Дело № 2-1772/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 апреля 2011 года г.Волгоград
Ворошиловский районный суд г.Волгограда
в составе: председательствующего судьи Чуриной Е.В.
при секретаре судебного заседания Приваловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Косовой ФИО10 к Ерёмину ФИО11 о признании сделки купли-продажи недействительной, признании нежилого помещения общей долевой собственностью,
установил:
Косова Е.Ф. обратилась в суд с иском к Ерёмину Н.В. о признании сделки купли-продажи недействительной, признании нежилого помещения общей долевой собственностью.
В обоснование указав, что она является собственником жилого помещения – <адрес> многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. Также в указанном жилом доме имеются подвальные помещения, которые занимаю различные организации. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и Ерёминым Н.В. был заключен договор купли-продажи, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность покупателю нежилое помещение под инвентарным номером №, расположенное в подвале жилого дома по адресу: <адрес>, а покупатель обязуется принять его и оплатить согласованную сторонами цену. Считает, что нежилое помещение, принадлежащее ответчику является общей долевой собственностью всех собственников жилого многоквартирного дома и не может принадлежать физическому лицу, поскольку в нем имеется общедомовое имущество (инженерные сети, коммуникации). В связи с чем, просит признать сделку по купле-продаже встроенного нежилого помещения №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в жилом <адрес>, недействительной, признать указанное нежилое помещение общей долевой собственностью жильцов жилого дома.
Истец Косова Е.Ф. в судебное заседание не явилась, согласно письменного заявления просит рассмотреть дело в сове отсутствие, с участием представителя.
В судебном заседании представитель истца Косов А.С., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Косовой Е.Ф. поддержал в полном объеме.
Ответчик Ерёмин Н.В. в судебное заседание не явился, согласно письменного заявления просит рассмотреть дело в сове отсутствие, с участием представителя.
В судебном заседании представитель ответчика Бирюков С.А., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Косовой Е.Ф. не признал, суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ Ерёмин Н.В. приобрёл у ФИО5 по договору купли-продажи нежилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. инвентарным номером №, расположенное в подвале жилого дома по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанная сделка зарегистрирована в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>. Ерёмину Н.В. выдано свидетельство о праве собственности. До момента регистрации права собственности Ереминым Н.В. во встроенном нежилом помещении выполнена перепланировка, о чем имеется заключение и согласование МУП Ворошиловское межрайонное БТИ. Каких-либо претензий к ответчику со стороны регистрирующих органов и иных государственных и муниципальных органов и служб не предъявлялось. Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 15.12.2009 № 12537/09 право общей долевой собственности домовладельцев возникает не на любую подвальную часть жилого дома, а лишь на технические подвалы, то есть подвальные помещения, самостоятельное использование которых невозможно. Если же возможно самостоятельное использование, то данное помещение является объектом недвижимости и к общему имуществу жилого дома не относится. Из технического заключения и технического паспорта на встроенное нежилое помещение, принадлежащее Еремину Н.В. на праве собственности, составленным МУП «Ворошиловское межрайонное БТИ» следует, что оно не относится к техническим подвалам, поскольку не имеет технического назначения. Полагает, что встроенное нежилое помещение, принадлежащее на праве собственности Ерёмину Н.В., не является общей долевой собственностью, поскольку не содержит признаков такого имущества, так как предназначено для самостоятельной эксплуатации с момента ввода жилого дома в эксплуатацию. Просит в удовлетворении иска Косовой Е.Ф. отказать в полном объеме.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, ФИО5 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований Косовой Е.Ф. возражал, пояснив, что к общему имуществу домовладельцев относятся помещения, не имеющие самостоятельного назначения. Одновременно в многоквартирном доме могут быть и иные помещения, которые предназначены для самостоятельного использования. Они являются недвижимыми вещами и самостоятельными объектами гражданских прав. Вместе с тем, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 15.12.2009 № 12537/09 право общей долевой собственности домовладельцев возникает не на любую подвальную часть жилого дома, а лишь на технические подвалы, то есть подвальные помещения, самостоятельное использование которых невозможно. Таким образом, встроенное нежилое помещение, расположенное в подвале жилого дома по <адрес> предназначено для самостоятельного использования, в связи с чем, данное помещение является объектом недвижимости и к общему имуществу жилого дома не относится. Просит в удовлетворении иска Косовой Е.Ф. отказать в полном объеме.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. (часть 1 статья 9 ГК РФ)
В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ст.166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено лицами, указанными в настоящем Кодексе.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.
В соответствии со ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В судебном заседании установлено, что встроенные подвальные помещения в <адрес> за инвентарными номерами № построены за счет собственных средств застройщика ООО «Бинко-ОСП» с согласия инвестора ООО «Регионстройивест», что подтверждается копией справки филиала <адрес>, свидетельством о государственной регистрации права № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и ООО «Бинко-ОСП» было заключено соглашение о предоставлении отступного передачей должником нежилого помещения кредитору, по условиям которого на основании договора на оказание юридических услуг, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между кредитором и должником, должник взамен частичного исполнения обязательств по возврату денежных средств в сумме <данные изъяты> рублей предоставляет отступное и обязуется, передать в собственность, а кредитор принять в собственность в пределах суммы задолженности должника перед кредитором по указанному договору нежилое помещение, с инвентарным номером №, расположенное в подвале жилого <адрес>.
Согласно п. № соглашения, указанное нежилое помещение расположено в подвале 10-ти этажного монолитно-кирпичного жилого дома, состоит из одной комнаты размером общей площадью — <данные изъяты> кв.м.
Нежилое помещение принадлежит должнику на основании акта о реализации результатов инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ, инвестиционного договора № от ДД.ММ.ГГГГ. (п. № соглашения от ДД.ММ.ГГГГ)
В соответствии с п. № соглашения, заключенного между ФИО5 и ООО «Бинко-ОСП» передача нежилого помещения осуществляется сторонами путем подписание передаточного акта в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Государственная регистрация переходе права осуществляется после передачи нежилого помещения кредитору. Расходы по государственной регистрации несет должник.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и ООО «Бинко-ОСП» был также подписан акт приема-передачи объекта отступного, согласно которому стороны согласились, что техническое состояние и качество передаваемого помещения соответствует проектно-техническим условиям. Ключи от нежилого помещения переданы кредитору в момент подписания настоящего акта приема- передачи.
Должник гарантирует, что нежилое помещение на момент передачи свободно от права требования третьими лицами.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и Ереминым Н.В. был заключен договор купли-продажи, согласно которого продавец обязуется передать в собственность покупателю нежилое помещение под инвентарным номером №, расположенное в подвале жилого дома по адресу: <адрес>, а покупатель обязуется принять его и оплатить согласованную сторонами цену.
В соответствии с п№ договора указанное нежилое помещение, расположено в подвале десятиэтажного жилого дома. Общая площадь № кв.м., инвентаризационная оценка помещения <данные изъяты> рубля. Характеристика нежилого помещения дана по технической документации, выданной МУП ВМБТИ г. Волгограда.
В силу п. № договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ отчуждаемое нежилое помещение принадлежит продавцу на праве частной собственности, на основании соглашения о предоставлении отступного передачей должником нежилого помещения кредитору от ДД.ММ.ГГГГ На основании данного правоустанавливающего документа Управлением Росреестра по Волгоградской области, ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №.
ДД.ММ.ГГГГ, указанное недвижимое имущество принято Ерёминым Н.В., о чем сторонами составлен передаточный акт.
В установленном законе порядке, договор купли-продажи нежилого помещения, расположенного в подвале жилого дома по адресу: <адрес>, заключенный между ФИО5 и Ерёминым Н.В. зарегистрирован в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Федеральной регистрационной службы по Волгоградской области, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15)
Согласно ст. 554 ГК РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Статьей 555 ГК РФ предусмотрено, что договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества.
При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса, не применяются.
Исследуя представленные доказательства в их совокупности, и дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов истца.
Согласно ст. 154 ГК РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон.
Часть 1 ст.160 ГК РФ предусматривает, что сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
Как следует из материалов дела, договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключен в соответствии с действующим законодательством, стоимость отчуждаемого имущества была оговорена сторонами, о чем свидетельствуют подписи Ерёмина Н.В. и ФИО5 в указанном договоре.
Таким образом, оспариваемая сделка сторонами продавцом ФИО5 и покупателем Ерёминым Н.В. исполнена, поскольку имущество передано от ответчика к третьему лицу, право собственности на нежилое помещение, расположенное в подвале жилого дома по адресу: <адрес> государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, оспариваемый Косовой Е.Ф. договор купли-продажи имеет возмездный характер. Предусмотренный сторонами порядок расчетов действующему законодательству не противоречит.
Поскольку истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о безвозмездном характере данной сделки, суд не находит оснований для признания оспариваемого договора купли-продажи нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, оспоримой сделкой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 ГК РФ, и согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, общим имуществом в многоквартирном доме являются помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии со Строительными нормами и правилами (СНиП) 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в РФ, утвержденной Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37, техническим этажом(помещением) признается помещение для размещения инженерного оборудования здания и прокладки коммуникаций (может быть расположено в нижней части здания (техническое подполье, технический этаж), верхней (технический чердак) или между надземными этажами. Междуэтажное пространство высотой 1,8 м и менее, используемое только для прокладки коммуникаций, этажом не является).
Судом установлено, что в жилом <адрес> имеются технические помещения, которые имеют инженерное оборудование и коммуникации, предназначенные для обслуживания жилого дома.
Однако суд полагает, что спорное помещение №, не может считаться техническим, так как не имеет инженерного оборудования и коммуникаций, обслуживающих жилой дом, что подтверждается техническим паспортом.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в производстве Арбитражного суда Волгоградской области находилось гражданское дело по иску ТСЖ «Квартал Голицино» к ООО «Бинко-Осп», ООО «Регионстройинвест» о признании сделки недействительной.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что в состав встроенных нежилых помещений, общей площадью <данные изъяты> кв.м. входили следующие нежилые помещения: подвал: помещения №, №, площадью <данные изъяты> кв.м.; этаж помещения № площадью <данные изъяты> кв.м.; этаж помещения № площадью <данные изъяты> кв.м.; <данные изъяты> этаж помещения № площадью <данные изъяты> кв.м. Помещения под инвентарными номерами № были приняты в эксплуатацию в установленном законом порядке как встроенные нежилые помещения, и не могут считаться техническими, так как не имеют инженерного оборудования и коммуникаций, обслуживающих жилой дом. В связи с чем, в иске ТСЖ «Квартал Голицино» и ООО «Бинко-Осп», ООО «Регионстройинвест» о признании сделки недействительной, отказано. (л.д. 22-26)
В связи с чем, выводы суда арбитражного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть переоценены судом, в рамках рассмотрения настоящего дела.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, истцом Косовой Е.Ф. и ее представителем в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не было представлено доказательств тому, что спорное нежилое помещение, расположенное в подвале жилого дома по адресу: <адрес>, является объектами общей долевой собственностью, суд находит несостоятельными, поскольку опровергаются материалами дела.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для признания недействительной сделки купли-продажи нежилого помещения, расположенного в подвале жилого дома по адресу: <адрес>, заключенной между ФИО5 и Ерёминым Н.В., а также признания нежилого помещения общей долевой собственностью жильцов жилого <адрес>, в связи с чем, полагает необходимым в удовлетворении иска Косовой Е.Ф. отказать в полном объеме.
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Косовой ФИО10 к Ерёмину ФИО11 о признании недействительной сделки купли-продажи встроенного нежилого помещения №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного в жилом <адрес> и признании указанного нежилого помещения общей долевой собственностью жильцов жилого <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Волгоградский Областной суд через Ворошиловский районный суд г.Волгограда.
Мотивированный текст решения изготовлен 10 апреля 2011 года.
Председательствующий: