятельности на окружающую среду, в отсутствие проекта рекультивации, приступили к производству работ посредством арендованной у подрядных организации техники. В результате, незаконных действий ООО «Спектр», осуществило работы на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № по разработке и эксплуатации песчаного карьера с целью добычи общераспространенного полезного ископаемого в виде песка, в результате чего был снят и перемещен плодородный слой почвы, уничтожен растительный и почвенный покров на площади № м., изъят грунт, при этом, объем отработанной части карьера составил не менее № м.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Чепурков О.С. суду пояснил, что на удовлетворении исковых требований настаивает в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика ООО «Спектр» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно представленного заявления просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений по иску не представил.
Представитель третьего лица ФГУ «РОССОТКОМИССИЯ» Чеботков Н.Н., действующий на основании доверенности, суду пояснил, что на удовлетворении исковых требований прокурора настаивает по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об охране окружающей среды", размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со ст. 13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам; 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; 5) сохранению достигнутого уровня мелиорации; 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; 7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
На основании ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст. 78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений. Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
На основании ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Определение размера причиненного окружающей среде вреда, в том числе земле как природному объекту, осуществляется на основании нормативов в области охраны окружающей среды в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Приказом Минприроды РФ от 22.12.1995 г. № 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», в пунктах 5 и 6 определено, что рекультивации подлежат земли, нарушенные, в т.ч. при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземных способом, а также добыче торфа. Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
В ходе разбирательства по делу установлено, что проведенной Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ООО «Спектр» выявлены нарушения природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности. ООО «Спектр» образовано ДД.ММ.ГГГГ и расположено по адресу: г. Волгоград, ул. Елецкая, д. 21, офис 317.
Согласно Устава ООО «Спектр», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ одними из основных видов деятельности общества являются: производство общестроительных работ, разработка гравийных и песчаных карьеров, строительно-эксплуатационные работы. (л.д. 12-13)
Как следует из пояснений истца, в начале ДД.ММ.ГГГГ года, ООО «Спектр», не имея законных оснований и прав на пользование земельным участком, начал эксплуатацию участка земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номер №, расположенного на расстоянии № метров северо-запада от автотрассы «Волгоград-Москва», и в № км от р.п. Городище Городищенско района Волгоградской области, принадлежащего на праве собственности Волгоградской сортоиспытательной станции филиала ФГУ «Государственна комиссия РФ по испытанию и охране селекционных достижений», для разработки карьера для последующей добычи песка.
Должностные лица ООО «Спектр» ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на отсутствие разрешения и без согласования с собственником земельного участка, без предварительной оценки воздействия осуществляемой деятельности на окружающую среду, в отсутствие проекта рекультивации, приступили к производству работ посредством арендованной у подрядных организации техники.
В результате, незаконных действий ООО «Спектр», осуществило работы на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № по разработке и эксплуатации песчаного карьера с целью добычи общераспространенного полезного ископаемого в виде песка, в результате чего был снят и перемещен плодородный слой почвы, уничтожен растительный и почвенный покров на площади №4 м., изъят грунт, при этом, объем отработанной части карьера составил не менее № м.
Нарушения, допущенные ООО «Спектр» при производстве работ по разработке и эксплуатации песчаного карьера на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенного на расстоянии № метров северо-западнее от автотрассы «Волгоград-Москва», и в № км от р.п.Городище Городищенского района Волгоградской области, подтверждаются: справкой Комитета Облкомприроды от ДД.ММ.ГГГГ, заключением Управления Россельхознадзора по Воронежской и Волгоградской областям от ДД.ММ.ГГГГ, справкой от ДД.ММ.ГГГГ обмера границ нарушенного земельного участка, протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, протоколами испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ, заключением комиссионной агроэкологической судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6, 7-11, 16-17, 18, 19, 20-21, 23, 24, 25, 26, 27, 28-30).
В результате нарушения правил охраны окружающей среды при проведении ООО «Спектр» работ по разработке и эксплуатации песчаного карьера наступили иные тяжкие последствия, выразившиеся в изменении первоначального состоянии ландшафта, в уничтожении растительного и почвенного покрова (плодородного слоя почвы) земель сельскохозяйственного назначения на площади № м2 в частичной выемки материнской породы недр. Указанные действия повлияли на устойчивость данного ландшафта, а именно было нарушено гомеостатическое состояние территории, в силу чего произошла утрата средообразующей и средозащитной функций, что повлечет за собой неизбежное развитие деградационных процессов. Полностью уничтожен плодородный слой почвы, образование которого в естественных условиях происходит в течение столетий.
Указанные обстоятельства также подтверждается приговором Городищенского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу. (л.д. )
Согласно порядку компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, установленному ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения".
Таким образом, поскольку действиями ООО «Спектр» причинен вред окружающей природной среде, необходимо проведение комплекса работ по рекультивации нарушенных земель.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что подлежат удовлетворению исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации о возложении на ООО «Спектр» обязанности разработать проект рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № расположенного на расстоянии № метров северо-западнее от автотрассы «Волгоград-Москва», и в № км от р.п. Городище Городищенского района Волгоградской области, принадлежащего на праве собственности Волгоградской сортоиспытательной станции филиала ФГУ «Государственная комиссия РФ по испытанию и охране селекционных достижений»; обязать ООО «Спектр» после разработки проекта рекультивации провести рекультивационные работы нарушенных земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенного на расстоянии 1000 метров северо-западнее от автотрассы «Волгоград-Москва», и в № км от р.п. Городище Городищенского района Волгоградской области, принадлежащего на праве собственности Волгоградской сортоиспытательной станции филиала ФГУ «Государственная комиссия РФ по испытанию и охране селекционных достижений».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к Обществу с ограниченной ответственностью «Спектр» о возложении обязанностей – удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Спектр» разработать проект рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенных на расстоянии № метров северо-западнее от автотрассы «Волгоград-Москва», и в 3 км от р.п. Городище Городищенского района Волгоградской области, принадлежащего на праве собственности Волгоградской сортоиспытательной станции филиала ФГУ «Государственная комиссия РФ по испытанию и охране селекционных достижений».
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Спектр» после разработки проекта рекультивации провести рекультивационные работы нарушенных земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенных на расстоянии 1000 метров северо-западнее от автотрассы «Волгоград-Москва», и в 3 км от р.п. Городище Городищенского района Волгоградской области, принадлежащего на праве собственности Волгоградской сортоиспытательной станции филиала ФГУ «Государственная комиссия РФ по испытанию и охране селекционных достижений».
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда.
Мотивированный текст решения изготовлен 15 апреля 2011 года.
Председательствующий: Е.В. Попова